Записки селекционера (продолжение) АЛЬМА-МАТЕР? Или пошла она к какой-то матери?
«АЛЬМА-МАТЕР» в переводе с латинского, «мать-кормилица», буквально «кормящая мать». Вошло в обиход как старинное неформальное название учебных заведений, которые давали образование, воспитывали, выпускали в жизнь.
Для многих профессиональных футболистов такими стали их футбольные школы, спортивные интернаты, Академии футбола. И любой нормальный футболист всегда помнит с благодарностью свою альма-матер. А если она дала путевку в настоящий большой футбол, сделала тебе имя, то здесь не просто благодарность, но и ответное желание сделать для нее что-то доброе, полезное.
Вчера «Краснодар» играл важнейший матч чемпионата со «Спартаком» в Москве, сыграл вничью 1:1, хотя был лучше. Не хватило голов, не хватило того самого острия атаки. Это острие, центральный нападающий Иван Игнатьев, в это время сидел на скамейке запасных «Краснодара-2» в матче чемпионата ФНЛ. По словам главного тренера Мурата Мусаева, он сейчас в плохой форме… Неделю назад гонял защиту «Байера», а тут вдруг плохая спортивная форма.
Конечно, Мусаев и не мог сказать в послематчевом интервью, что Игнатьев был сослан в лигу ниже за отказ продлить, переподписать контракт с «Краснодаром». Это не для широкой аудитории. Есть информация, что и Сулейманов тоже пока не поставил подпись под новым контрактом, но он сказал, что ему нужно время, подумает, почитает, изучит. Мудро так, по-восточному. А Игнатьев оказался, подписывать не стал, чем вызвал гнев руководства. Простой сибирский паренек. Ему было предложено 600 тысяч рублей в месяц, а также в контракт были внесены солидные отступные, если вдруг последует предложение о переходе в другой клуб.
Не будем обсуждать детали, суммы и сроки, много это или мало 600000 рублей ежемесячно в 20 лет, ведь есть же еще и солидные премиальные, которые побольше этой месячной зарплаты- выигрывай и зарабатывай. Главный вопрос- отказ игрока клубу, который сделал его футболистом, дал широкую дорогу в большой футбол. И, главное, вытащил его из глубокого депрессивного места, не побоюсь сказать, из самого дна российской глубинки. Не в географическом, а социальном плане.
Когда я несколько раз приезжал на детские турниры в Красноярск, то сразу сыпались вопросы от местных тренеров: «Как там наш Ванька?». Во всем Красноярском крае радовались успехам Игнатьева, воспитанника ачинского тренера Владимира Николаевича Тетерина. Эти же тренеры говорили, что вовремя Игнатьев уехал в Краснодар, потому что из его друзей никто так и не заиграл в футбол, а многие сверстники уже пропали из-за алкоголя и наркотиков. Иван тоже был в этой зоне риска, как бы мягче сказать, имел определенные шансы больше пополнить эту группу, чем стать футболистом. Окружение, сложности в семье, которые не способствовали гармоничному развитию, депрессивная атмосфера этого маленького сибирского города…
Уже находясь в Академии «Краснодара», пытался убежать назад в Ачинск, бывало, что не возвращался в Краснодар после каникул. И тогда туда выезжали тренеры «Краснодара» и с трудом, но возвращали его в Академию. Даже сам Галицкий проявил недюжинные педагогические способности и терпение, чтобы вернуть этого отрока на путь истинный. Крепко чудил Игнатьев и в Академии, в учебе, поведении. Но клуб терпел. Все видели в нем огромный талант, знали, что бог ему дал шанс стать настоящим бомбардиром, и поэтому тренерам и руководству «Краснодара» нужно поставить памятник.
Говоря прямо, «Краснодар» вытащил парня с самого дна, дал ему не просто путь в футбол, а путь в большой футбол, к большому признанию. А придет признание, придут и большие зарплаты, сумасшедшие контракты. А раз так, клуб вправе ждать и от футболиста правильного понимания ситуации, признания не только заслуг, но и интересов клуба. Даже из чувства благодарности. Если «Краснодар» до этого все делал для Игнатьева, то почему вдруг сейчас, когда парень начинает «большую охоту» за признанием, клуб будет делать обратное?
У Игнатьева очень солидный футбольный агент Герман Ткаченко. Не знаю, но думаю, что и он сейчас, мягко говоря, в недоумении от таких выкрутасов своего подопечного. И уж точно не советовал Ивану так поступать.
Чем закончится эта история? Думаю, скорее всего, стороны найдут компромисс, контракт будет продлен. Но, как говорится в известном анекдоте, осадок останется. И останется вопрос о человеческой благодарности, ответственности и порядочности.
Игнатьев такой не один. Можно назвать десятки примеров, когда совсем еще молодые футболисты, вот так же «кидали» свой клуб, вырастивший их, вложивший силы, душу и средства в их становление. Но вот что интересно, вся их дальнейшая карьера потом шла под откос. Может потому, что нельзя посылать свою альма-матер к какой-то матери?
Почему же это так характерно для мира футбола? Я в своем блоге не раз поднимал эту проблему, например, в материалах от 13 августа «Украденное детство» и от 8 октября того же 2018 года «Продолжение, которое вовсе не планировалось». Приведу небольшие отрывки.
«Мальчики с горящими глазами, рвущиеся в Академию, через 6-7 лет превращаются в невоспитанных, абсолютно однобоко развитых молодых людей, с разговорами о деньгах, возможно выгодных контрактах, о тупых тренерах и руководителях, не ценящих его, такого талантливого…
… Раннее попадание в закрытый мир футбола, общение с ограниченным кругом сверстников приводит к формированию весьма своеобразного мировоззрения. Мамаев и Кокорин тоже продукт этой системы, воспитанники футбольных интернатов, с детских лет оторванные от семьи, от теплого домашнего очага, от постоянного общения с родителями, с друзьями, которые обладают более широким кругозором, чем прямоугольник футбольного поля…
.…Думаю, во всех интернатах, и «Краснодар» не исключение, с самого раннего возраста у детей начинались проблемы и с поведением, и алкоголем, и курением, и употреблением психоактивных вещей, типа насвая, спайса, не говоря уже о более тяжелых вещах. В каждой Академии России вам могут рассказать об отчисленных за эти грехи воспитанниках. И в «Краснодаре» тоже были совершенно жуткие случаи, когда мальчика приходилось вытаскивать чуть ли не с того света, после передозировки неизвестно какой гадостью. Поэтому потери на всем пути в Академии не только от того, прогрессирует ли мальчик как футболист, но и от запущенной учебы, тяжелых срывов в поведении, страшных нарушений режима…
…Все это, безусловно, горькие плоды отрыва ребенка в 12 лет от родного дома, от отсутствия полноценного воспитания, которое можно получить только в дружной, любящей семье. От этого и неполноценное образование, и проблемы с поведением, отсутствие каких-то нравственных барьеров.»
Даже старание, самоотверженная работа тренеров и педагогов не гарантия того, что из способного мальчика получится хороший футболист и человек. То, что заложено генетически, может всегда вылезти наружу, даже в уже благополучных обстоятельствах. Наверное, нет от этого спасения.
В приведенном выше абзаце не случайно подчеркнуто одно предложение…
А то, что он опережает ребят своего возраста, не страшно. Время все расставит по местам. Или другие его догонят и он уйдет с дистанции, или, если еще кроме опережающего развития обладает талантом, наоборот, уйдет вперед. Ибрагимович всех топтал с 7 лет, причем буквально, чистый акселерат,но это не помешало ему стать звездой мирового уровня.