14 мин.

Еженедельник «Футбол» №38 - 1992 год

 

 В  киосках появился свежий номер (№38) обновлённого еженедельника "Футбол", а мы  предлагаем ознакомиться  с материалами еженедельника прошлых лет. Сегодня выбор пал на 38-ой выпуск 1992 года.

    

     Еврокубки

 Каждый раз, когда в начале осени разношерстная кавалькада лучших европейских клубов трогается с места, начиная нескончаемое восхождение на футбольный Олимп, не перестаешь ловить себя на мысли: что ждать от всей этой игровой фиесты? Дерзости тех, кто никогда не входил в элиту, или победного шествия сильных мира сего?

Впрочем, постепенно ( и это не раз подтверждалось на практике) класс, титулы и звания грандов брали сзое, и редко кому из «выскочек» удавалось. доказать, что они не <калифы на час». Ведь успех чаще всего приходит к тому, у кого есть средств для создания действительно мощной футбольной машины, способной работать без сколько-нибудь серьезных сбоев на протяжении долгого европейского сезона. Поэтому стоит ли удивляться тому, что на финише мы вновь будем приветствовать успех «Милана». «Бзрселоны», «Эйндховэна», «Марселя». «Ливерпуля», «Ювентуса», мадридского «Реала»... Но могут быть и сюрпризы. Дождемся ли мы их?

В новом сезоне европейский клубный футбол предстал перед нами в новом обличие. Самостоятельно появились команды из России, Украины, стран Балтии, Лихтейнштейна, Израиля, Словении. Команды разного класса, но со своими традициями, со своей публикой. УЕФА расширяет футбольную семью, а в его двери стучатся все новые гости, которые хотят войти и сесть зэ один общий стол,—грузины, белорусы, хорваты... Кто следующий?

Появление новых команд добавило оживления на старте еврокубков. хотя из новичков практически никто не смог громко заявить о себе. Зз исключением разве что израильского клуба «Апоэль» из Петах-Тиквы в Кубке кубков. Известный голландский клуб «Фейеноорд» долгих 89 минут не мог пробить оборону дебютанта соревнований столь высокого уровня и лишь на последних минутах вырвал победу на своем поле — 1:0.

Ну, а в целом любопытных «срезок» признанных фаворитов было как обычно — в меру. Давайте пробежимся по результатам игр. Кубок чемпионов: знаменитая испанская «Барселона» лишь за четыре минуты до конца матча, с норвежским «Ставангером» забивает победный мяч — 1:0. 35 тысяч болельщиков, пришедших на «Ноу Камп», раздражены, но испанские обозреватели находят, помимо чисто эмоциональных, и весьма деловые обоснования причин столь скромного успеха. Прежде всего — вынужденное отсутствие двух лидеров — голландца Рональда Кумана и болгарина Христо Стоичкова. Далее — на поле у каталонцев фактически играл один чистый защитник с сугубо оборонительными функцийями — Феррер, а либеро - Амор в основном держался впереди и, более того, забил спасительный гол. Впрочем, эта «новая система» и вызвала гнев болельщиков, посчитавших, что они платили свои деньги не за сомнительные эксперименты тренера Круиффа, а за «праздник голов», который, как ожидалось, должны были устроить нынешние владельцы Кубка чемпионов.

В разряд неожиданных следует отнести и крупную победу западногерманского «Штутгарта» над английскин «Лидсом» — 3:0. Дело в том. что почти полтора таима английский чемпион весьма успешно справлялся с атаками хозяев поля, а потом вдруг, что совершенно нетипично для хладнокровных британских команд столь высокого уровня, пропустил два мяча в течении пяти минут, причём от одного и того же футболиста - Фрица Вальтера. Третий гол под занавес игры стал лишь подтверждением того, что и чемпион Англии может крупно проигрывать. Хотя и чемпиону ФРГ...

