«Спартак» снова ничего не создал в позиционках. «Динамо» не наказало
Глубокие 5-4-1 «Динамо»
Против «Спартака» Дмитрий Хохлов решил не рисковать: весь первый тайм «Динамо» играло по схеме 5-4-1, причем практически не прессингуя и моментально откатываясь за центральный круг.
Впрочем, это не было обыкновенным автобусом: еще в средней трети полузащитники «Динамо» должны были выдвигаться из линии и оказывать давление в зоне мяча. По идее, когда один игрок выдвигается из линии, другие должны немного сузить линию, чтобы не допустить передачу сквозь полузащиту. Если же Ханни опускался глубже в поисках мяча, за ним выходил кто-то из центральных защитников (чаще – Хольмен) и плотно накрывал сзади. Эти идеи работали не идеально, но работали: «Спартак» не создал ничего из позиционных атак, кроме голевого штрафного.
На скрине – стандартная ситуация. Вроде бы все нормально: Хольмен накрывает Ханни, Теттех оказывает давление на игрока с мячом, между линий «Спартак» не пройдет. Но в данной ситуации оказывать давление на Джикию должен Черных: Георгий находится с мячом в его зоне ответственности, а Айртон все равно не убежит на пространство, если получит мяч – на таком узком пространстве Фёдор может контролировать двоих. Важно, что суть такого выдвижения – не попытаться вылететь на Джикию и отобрать мяч, а именно оказать давление. Тогда Теттех мог бы держать позицию ниже, а разрыв между ним и Соу был бы менее заметен – все-таки на скриншоте он бросается в глаза. А виноват не только Самба.
Впрочем, Соу и Теттех несколько раз крупно проваливались в центре поля при позиционной обороне. На скриншоте ниже Теттех зачем-то вшел из линии, хотя Айртон уже отдавал пас на Мелкадзе; на кого Абдул-Азиз собирался оказывать давление – неизвестно, Гулиев был далеко и в эпизоде не участвовал. Козлов не успел накрыть Мелкадзе, и Георгий сместился в зону, любезно предоставленную Теттехом. Самба Соу очень долго принимал решение, что делать дальше – вряд ли идея попытаться накрыть пас на Ханни была правильной на сто процентов, но, прими Самба такое решение раньше, он бы успел перехватить передачу. Хольмен и Шуньич, видимо, не разобрались, кто должен был накрыть Ханни сзади, поэтому к алжирцу не успел никто; тем временем Мелкадзе обыгрался с Ханни и получил мяч в свободной зоне. Дальний вингер Жоаозиньо все это время был слишком далеко от эпизода.
Такие провалы не были слишком критичны – у «Динамо» все равно всегда было преимущество в последней линии. Собственно, это одна из причин, по которой «Спартак» ничего не создал после позиционных атак. Правда, наказать «Динамо» за ошибки опорников все-таки удалось: в очень похожей ситуации в эту же точку ворвался Зобнин, которого сзади остановил Соу. С этого штрафного «Спартак» забил единственный мяч.
Два самых опасных (и, наверное, единственных опасных) момента «Спартак» создал в переходной фазе. Выход 1v2 с Ханни и Мельгарехо, в котором алжирец сильно пожадничал, случился после потери Соу во второй трети на правом фланге: тогда Хольмен не смог до конца накрыть Ханни, а Шуньич не успел вылететь на Зе Луиша (возможно, потому что в той ситуации и не должен был – в переходной фазе совсем потерялся Теттех) – в итоге Евгеньев остался против Ханни и Мельгарехо. Рауш назад возвращаться не думал. Выход Зе Луиша один на один начался с проигранного подбора, затем Рауш не успел накрыть Мельгарехо, в центральном круге Хольмен не успел накрыть Ханни (опять же, его ли это задача в этом конкретном эпизоде – вопрос), а Софьян выдал классную передачу на Зе Луиша.
Контратакующий план Хохлова. «Спартак» почти не проваливался
У «Спартака» есть всем известные слабости, которые эксплуатируют все соперники красно-белых в переходных фазах: огромные пространства на флангах из-за высоко подключающихся крайних защитников (особенно это касается Айртона, который в принципе очень посредственно обороняется) и еще более огромные дыры в центре, которые образуются, когда два опорника одновременно вылетают в контрпрессинг.
В 5-4-1 при контратаках, очевидно, проще эксплуатировать первую слабость. В первом тайме «Динамо» чаще всего пыталось убежать в контратаки через левый фланг – довольно странно, учитывая слабость Айртона, но это больше похоже на стечение обстоятельств. Интересно, кстати, что две потенциально самые опасные контратаки разгонял не Рауш, а Евгеньев.
