Я вижу, как ты танцуешь. Почему уже можно хвалить Роберто Манчини
Много скучных рассуждений о тактике сборной Италии.
Италия победила Финляндию и Лихтенштейн. Разве она не обязана выигрывать у таких соперников?
Мы же говорим о современной Италии, которая полтора года назад не попала на чемпионат мира. Кроме того, и в лучшие времена «адзурри» не умели громить скромные сборные. Я помню матчи с финнами при Джованни Трапаттони в рамках отбора к Евро-2004. В составе: Буффон, Неста, Каннаваро, Дзамбротта, Тотти, Вьери, Дель Пьеро. Все молоды и полны сил – средний возраст команды едва переваливал за 27 лет. Некоторые игроки – лучшие в мире на своих позициях. А на табло тот же результат – 2:0. Тогда в составе финнов выделялся лишь Майкл Форсселль, сейчас же в команде Маркку Канервы есть сразу несколько интересных исполнителей – недавние победы в Лиге наций над греками и венграми подтверждают их приличный уровень.
Лихтенштейн же действительно слаб. Однако итальянцы никому не забивали шесть голов с 1993 года. А с тех пор приходилось играть с Мальтой, Сан-Марино, Гаити, Фарерскими островами и другими карликами. Побед же со счетом 6:0 Национале не одерживала с 1962 года, когда президентом США был Джон Кеннеди. И главное – Манчини заслужил комплименты не столько за результаты, сколько за проделанную работу. В чем заключается эта работа?
За девять месяцев у СТ было пять сборов. Прошлым летом он провел инвентаризацию – итальянцы победили саудитов, уступили французам и сыграли вничью с голландцами. Качество футбола было так себе. А команды, как таковой, не было – лишь группа футболистов, измученных критикой, неудачами и долгим сезоном. Во многом поэтому Манчини предоставил им еще один шанс – в сентябре, когда стартовала Лига наций. Я был на стадионе в Болонье и наблюдал за парнями. На их фоне поляки выглядели сборной с другой планеты, почти Бразилией при Сократесе. После матча итальянские журналисты говорили: «Да что вы хотите? У нас же нет полузащитников уровня Зелиньски!» А потом было поражение от португальцев, после которого Манчини и начал реформы.
Какие реформы?
Поворотный момент – товарищеский матч с Украиной. Итальянцы сыграли вничью, но впервые за долгое время не было стыдно за качество футбола. В центре поля вышли Верратти, Жоржиньо и Барелла. Для игрока «Кальяри» это был дебют за Национале. Впереди – Бернардески, Инсинье, Кьеза. Идея играть вообще без номинального центрфорварда – не изобретение Манчини. До него в сборной Италии похожую структуру использовал Чезаре Пранделли. Но в основном СТ вдохновлял «Наполи» Маурицио Сарри. Большая команда из маленьких людей. У Италии не было классного центрфорварда. Был Марио Балотелли, который в Болонье ходил по полю пешком. Еще был Андреа Белотти, который, похоже, не всегда попадает в дверной проем. И был Чиро Иммобиле, который накануне вызовов в сборную зачем-то меняется местами со своим братом-близнецом. Два года назад у «Наполи» после ухода Игуаина сложилась аналогичная ситуация, и тогда Сарри от безысходности превратил 169-сантиметрового бельгийца в центрального нападающего.
У Манчини – сильная группа аналитиков, причем некоторые давно работают в сборной. Однако не все СТ к ним прислушивались. Например, есть Антонио Гальярди – специалист по анализу соперников, а также большой поклонник методов Маурицио Сарри. Он часами просматривал старые матчи «Наполи». В результате итальянский штаб позаимствовал у «партенопейцев» некоторые моменты. В частности – циркуляцию группы атаки, а также шаблоны взаимодействий Верратти с Инсинье впереди и Верратти с Жоржиньо – в полузащите. Знаменитые треугольники забрали просто один в один. Изучая продвижение итальянцев во время фазы маневрирования, легко представить, как Верратти накануне мучили демонстрациями перемещений Аллана. Но оно того стоило – Марко никогда не играл так здорово в сборной.