В Кубке кубков, бесспорно, самым неожиданным по оценкам обозревателей стал результат игры в Москве между "Спартаком" и "Авениром" из Люксенбурга - 0 : 0, затем уже упоминавшееся долгое сопротивление израильского "Апоэля" в "битве" с "Фейеноордом". Зато без особых проблем  разделались с соперниками потенциальные фавориты турнира - английский "Ливерпуль" и испанский "Атлетико". В составе ливерпульцев блеснул неувядаемый валлийский бомбардир Ян Раш. За 34 игровые минуты (с перерывом на отдых) Раш четырежды поражал ворота гостей с острова Кипр. В итоге "Апполон" был разгромлен - 6:1. 

_______________________________________________________________________________________

"Спартак" (Москва, Россия) - "Авенир" (Бегген, Люксембург) -  0 : 0

Москва. Центральный стадион им. В.И. Ленина. 16 сентября. 15 градусов. 12 000 зрителей.

Состав "Спартака": Черчесов, Хлестов, Иванов, Писарев (Бесчастных), Русяев, Чернышов, Онопко, Карпин, Пятницкий, Ледяхов, Радченко.

Предупреждение: Ледяхов

_______________________________________________________________________________________

Впрочем, этот рекорд результативности первого тура Яна Раша продержался всего полтора часа, пока не закончилась игра в Валенсии в Кубке УЕФА.

Вообще, матч "Валенсии" с итальянским "Наполи" получился, пожалуй, самым феерическим. Потрясающая победа "Наполи" в чужих стенах - 5:1. И все (!) пять мячей забил центральный нападающий "Наполи" уругваец Даниэль Фонсека. Как утверждают очевидцы, голы были во многом похожи один на другой: как результат быстрой контратаки. Да, "Наполи" защищался и контратаковал, а "Валенсия", которой опыта игр подобного уровня не занимать, атаковала и ... пропускала мячи в свои ворота.

Поистине несчастливой, а может, и роковой стала для "Валенсии" 56-я минута матча. Ведь ещё минутой ранее Роберто сравнял счёт, забив гол в ворота "Наполи", а затем... Затем азартный Кике, сойдясь в схватке с итальянцем Поликано, грубо остановил его, и испанцы остались вдесятером. Тут же болгарин Пенев, форвард "Валенсии", бьёт наверняка и... попадает в перекладину. Одни несчастья. Ну, а потом начал "отстрел" Фонсека, остановить которого не смог никто.

Может, теперь, после победы, руководители "Наполи", находясь в эйфории победы, дадут наконец свободу Диего Марадоне и отпустят его в Испанию? В качестве милосердного жеста по отношению к "побитым" футболистам Испании это выглядело бы солидно. По крайней мере в "Севилье", куда рвётся Марадона, наверняка оценили бы поступок несговорчивых неаполитанцев.

В Кубке УЕФА, как правило (особенно на первых парах), встречаются самые разнообразные результаты, и, если вы хотите рекорды, ищите их в этом турнире. Результат Фонсеки - один из них. Другой, скажем, самая крупная победа - 8:1, с которой начал свой путь английский "Шеффилд Уэнсдей". Именно так англичане обыграли "Спору" из Люксенбурга. И самое крупное поражение на своём поле - тоже в Кубке УЕФА. 0:6 - столь печальные для хозяев цифры, светились на табло по окончанию матча "Электропутеря" - "Панатинаикос". Серьёзно обидели греческие футболисты своих балканских соседей из Румынии. Но что делать? Тренировки кончились, началась игра. И что-то она ещё принесёт?

Автор А.Владыкин

 

 

 

 

 

________________________________________________

Полное имя:     Велли Айдынович Касумов

Родился:     4 октября 1968

Кировабад (ныне Гянджа), Азербайджанская ССР, СССР

Гражданство:      Азербайджан

Позиция:     нападающий

________________________________________________

— Приглашение, правда, было своеобразным, — рассказывает форвард. — Играя за «Металлист», я служил в армии. Тогда такое было сплошь и рядом в профсоюзных клубах. Естественно, в Харькове это тщательно скрывалось, иначе футболиста могли «призвать» в ЦСКА или «Динамо». Но в один прекрасный день меня «этапировали» через Баку в Москву, не обьясняя цели поездки. Лишь когда после двухдневного «отдыха» в столичной части за мной приехал тренер «Динамо» Михаил Гершкович, я понял, что это и есть приглашение.

