Федор Щербаченко: «Создаю команду завтрашнего дня»
Фёдор Анатольевич Щербаченко
Дата рождения: 13 августа 1962 года.
Место рождения: Краснодар, СССР.
Амплуа: нападающий.
Игровая карьера: «Кубань»-дубль Краснодар – 1980, «Цемент» Новороссийск – 1981. Также выступал в клубах низших лиг Германии и Польши.
С 1996 по 1998 год судил матчи первой и второй лиг первенства России.
С 1999 по 2002 год работал в «Кубани», в том числе функционером -- генеральным директором клуба и начальником команды.
Тренерская карьера: «Кубань» -- 2000, «Томь» Томск -- 2003 (тренер), «Москва» -- 2004--2005 (тренер), «Краснодар-2000» -- 2006 (тренер), «Кубань»-дубль -- 2007, «Балтика» Калининград -- 2007, «Губкин» -- 2008, «Мордовия» -- с 2009 года.
Достижения: победитель зоны «Урал--Поволжье» второго дивизиона и Кубка ПФЛ – 2009, лучший тренер зон «Центр» и «Урал--Поволжье» по опросу ПФЛ – 2008, 2009.
БЕРЕМ ИГРОКОВ НА ВЗЛЕТЕ
- Однажды великого Валерия Лобановского, как и вас, увезли со стадиона на «скорой помощи», и он уже больше не вернулся… Похоже, вы столь же остро пропускаете игру через себя?
- Да. Я научился контролировать себя в ходе матчей, но тогда возникла нештатная ситуация до игры: были терзания по составу, наложились и другие моменты. Переволновался. Я обычно часто выбегаю к бровке, подсказываю, а тут просто сидел на лавке: чувствовал, что «плыву». Ну а потом еще пенальти не забили. Когда везли в клинику, вспомнил Олега Долматова, с которым мы работали в «Кубани». Перед одним из матчей, будучи на нервах, он окинул взглядом стадион и произнес: «Наверное, я умру на тренерской скамейке».
- Следующую победу -- над брянским «Динамо» (3:2) игроки посвятили вам, причем искренность, с которой они поздравляли вас после решающего гола, свидетельствовала о ненапускном характере этой акции. Видимо, в команде хорошая атмосфера?
- Внутренний микроклимат и отношение игроков ко мне – немного разные вещи. Я ведь гоняю ребят, ругаю. Правда, всегда стараюсь и поддержать. А тот форс-мажор их даже немного подстегнул. Я два дня отсутствовал на базе, но знал, что игроки собирались в своем кругу и по-особому настраивались на поединок с «Динамо». Они еще после первого гола стали подавать знаки: «Анатольевич, это для тебя!» А вообще, вы правы, аура у нас хорошая. Я пытаюсь предотвращать негативные моменты. У нас в коллективе главенствует принцип доверия друг к другу. Если у кого-то день рождения и мы при этом выигрываем, то после матча всегда говорю: сначала надо поздравить именинника, а уж потом – друг друга с победой. Нельзя зацикливаться на футболе. Хочется, чтобы ребята гармонично развивались, обрастали знаниями, развивали свою культуру.
- «В футбол играют не имена, а люди» -- это про «Мордовию»?
- Стараемся брать игроков на взлете, пусть малоизвестных, но имеющих перспективу и потенциал. В основной массе в «Мордовии» именно такие. Хотя я и не единожды на этом обжигался. Кажется, что человек должен прогрессировать, но он не растет, и все тут. С другой стороны, положительных примеров больше. Мне, как тренеру, отрадно, что в клуб приходят факсы с запросами относительно трансферной стоимости наших футболистов. Значит, двигаемся в нужном направлении. При этом советую ребятам не торопиться принимать предложения из РФПЛ. Да, они прогрессируют, но большинству еще не хватает стабильности. Нужно, что называется, заматереть.
- А как же тогда расценивать приглашение Дмитрия Смирнова, кстати, так и не заигравшего у вас?
- Перед сезоном нам требовался опытный игрок в середину поля, и я видел в этой роли Максима Деменко. Но он сказал, что имеет обязательства перед «Жемчужиной», поэтому не может покинуть Сочи. И тут перед закрытием трансферного окна предлагают Смирнова. Сомнения были, но решили рискнуть. Ошиблись. Дима – хороший парень, но он попал не в свою команду. Мы побеседовали и пришли к мнению, что переход в «Луч» станет для него лучшим выходом из положения. Я сам Диму напутствовал: «Езжай к папе» (потренировавшись с «Лучом-Энергией», Смирнов вскоре перебрался в луцкую «Волынь». -- Ред.).
- Обратил внимание, что в последних матчах вы даете все больше игрового времени доморощенным юниорам Маркину и Жесткову.