Есть несколько причин, по которым «Динамо» до 70-й минуты в своих контратаках создало всего один более-менее опасный эпизод (удар Черных из штрафной с довольно острого угла). Первая – классная работа Кутепова и Джикии на подстраховке и в контроле Луценко. Вторая – низкая позиция Рассказова, которому почти всегда удавалось накрыть или догнать Жоаозиньо (на скриншоте – исключение, Николай выбросился на Евгеньева). Третья и самая важная – игра опорников: в матче всего дважды можно было заметить ситуацию, в которой Зобнин у Гулиев теряли центр, сильно вжимаясь во фланги, но ни разу это не произошло на чужой трети. Кто-то из пары опорников «Спартака» всегда оставался в центре поля для контроля опорной – на скриншоте этим игроком был Зобнин. Возможно, это главная положительная новость для «Спартака» после такой невзрачной игры.
Доминирование «Динамо» во втором тайме
«Спартак» отказался от мяча во второй половине игры: 61.2% владения осталось за «Динамо» – в первом тайме были противоположные цифры.Хозяева очень мало атаковали позиционно в первом тайме, начиная все атаки длинными передачами. Эти атаки быстро заканчивались – игроки передней линии «Динамо» не смогли сделать ни одной хорошей скидки, а практически все подборы были проиграны. Во втором тайме Хохлов слегка изменил структуру подборов – теперь Соу поднимался чуть выше, Теттех играл чуть глубже, Рауш и Козлов – чуть шире. Жоаозиньо и Кардозу, который вышел вместо Черных, забегали выше так же, как и в первом тайме.
Изменения имели положительный эффект только для обороны: ситуации, при которых «Динамо» проигрывало подборы и получало передачу в пустой центр из-за очень промежуточной (и оттого плохой) позиции Теттеха, больше не случались.
Другая важная деталь – «Динамо» начало проводить атаки через свой правый фланг. Хозяева минимум трижды опасно вскрывали зону Айртона. На скриншоте ниже – первый раз: тогда «Спартак», видимо, не ожидал смещения Кардозу (либо Кононов не подстроил прессинг-план под 3-4-2-1). Ханни недоработал по Шуньичу, а все остальные игроки «Спартака» уже разобрали оппонентов: Мелкадзе как ближний к мячу вингер выходил на крайнего защитника «Динамо», Гулиев играл по Теттеху, Зобнин чуть глубже контролировал Соу (который, кстати, и в позиционных атаках стал играть гораздо выше, чуть ли не на линии с Луценко, и постоянно включался в штрафную). Шуньич сделал передачу на одинокого Кардозу: ближнего к нему центрдефа «Спартака», Джикию, отвлек на себя Луценко, а Айртон играл по Козлову. В итоге Кардозу обыгрался с Козловым и получил немного свободного пространства – мог бы получить и больше, будь пас получше, а он сам побыстрее.
Реакция на такой провал в прессинге не заставила себя долго ждать: Луис Адриано вышел вместо Мелкадзе на 52-й минуте, поменялся местами с Ханни, а «Спартак» перешел на чистые 4-2-3-1 в прессинге с персональными ориентировками на чужой половине (бразилец играл по Теттеху) – впрочем, «Спартак» все равно быстро опускался глубоко, да и «Динамо» все равно предпочитало длинные передачи вперед.
Впрочем, когда «Динамо» удавалось довести мяч до правого фланга (и до, и после перехода на 4-4-2), у Айртона все равно случались проблемы – его постоянно разрывали 1v2, потому что Ханни не оказывал достаточной помощи. Кононов облегчил жизнь своему левому защитнику, выпустив Ташаева на 83-й минуте вместо Ханни, но до этого момента у «Динамо» было несколько возможностей довести рабочий маневр до удара.
На 70-й минуте «Динамо» перешло на 4-4-2 с выходом Маркова вместо проводившего откровенно плохой матч Рауша. Хохлов сильно рисковал, но на деле за последние 20 минут «Динамо» допустило всего один удар (за весь тайм – четыре, последний – единственный из штрафной), зато нанесло 7 – правда, всего 1 с игры.
После перехода на 4-4-2 хозяева продолжили уверенно давить на правый фланг: туда смещались то Марков, то Луценко, иногда даже Соу. Чаще всего удавалось ловить «Спартак» именно в переходных фазах, при попытках контрпрессинговать. Так, например, дважды чуть не убежал от Джикии Марков (тогда дважды длинную передачу исполнял Хольмен), еще один раз он же чуть не убежал от Кутепова, а еще был и момент на скриншоте ниже, когда Айртон снова улетел непонятно куда, и «Динамо» разорвало фланг.
Луценко и Марков взаимодействовали довольно здорово, но и они, и Кардозу (в основном португалец) принимали плохие решения в финальных стадиях атаки.
Правда, других вариантов создать момент, кроме стандартов либо взлома правого фланга в переходной фазе, у «Динамо» не оказалось: попытки зацепиться на мяч в финальной трети занимали слишком много времени (даже дополнительный игрок на подборе не сделал сам подбор сильно лучше), а низкий блок «Спартака» вынудил «Динамо» постоянно подавать и/или забрасывать мяч в штрафную, что приводило к стандартам.