—    Вероятно, столь необычный прием и отбил у вас охоту играть в «Динамо»?

—    Нет, я был не против. Но в самый канун сезона к Малофееву прибыла из Баку представительная делегация, настоятельно требуя отпустить меня в «Нефтчи». Моим  мнением никто не интересовался. Сказали просто: «Ты — наш и должен играть в нашей команде».

—    А что, короче пути, чем через Харьков и Москву, в «Нефтчи» для вас не было? Ведь вы же азербайджанец.

—    Я родился и вырос в Гяндже. Город назывался тогда Кировабад. Окончил там восьмилетку. Как раз в это время меня вызвали в юношескую сборную Азербайджана. Сыграл раз-другой и был уверен, что попаду в состав команды на Кубок «Юности». Но не взяли. Я от отчаяния решил уехать куда глаза глядят. играть в нашей команде». Товарищ пригласил миня и собой в Харьков, где, как он сказал, есть хороший спортинтернат. Но в этом спортинтернате мне каждый день твердили: «Приходите завтра!». Жить было негде, скитался по городу, пока на свое счастье не наткнулся на обьявлениё о наборе футбольной группы в СПТУ, которое готовило электромонтажников. Обрел крышу над головой (в общежитии) и стал учиться своей новой профессии и футболу. Получил аттестат, а в футболе сначала играл за украинскую сборную «Трудовых резервов», потом — за союзную, а в конце концов наш тренер Александр Иванович Коваленко порекомендовал меня Геннадию Костылеву в юношескую сборную СССР. Весной 1985 года в ее составе я стал чемпионом Европы среди 16-летних. В сборной я представлял харьковскую команду второй лиги «Маяк», а с европейского первенства на вокзале меня уже встречали представители «Металлиста».

—    В юношеской сборной вы за 14 матчей забили 7 мячей. Почему же во взрослом футболе у вас не сразу заладилось?

—    В «Маяке» забивал порядочно, был лучшим бомбардиром в дубле «Металлиста». Играл там чистым форвардом. В основном составе «Металлиста» я долго был 12-м игроком, а это значит — выход на замену, куда поставят. И в «Нефтчи» мне вменялись самые разные функции, вплоть до оборонительных. Кстати, чемпионом Европы я стал в амплуа правого защитника, причем забил на этой позиции три гола.

—    Ваше детство было футбольным?

—    Не то слово. С малых лет пропадал на стадионе «Металлург», находящемся рядом с нашим домом в Гяндже. В составе дворовой команды с утра до вечера мы играли на небольшой площадке со студентами, проводившими там занятия по физкультуре. Домой заскакивал чайку попить да какой-нибудь кусок со стола схватить. Особый авторитет я приобрел лет в 10—11, когда вышел на площадку с отцовским подарком, большим резиновым мячом (тогда выпускались такие для футбола). С ним мне даже на основном поле разрешили заниматься. Помню теплое отношение к себе директора стадиона Мамедова. Администрация считала меня своим и, уходя по делам, даже оставляла стадион под мою ответственность.

—    Прямо-таки как у Шукшина — «хозяин бани и огорода».

—    А еще и бассейн в это время находился в моем ведении. Вкус к работе с мячом, к завершению атак у меня с детства и до сих пор не притупился. Позднее уже занимался у Юсифа Магеррамова. бывшего ки- ровабадского динамовца.

—    Ваши грамотные, уверенные действия в концовках атак — это его школа?

—    И да, и нет. Конечно, Магеррамов многому меня научил. Но я и сам придумывал для себя всякие, порой невероятные, голевые ситуации, отрабатывал их, стремился забивать из любых положений и чтобы получилось красиво. Отчасти я был сам себе тренер.