Во время встречи против Украины не все функционировало на 100%, но через три дня СТ инвертировал позиции Бареллы и Верратти, и схема заработала. На этот раз никто из итальянских журналистов даже не заикался о том, что поляки – марсиане. Наоборот, все оценили зрелищность стиля «адзурри», хоть и ворчали про отсутствие инстинкта убийцы. Но лучше создавать моменты и их не реализовывать, чем вообще ничего не создавать. Манчини тогда проявил смелость, доверившись своим аналитикам.
Каков был его следущий шаг?
Потом был Сенси. На трио Верратти – Жоржиньо – Барелла можно опереться, но уже сегодня понятно, кто в нем слабое звено. Полузащитник «Челси» обладает многими полезными характеристиками: он понимает геометрию, у него есть средний пас и физика. Однако Жоржиньо – и близко не гений.
Это как сравнивать Кассано и Инсинье. Первый мог все. Посмотрите его лучшие матчи – там вообще не видно пределов мастерства. Кажется, еще чуть-чуть и из облаков появится рука Маццолы, и Тото дотронется до его пальцев, как на фреске Микеланджело в Сикстинской капелле. Инсинье же, при всем своем таланте, лишь имитирует движения великих предшественников. Вот и у Жоржиньо есть некоторый ресурс, но он – полузащитник для настоящего. Или для ближайшего будущего. Взгляд же Манчини устремлен далеко вперед. СТ сам был художником, он умеет распознавать ремесленников.
Удивительно, но дебют Стефано Сенси многими остался незамеченным. А зря. Идея использования медзалы, который время от времени совсем не медзала, позаимствована у Роберто Де Дзерби. В его «Сассуоло» происходит постоянная передача дирижерской палочки. Правда иногда её роняют, но это не смущает брешианского тренера. У него владение начинается с не владения. И Сенси – важный элемент этой философии. Почему бы не провернуть то же самое и в сборной?
Что нового было в последних двух матчах?
От прошлого мини-цикла осталась идея проактивного футбола, основанная на контроле мяча. За три с половиной месяца команда ничего не забыла – это уже огромное достижение Манчини. Говорят, что он беседует о тактике с каждым игроком индивидуально, а потом проводятся интенсивные разборы для всех вместе. СТ не устраивает двухразовые тренировки, как это делали Фаббри, Сакки и Конте. Ведь это не давало ничего, кроме ненависти больших клубов. Манчини понимает, что у него мало времени, чтобы давать серьезные нагрузки.
Клубные блоки – еще одна утопия, на которую почему-то уповают эксперты. У Энцо Беардзота было девять игроков «Юве» и восемь из «Торино». Они приезжали на базу, держа в головах десятки типовых комбинаций, которыми их обучили Радиче и Трапаттони. Сегодня же подобное трудно представить. Безусловно, клубные связки нужно использовать, но нельзя надеяться на их долговечность. За год до ЧМ-2014 мы думали, что Балотелли и Эль-Шаарави сыграют вместе 50 матчей, но в реальности вышло совсем иначе.
Накануне старта отбора к Евро-2020 Инсинье и Кьеза получили травмы. Многие на месте Манчини наверняка бы стали искать в этом оправдание, но он сумел использовать их отсутствие во благо. Против финнов частично была скопирована тактика «Ювентуса» в ответном матче 1/8 финала Лиги чемпионов. Чуть подробнее я останавливался на этом в тексте после игры.
Доктор Манчини. Кто вдохновляет тренера из Ези
Безусловно, сильным ходом стало привлечение Кина. И здесь я снова не понимаю итальянскую общественность. Говорят, что парень почти не играет в клубе. Что он слишком молод. Что его продвигает агент. И что? Нельзя его вызывать? Мойзе находится в отличной форме, в последних матчах Аллегри его регулярно использует. Манчини правильно выбрал момент – сборной нужны те, кто на пике возможностей, на подъеме. Никакие старые заслуги не должны приниматься во внимание.
Что сделал Манчини? Он превратил схему 4-3-3 в асимметричную 3-2-2-3, в которой Бонуччи занял непривычную для себя позицию право-центрального защитника. Бернардески и Барелла перешли в трекварти, причем Феде освободил на своем фланге место для Пиччини. Слева же отдали пространство Кину, которого поддерживал Бираги. В полузащите Верратти и Жоржиньо образовали структуру doppio play. На пару они сделали больше двухсот передач, причем 70 из них – друг на друга. Их целью было оттягивать на себя среднюю линию соперника, чтобы облегчить Барелле и Бернардески захват пространства между линиями.
