4 мин.

Братья и демоны

Тут у меня ночь, и где-то внутри ещё полно адреналина. Не спится, и спаться не должно после такой игры. Вот уже третий год это матч неизменно высоченного качества – «Барса» в Валенсии против хозяев. Собственно, в третий раз команда Гвардьолы приезжает к команде Эмери. И каждый раз игра – восторг. 

Когда св. Йохан Барселонский после очередного матча с «Реалом» рассуждает о том, что игра «Реала» – не вполне футбол, что суть игры совсем в другом и состязание выглядит иначе, он, конечно, имеет в виду как раз матчи с «Валенсией». Вот уже который год «Валенсия» ставит перед собой задачу не просто победить «Барселону», а переиграть её в открытом бою. 

В этих матчах тоже случаются удаления (вот как и сейчас), в них бывает место грубости и нервным срывам, но никому и никогда не хотелось представить эти матчи в качестве битвы добра со злом. Тренеры Гвардьола и Эмери обнимаются, причем не просто приникают ухом к уху в рамках особой вежливости – в этот раз они буквально тискали друга друг, как соскучившиеся дети лейтенанта Шмидта. Друзья-соперники, растрогался бы олдскулистый коллега; кстати, и ровесники. Когда все восхищались молодостью Гвардьолы-тренера, Эмери тихо стоял в сторонке, а вообще-то он почти на год младше, и в Примере работает вообще с тридцати пяти. 

Вот интересно: Гвардьолу и, к примеру, Моуринью, с которым они скоро вообще здороваться перестанут, связывает куда большее, чем с Эмери. Ну, кто Эмери? Рядом с аристократом, игроком-звездой, щёголем Хосепом он абсолютнейший плебей, тренер-самоучка, совсем недавно отучившийся по холодным погодам одевать короткую куртку поверх пиджака. Сравните: с Жозе вместе Гвардьола – успешнейший тренер в мире, они давным-давно работали вместе в «Барсе» не один год, ещё в игроцкую бытность... 

Нет, серьезно. Работа и личность Унаи Эмери не способна вызвать ничего, кроме восхищения. Из деревни. Тренер-самородок. Редкий случай, когда в мир с собой такой тренер принес не железную схему, в которую нужно вгонять каждую новую команду, держа шипастый кнут в ежовой рукавице – творчество он принес. Его работа не похожа на озарение... Это мы раньше так об Эмери могли думать: хоп! и принял какую-то «Лорку». Он в ней, кстати, играл, и сразу, против всех житейских правил, возглавил тренером. На следующий год вывел в Сегунду. Причем ручаюсь – весь год простоял на бровке в трениках, иначе и быть не могло. Ещё на следующий занял в Сегунде пятое место. Чем не чудо? 

Да тем, что дальше-то мы про него уже все знаем. И знаем как раз как тренера-садовника, который игру ставит, игрока к игроку складывает. А это значит, что он барселонским свой человек! Наверное, так и приветствуют они друг друга, пока сжимаются объятия: О-о, брат Унаи! – Упс, брат Пеп! Как там отец Йохан, не шалит ли сердчишко, что велел передать на словах? 

А Моуринью у них демон.

Вот как так получается, что у него за два года ушли все сильнейшие игроки, ни одного чемпиона мира, даже чемпиона завалящей Европы в команде не осталось; все это в рамках страдающей от кризиса «Валенсии», которая некстати взялась строить новый стадион... А играет команда все лучше, а результаты все выше? 

А потому что поднимал он как раз всегда такие команды, в которых рассчитывать на стабильность состава не приходилось. И «Альмерия» игроков продавала, на то и создавалась. А «Лорка», может, и не продавала – некого было; но и не укреплялась. А тоже росла. Кстати, теперь её и в четвертом дивизионе уже нет. «Лорки»-то. 

И вот он снова выводит своих против «Барселоны». Опять выводит красиво побеждать. И – громит брата Гвардьолу в первом тайме, как Бог черепаху. Все знают, что у «Барсы» правый защитник в атаке живет – а наказывает её за это только Эмери. Он там ставит, вообразите, сразу двух челночных игроков, причем того, кто из них больше защитник – француз Матье – в полузащиту! А почему? А потому, что он не увлекается. Голову не теряет. 

И вот через этот левый фланг «Валенсия» ровно пять раз проводит острейшие атаки, и три из них в общем-то на гол. Первый получился – там настолько голова кругом пошла, что, пока Пуйоль, кажется, валил на землю Сольдадо, рискуя пеналем, Абидаль в панике уже бил по своим воротам. И второй гол такой же: прорыв Матье слева, в попытках подстраховать защитники, как летнее одеяло, стягиваются на край кровати, и торчит из-под скривившейся постели неприкрытая правая нога, и это нога Пабло Эрнандеса, который и расстреливает ворота, как хочет – 2:1. 

И вот тут самое интересное. Так начиналось в третий раз. Не всегда с голами, да. Но в третий раз из трех «Валенсия» поднимала перчатку и билась, и била. Это были истошно красивые матчи. Это были вопящие эстетикой игры.

Вот только все они закончились одинаково. Победить, превзойти, переиграть «Барселону» «Валенсия» не смогла ни разу. «Барса» уходила на перерыв, чистилась, перестраивалась, выкатывала дополнительные мортиры... Или просто совершала на ошибку меньше. И уходила от поражения. А то и побеждала. 

Так вот к чему я это говорю. 

Эмери брат, а Моуринью как демон. Один играет, как надо, а другой – как должно быть запрещено. Да даже и хлестче говорят, язык ведь без костей – один пытается победить в игре, другой – игру задушив. Ни себе, ни людям. 

И дальше начинается дискуссия: а что правильно? А есть ли правильное? Или, может быть, оно на стыке? Или, может, мало веры в нас? Или, глядишь, взгляды Эмери приставить к игрокам мадридского «Реала»?.. Или наоборот? 

А ответ простой. Вот кто обыграет – тот и будет прав. 

Цель-то у брата и демона одна. 

Свергнуть «Барселону». 

Другие материалы блога

До первой звезды 

«Интер» без сметаны

Игры с Веллитоном