—    «Нефтчи» при вашем там появлении был командой примерно такого же уровня, как и «Металлист». Но харьковчане еще долго держались в высшей лиге, а бакинцы в 1988 году «загремели под фанфары» в первую. Почему?

—    Я застал бакинскую команду в неплохом еще состоянии. В 1987 году мы вошли даже в первую десятку. А потом что-то расстроилось в нашей игре. Игроки - созидатели — Назим Сулейманов, Юнис Гусейнов — пытались что-то наладить, а потом и у них руки стали опускаться. Дело в том, что большинство футболистов «Нефтчи», достигнув определенного уровня в своей игре, решили: все. дальше некуда. На тренировке побегают полчаса и ноют: хватит... Приток талантов в команду тоже резко сократился.

Когда заезжаю к родителям в Гянджу, непременно прихожу на нашу маленькую футбольную арену, к слову, заасфальтированную. А там — тишина. Вспоминаю, как у нас стояла очередь из 4—5 команд, как играли на вылет... Откуда же взяться талантам?

Условия в «Нефтчи» тоже ухудшились.    Тогдашний председатель Бакинского горисполкома Фуад Энверович Мусаев. заботился о команде. А сейчас она живет в основном на подачки богатых спонсоров. Правда, радует, что Мусаев недавно возглавил Федерацию футбола Азербайджана, пытается создать сносные условия хотя бы для национальной сборной.

—    Вы получили приглашение в ее состав?

—    Да, и после матча «Динамо» — «Русенборг» выезжаю на переговоры. Скорее всего, соглашусь. В профессиональном плане мне было бы интереснее в сборной России. Но на родине меня могут не понять, а о соотечественниках тоже думать надо. Ведь они отпустили меня в Москву, хотя и очень не хотели.

—    Нынешняя ваша попытка перейти в сильный клуб ведь не первая?

—    Два года назад я прошел предсезонную подготовку у Валерия Газзаева, во владикавказском «Спартаке», но вынужден был вернуться домой. Прошедшей зимой уехал было в Ташкент, а оттуда после развала СНГ вместе с тренером Александром Тархановым — в московский «Спартак». Но санкции на мой переход не было еще долго. Позвонил в Баку: «Не губите, мужики, отпустите». Кто-то обиделся на меня, а Мусаев пожелал успеха, добавив: «Лучше бы ты все-таки в «Динамо» пошел».

—    И как в воду глядел: в шести матчах за «Спартак» вы не забили ни одного гола, а в «Динамо» что творите?

—    В «Спартаке» собралось много хороших нападающих. Играли по очереди, чуть что не так — на скамейку. Представляете мое моральное состояние после премьерства в «Нефтчи».

—    Олег Романцев объяснил ваш уход несоответствием вашего стиля игры стилю его команды.

—    Вполне возможно, что это и так. Никак не мог попасть в спартаковскую игру. Не отхожу назад с переднего края атаки — упрекают, почему впереди застрял, отойду — опять не так: куда тебя понесло? Только-только стану нащупывать нить игры — замена. Олег Иванович предлагал мне остаться, обещал постоянное место в составе. Откуда оно? Тогда уже Радченко после травмы был на подходе. И Романцев не стал меня удерживать, хотя в его голосе мне послышалась обида: «Ты — первый футболист, который уходит от меня по собственной воле».

—    И тогда перед вами открылось широкое поле выбора.

—    Я заранее сделал свой выбор — московское «Динамо». Он оказался удачным.

—    Наверное, потому, что многие знаменитые бакинцы до вас проторили дорожку именно в «Динамо» — Алекпер Мамедов, Юрий Кузнецов, Валерий Гаджиев...

—    Может быть, в подсознании это где-то и отложилось, но я же в «Динамо» уже был и с Валерием Газзаевым знаком давно.

Он вышел мне навстречу, протянул руку: «Здравствуй, —    говорит, — наконец-то мы с тобой встретились». И я почувствовал, что приехал домой. Радушно приняли и ребята. По прошествии более чем двух месяцев после возвращения в «Динамо» могу сказать: такого дружного коллектива на своем футбольном веку не встречал.