Это был красивый план, но до конца он не сработал. Тренер финнов заслужил комплименты – он держал сзади семь человек, причем все линии были компактны. Цифры впечатляют – максимальное расстояние между ними было чуть больше 28 метров. И это при уровне баричентро в 51 метр! У Италии он был всего на 60 сантиметров выше. Арриго Сакки аплодировал бы стоя. Финны не садились глубоко, они действовали как «Эмполи» Джампаоло в его лучшие дни.
Но не все объясняется заслугами соперника. Бернардески перенервничал. В клубе рядом с ним – Манджукич и Криштиану, а здесь он должен вести за собой партнеров. И, конечно, Иммобиле опять был почти бесполезен. Мало того, что он неправильно перемещался, так еще и четыре раза попал в офсайд. Быстрый гол Бареллы был во многом случаен, но он раскрепостил хозяев. Однако Манчини адекватно оценил происходящее и после перерыва внес важные изменения. Во-первых, инверсия позиций Кина и Бернардески. Во-вторых, корректировка места нахождения Бонуччи, который вернулся в центр за счет возвращения назад Пиччини. И, наконец, выход Квальяреллы, которому помешало отличиться только невезение и класс вратаря соперника. Но ничто из этого не сравнится с переводом Верратти на несколько метров вперед. В перерыве я обменялся мнениями с тренером футбольной академии «Милана» и главным редактором лучшего в Италии издания по тактике, который присутствовал на «Стадио Фриули». Он настаивал, что хозяевам не хватает полузащитника, который оккупирует эту зону. И Манчини в точности выполнил его пожелания.
Счет первого тайма устраивал хозяев. Сколько итальянских тренеров, глядя на табло, предпочли бы оставить все как есть или же сыграть понадежнее, вернув назад терцини? Однако Манчини поставил на качество. Конечно, и во втором тайме мы не увидели идеальную Италию, однако произошло движение в нужную сторону. Даже Иммобиле преобразился – его голевой пас на Кина случился очень вовремя.
Что изменилось в матче с Лихтенштейном?
С этой командой можно было смело экспериментировать, ведь результат был предопределен. Однако Манчини вновь приготовил оригинальное блюдо. Triplice play – в полузащите, Спинаццола по-ювентийски – девять удачных обводок (просто феноменально), отсутствие треквартисты (соперник и так оставил все зоны) и роль «ложной девятки» для Квальяреллы. Это заметили почти все. А как же функции Сенси, который вновь почти дословно воспроизвел то, что делает в «Сассуоло»? Достаточно сказать, что Стефано создал восемь голевых моментов. Больше всех в команде.
Не забыл Манчини и о своем фирменном приеме – Политано и Кин постоянно менялись местами. За матч я насчитал семь таких инверсий. Когда форвард «Интера» оказывался в правой зоне, Кин немедленно сближался с Квальяреллой, освобождая коридор для Спинаццолы. При этом Сенси опускался ниже, чтобы страховать зону – на случай подключений Верратти. Все это было отрепетировано заранее, а уровень автоматизма дотягивал до клубного. И я не исключаю, что калибровка места Кина – заброс в будущее. Ведь это не импровизация Мойзе – такие указания давал ему Манчини с бровки.
Какие дальнейшие перспективы сборной?
Центральный вопрос – что делать с Иммобиле? Также беспокоит отсутствие сильного правого защитника. Слева Спинаццола должен вытеснить прямолинейного Бираги. А вот справа есть только Флоренци и Пиччини. Один плохо обороняется, другой же не столь эффективен впереди. Кто-то считает, что можно атаковать одним Спинаццолой, а на противоположном фланге держать условного терцино, вроде Джанлуки Манчини, который будет превращаться в третьего центрального защитника. Однако соперники это быстро разгадают и найдут противоядие, поэтому нужна вариативность атакующих эстерни. Хотелось бы увидеть возрождение миланских крайних защитников. И, конечно, нужно дать пространство Николо Дзаньоло – хотя бы в роли вице-Бареллы.
Иммобиле? Возвращение Кьезы и Инсинье подтолкнёт СТ к переводу Кина в центр. Однако не будем торопиться. Квальярелла и Бернардески вполне могут освоить роль «ложной девятки». Да и Балотелли хочет вернуться – последние достижения Кина ударили по его самолюбию.
