На сайте испанской газеты El País вышел материал о российском фан-клубе «Эйбара»
Небольшая предыстория: в ноябре я перевёл с испанского языка статью о рецептах успеха «Эйбара», написанную журналистом сайта El País Пабло Ванде Рустеном, и опубликовал текст в этом блоге. Каково же было моё удивление, когда спустя почти полгода наши с автором пути вновь пересеклись, только на этот раз не косвенно: Пабло сам связался со мной и предложил сделать полноценный материал о российском фан-клубе «Эйбара». Я, конечно же, согласился.
Подготовка текста заняла три недели, поскольку испанский коллега подошёл к делу основательно: сначала пообщался по скайпу со мной, потом взял комментарий у генерального директора «Эйбара» Хона Андера Уласии, а затем мастерски вплёл наши цитаты в ткань своего сочинения. И вот, наконец, сегодня наше совместное творение, проиллюстрированное моими фотографиями и папиными рисунками, появилось на сайте El País в специальном разделе #EsLaLiga («Это Ла Лига»).
Ниже — мой перевод текста на русский язык. Переводить собственную речь непривычно, а писать о себе в третьем лице неловко, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.
Сибирские художники, которые повествуют эпопею «Эйбара» в степи
«Эйбар» добрался туда, где раньше не бывали другие испанские клубы: в сибирскую степь. В четверг единственный фан-клуб испанской команды в этом уголке мира отметил первую годовщину. Международная притягательность «Эйбара» — уникальное явление. У него более 20 фан-клубов в других странах: например, в Нешере (Израиль), Баринасе (Венесуэла), Гуаякиле (Эквадор) или Гватемале, столице одноимённой республики. Сам клуб связывает этот феномен с кампанией по увеличению капитала, проведённой пять лет назад, в ходе которой акции «Эйбара» приобрели жители 69 стран. Впрочем, история фан-клуба из Сибири — особенная. Его основателя зовут Артём Прожога, и он никогда ещё не бывал за пределами России.
Прожоге 23 года, он живёт в Кургане — городе, расположенном на юге Сибири, в шести тысячах километров от «Ипуруа». Артём — дипломированный переводчик с английского и испанского языков. Когда он учился в Москве, в 2013 году, у него появилось необычное хобби: он вёл блог о втором испанском дивизионе на русском языке под названием «Не думай о Сегунде свысока». Одним из главных героев блога был «Эйбар», который за два сезона добрался из Сегунды Б до Примеры и покорил фанатское сердце Артёма.
«Как гласит девиз клуба, возможен другой футбол — это меня и зацепило», — признаётся Прожога. Тогда ему захотелось поведать о своём открытии всей стране: он создал аккаунт в «Твиттере», где публиковал новости из жизни своей новой команды на русском языке. Через год «Эйбар» связался с Артёмом и предложил ему создать официальный фан-клуб. Его отец Юрий, который рисует футбольные карикатуры и портреты игроков «Эйбара», также является членом сообщества. «Я мечтаю побывать на «Ипуруа», — признаётся Прожога-младший.
Хон Андер Уласия, с начала года занимающий пост генерального директора «Эйбара», отмечает такую глобальную экспансию: «Процесс пошёл, когда мы продали более 11 тысяч акций в 69 разных странах и заработали 2 миллиона евро, необходимых для выступления в высшем дивизионе». Как расти, при этом не теряя собственной сути? «Нужно привлекать новых болельщиков, [что для нас непривычно]. На протяжении многих лет мы были клубом с централизованной и однородной фан-базой. Теперь же мы должны воспользоваться ситуацией и сделать так, чтобы новые болельщики, которым нравится наша история, сплотили и укрепили «Эйбар», — говорит Уласия.
Страница SD Eibar Peña Rusa в «Твиттере» — главный канал связи с «Эйбаром» для русскоязычной аудитории, хотя она пока не входит в список официальных аккаунтов клуба. Однако Артём не опускает руки и продолжает трудиться на благо команды, следуя завету Михаила Булгакова из романа «Мастер и Маргарита»: «Никогда и ничего не просите — сами предложат и сами всё дадут».
«В России, мягко говоря, не так уж много фанатов «Эйбара». Фанат — очень сильное слово. Себя я могу так назвать, поскольку болею за команду уже пять лет. Тем не менее, интерес к «Эйбару» в России растёт, особенно после разгромной победы над мадридским «Реалом» (3:0). Подписчики нашего блога считают, что команда достойна и способна выйти в Лигу Европы уже в этом сезоне», — говорит Артём.
Поначалу его друзья присоединились к фан-клубу ради забавы, однако со временем искренне увлеклись «Эйбаром». Даже девушка Артёма, которая раньше вообще не интересовалась футболом и слышала только названия знаменитых команд. «Теперь она знает всех наших игроков и вместе со мной болеет за оружейников», — рассказывает Прожога, показывая через камеру телефона футболку «Эйбара», висящую под потолком в его комнате.
То, что начиналось как хобби и возможность языковой практики, стало развитием «благого дела». Прожога называет «Эйбар» глотком свежего воздуха в современном футболе. Любовь к команде передалась от сына к отцу. По российским меркам Курган — небольшой город, хотя он в десять с лишним раз больше Эйбара.
«Естественно, люди любят супергероев. Про тех, кто спасает мир и всех побеждает, можно бесконечно снимать фильмы, но, в конце концов, зритель больше отождествляет себя с тем, кто изначально не является фаворитом, кто преодолевает трудности», — размышляет Артём. Они с отцом регулярно играют в FIFA 19 — конечно, за «Эйбар». «Пока что это единственное место, где у клуба есть престижные трофеи», — шутит он.
Прожога несёт ответственность, которую сам же на себя возложил: «Я считаю, что фан-клуб не может просто существовать. Он должен расти, развиваться и создавать нечто новое. Это ещё один способ продвижения бренда «Эйбара» и возможность помочь клубу». Впрочем, начинающий переводчик подчёркивает, что фан-клубы выполняют разные функции в зависимости от местоположения: испанские поддерживают команду с трибун, зарубежные способствуют формированию имиджа клуба в цифровой вселенной.
У иностранных болельщиков «Эйбара» есть чат в WhatsApp под названием Eibar Global, где происходит активное обсуждение, особенно в дни матчей. «Каждый фан-клуб — посол нашего бренда. Все они разделяют и передают наши ценности: усердный труд, честность, скромность и терпение», — говорит Уласия.
Четверть населения Эйбара старше 65 лет. По словам Прожоги, «это люди, которые, по сути, всегда были с командой». Закрепившись в Примере, клуб привлёк новое поколение. «Появились болельщики из разных частей света, всех возрастов, но это вовсе не значит, что клуб теряет лицо — просто теперь гораздо больше людей понимают достоинство «Эйбара» и его уникальность», — считает Артём.
Уласия добавляет: «Помнить о своих корнях и не терять связь с малой родиной жизненно важно для нас. Эйбар — город, окружённый горами. Нас сплотила природа. Другого пути нет. Как только закончится рабочий день, мы снова соберёмся вместе за одним столом с нашими друзьями-болельщиками. Это и обязывает нас оставаться собой. Футбольный клуб «Эйбар» — отражение города».
Прожога чувствует себя послом клуба в России и мире. «Посол высшей категории», — добавляет Уласия. Россиянин мечтает, что однажды полностью посвятит себя деятельности на благо «Эйбара», но уточняет: «Я не пытаюсь никого переубедить или завербовать. Я просто хочу показать полную картину испанского футбола. Приукрашивать историю ни к чему — она и так довольно хороша!»
Спасибо за материал, успехов Вам и команде!