—    Говорят, что в «Динамо» вы пришли с лишним весом.

—    Тогда в чемпионате был перерыв, и я сьездил домой в Баку, а там, сами знаете, родственники идут в гости, национальная кухня, по которой соскучился...

—    Вино, коньяк...

—    Вот к этому совершенно равнодушен. Могу немного выпить в компании друзей, но, видно, так устроен: удовольствия от алкоголя никакого не получаю. А четыре лишних килограмма я сбросил уже на второй тренировке, побольше надел на себя, поинтенсивнее потренировался, поменьше поел рогом.

—    И вписались в динамовскую игру прямо-таки с листа...

—    В «Динамо» я — чистый форвард. Газзаев сразу развязал мне руки: играй, говорит, как умеешь, делай, что можешь. Ни в какие рамки загонять меня не стал. На поле я все-таки не первый день, командную установку могу проанализировать, а в игре сам по ситуации чувствую, когда надо хавам помочь, а когда на половине соперников остаться. Игрок я в целом зависимый, а «зависеть» от таких полузащитников, как Юрий Калитвинцев, Омари Тетрадзе. Андрей Кобелев, —    одно удовольствие. Пас на любое расстояние с закрытыми глазами могут отдать.

—    «Динамо» — ваш очередной перевалочный пункт, впереди-то, как и всем, наверное, маячит зарубежье?

—    Пусть себе маячит. Приглашали тут в бельгийский «Брюгге», клуб известный. Но уезжать пока никуда не собираюсь, игра и цели «Динамо» меня вполне устраиззют.

—    А каковы они, если не секрет?

—    Чемпионские медали и Кубок УЕФА.

—    В старину в таких случаях говорили: "Широко шагаешь, штаны порвешь". Не шибко ли загнули?

—    С лидером первенства «Спартаком» нам встречаться еще дважды, так что поборемся. А Кубок УЕФА... В Испании мы недавно победили итальянскую «Сампдорию», на равных играли с испанской «Валенсией» и бразильским «Васко да Гама». Играть с ними, кстати, легче, чем с российскими клубами.

—    Вообще-то ваши четыре гола в Испании о чем-то говорят, но неужели с «Факелом» сложнее, чем с «Веско»?

—    Конечно. Бразильцы, испанцы, итальянцы используют всю ширину поля, преуспевая при этом в атаке. Но и для нас в обороне соперников настоящие аллеи проложены. Если обыграл двоих, считай, наверняка один на один с вратарем вышел. У наших-же многих команд в штрафной толчея, как на восточном базаре, с трудом ноги уносишь.

—    Кавказец в сознании граждан России это прежде всего неуемный темперамент. Но я ни разу не видел, чтобы вы умышленно грубили, возмутились решением арбитра или замахнулись на соперника. А ведь бывает больно?

—    Терпимо. Все-таки школу прошел. Харьковский «Металлист» меня, мальчишку, трошки пообтесал. Что команда исповедовала силовой футбол, мягко еще сказано. Даже на тренировке чуть расслабишься и уже лежишь.

—    Вам по вкусу и такой футбол?

—    Мне любой футбол нравится. Ведь в жизни для меня главным был только он, а теперь еще и семья. Из Баку приеду с женой Гюльнарой и годовалым Ана- ром в двухкомнатную квартиру, предоставленную ФК «Динамо».

 

Беседу вёл

Павел АЛЕШИН.

еженедельник "Футбол" №38′92  

не забывайте присоединяться к блогу

Конференция Петра Каменченко

Конференция Ярослава Кулемина

официальная группа Вконтакте

официальная группа Facebook

Другие темы в этом блоге:

Поколение NEXT. Новичок ФК «Ростов» Роман Емельянов

Анатомия игры: Восемь дней Андрея Талалаева в роли главного тренера ФК «Ростов»

Новый номер еженедельника «Футбол» в обновлённом дизайне! Анонс