Отдельная тема – Де Росси. Еще в прошлом году Манчини разговаривал с ним по телефону. Была достигнута договоренность: если капитан «Ромы» будет нужен, он вернется в сборную. Даниэле важен не только с тактической точки зрения. Хотя кто, как не он, может при необходимости превратиться в третьего центрального защитника с убийственным вертикальным пасом. Не будем забывать, что часть матчей Евро-2020 пройдет в Риме. И это ключевой момент.
Недавно я заинтересовался причинами неудачи «Скуадры Адзурры» на ЧМ-1990. Перерыл все доступные интервью футболистов той команды и наткнулся на интересное мнение. Сразу несколько игроков сетовали, что для победы им не хватило… Бруно Конти. На тот момент легенде «Ромы» исполнилось 35 лет и его уже четыре года не было в Национале. А жаль! Ведь капитан Бергоми весь турнир только хмурил брови, пока в раздевалке командовали Виалли и Дзенга. К тому же у Луки игра не пошла с самого начала. Сильно недоставало истинного римлянина, который бы раскрепостил ребят – измазал чьи-то бутсы зубной пастой, напугал ночью партнеров, завернувшись в туалетную бумагу, а перед решающей серией пенальти прочитал бы парням короткую лекцию по тактике. Что-то вроде: «Li mortacci tua! Mo fai er cucchiaio! Daje!»
И все-таки почему уже сейчас нужно хвалить Манчини?
Роберто последовательно улучшает команду. С каждым сбором мы движемся вперед. Шаг за шагом. А изменения тщательно продуманы. СТ не просто привлекает молодежь, но и увеличивает запас прочности конструкции.
Почему это важно? Десять лет назад у Роберто Донадони все рухнуло, когда вылетел Фабио Каннаваро. Пока разбирались, кому играть в центре обороны, потеряли важные очки, и получили в четвертьфинале самого неудобного соперника – испанцев. Да и с ними бы справились, если бы не дисквалификация Андреа Пирло. Вместо него вышел Альберто Аквилани, у которого тряслись коленки. А три года назад Антонио Конте лишился Де Росси и Тьяго Мотты и был вынужден воссоздавать полузащиту почти что из говна и палок.
Устойчивая система не зависит от индивидуальностей. За ними должны быть те, кто готов подстраховать, особенно на ключевых позициях. Поэтому Манчини не форсирует события. Он будто вальсирует, давая группе привыкнуть к новым движениям. И ему это в кайф. Недавно Алесcандро Альчато сказал, что теперь у нас есть СТ. Но и мы есть у него. И он должен это знать.
А ведь Манчини еще недавно был очень далек от «Скуадры Адзурры». Но что-то его изменило. Может быть, воздух Коверчано. Там, среди высоченных книжных полок, среди бесценных экспонатов чувствуешь – отсюда произошел кальчо. Здесь родились футбольные знания. Порукой тому – светлый пиджак Беардзота, свитер Альбертози, пишущая машинка Бреры и лазурная футболка с номером 20 на спине. А еще чудом сохранившаяся пачка папирос одного из тех, кто погиб в 1949 году под Супергой.
Манчини принял и народ Коверчано. Уборщики, библиотекари, технические работники, смотрители музея. Этих людей не обманешь. Некоторые трудятся там ещё со времён Артемио Франки. Да и на всех мероприятиях видно, с каким уважением ветераны общаются с СТ. По секрету мне рассказали, что Джан Пьеро Вентура чувствовал там себя крайне неловко, и каждый раз с ним случались мелкие проишествия. А вот у Роберто Манчини все иначе – он у себя дома. Говорят, что к Флоренции ближе тот, кто ее больше любит. Видимо, это правило распространяется и на «Скуадру Адзурру».
Всем лазурным сердцам мы говорим GRAZIE!
Телеграм-канал Алексея Логинова
Последние материалы блога:
Сокровище нации. Италия разгромила Лихтенштейн
Ваш оптимизм вселяет надежду. А это много стоит, спасибо от души!
Он есть, только Манчини его игнорирует) И, возможно, второй играет в этом же клубе. Только форму надо набрать)
В контексте тема понимаю, но можно ли какое-нибудь конкретное определение?