- У нас есть еще Сандркин и Шабанов, который восстанавливается после перелома ноги. Здесь вопрос политики. В республике вкладываются серьезные деньги в футбол, в инфраструктуру, и на руководителей клуба давило то обстоятельство, что в «Мордовии», помимо Будникова и Фролова, нет местных игроков. Мы посмотрели, кого можно вернуть из других клубов. Оказалось – некого. Зато в наличии неплохая молодежь: кто играет за юношеские сборные, кто выделяется в дубле. Через год-два эти ребята должны составить костяк команды, хотя понятно, что много зависит от того, в каком дивизионе будет выступать «Мордовия». Мы вместе живем на базе, вместе тренируемся. Да, пока ввожу ребят в состав полуискусственно, но они оправдывают надежды.
- «Мордовия» много забивает, но для лидера и пропускает многовато. Есть проблемы в обороне или это сознательный крен в сторону атаки?
- И то верно, и другое. Но в первую очередь -- все же проблемы в защите. Хотя мы никогда не выстраиваемся сзади, всегда действуем с позиции силы, кроме разве что тех случаев, когда команда находится в функциональной яме.
- Согласны с тем, что атакующий тандем Кирилл Панченко – Руслан Мухаметшин сейчас сильнейший в лиге?
- Не согласен. Очень квалифицированный дуэт форвардов в «КамАЗе»: Кобялко -- Сердюков. У «Шинника» в разной интерпретации сильные связки: Саркисов -- Архипов или Саркисов -- Низамутдинов. Руслан и Кирилл – разноплановые, но не автономные форварды. Они командные игроки. Когда оба в неважной форме, у нас возникают существенные проблемы.
- В первом круге на «Мордовию» повесили ярлык домашней команды...
- Дома нам где-то везло, иногда побеждали, не имея ощутимого преимущества. Куда больше меня беспокоило, что не складывалось на чужих полях, хотя команде, заточенной на атаку, на выезде-то по всем канонам действовать проще: больше пространства, больше свободных зон. Впрочем, в ходе недавней гостевой серии из семи игр мы, надеюсь, переломили себя. Спасибо составителям календаря (улыбается).
- Психологически выездная серия далась тяжело?
- Она была разбита межкруговой паузой, поэтому дискомфорта не чувствовалось. К четырем матчам на старте второго круга мы готовились как к новому этапу. В перерыве, кстати, по объективным причинам я дал ребятам побольше отдохнуть, в связи с чем была определенная тревога. Тем не менее, находясь не в оптимальном физическом состоянии, мы показали респектабельный футбол в Хабаровске, что отчасти стало для меня неожиданностью. То, что сыграли 4:4, -- несчастный случай. Глупые ошибки в обороне, напортачил вратарь. А забивать должны были больше. Вообще, я доволен этим отрезком, за исключением встречи с «Лучом». Там сказались акклиматизация и резкая смена климата: после хабаровской сырости попали во Владивостоке в пекло. Против приморцев мы висели на волосок от поражения.
ЗАДАЧИ ВЫЙТИ КРОВЬ ИЗ НОСУ НЕТ
- И вы, и руководители «Мордовии» уклончиво рассуждаете о перспективах команды в борьбе за выход в элиту. Большие цели любят тишину?
- Сколько я встречался с главой республики, но ни от него, ни от клубного начальства, ни от спонсоров не слышал, что мы обязаны кровь из носу выйти в Премьер-лигу. Говорят по-другому: «Давайте играть, создавать команду завтрашнего дня и смотреть, что из этого получится». Такого, как во Владикавказе, где декларируют задачу попадания наверх, в Саранске нет. По всем характеристикам наш клуб в ФНЛ чуть выше среднестатистического: и по бюджету, и по составу.
- Спрошу иначе: лично для вас станет трагедией, если «Мордовия» финиширует ниже четвертой позиции?
- Нет. Первая восьмерка команд примерно равная, и наше нынешнее второе место ни о чем не говорит. Если честно, я боюсь срыва, нам не хватает запаса прочности. Вообще же чемпионат увлекательный. «Шинник» вот дважды уступил дома с общим счетом 0:7 – кто такое мог предположить?!
- В ФНЛ есть клубы, уже сейчас готовые к Премьер-лиге?
- Если судить по составам, то едва ли. Но свежий пример «Кубани» и «Краснодара» доказывает, что при вложении солидных инвестиций, грамотной селекции, хорошей организации и, разумеется, мастерстве тренера можно осуществить плавный переход из первого дивизиона в РФПЛ.
- Кто из конкурентов произвел на вас наиболее сильное впечатление?
- «Енисей» в матче первого круга. А по умению добиваться результата конечно же вне конкуренции «Алания».
- Едва ли не самое главное разочарование первенства – брянское «Динамо». У Валерия Петракова, с которым вы работали в «Томи» и «Москве», случаем, не интересовались, что происходит с командой?
- Нет, мы на эту тему не общались. У меня есть друзья среди тренеров ФНЛ, но ведь мы одновременно и конкуренты (смеется). Впрочем, для меня ситуация в целом прозрачна. Динамовцы очень прилично выглядели на сборах, но старт у них не задался. Как водится, поменяли тренера, а у нового наставника свои взгляды на футбол, ему нужны другие исполнители. Отсюда и карусель. Схожая ситуация в «Луче», глобальные перемены в «Факеле», «Газовике», «Химках». На мой взгляд, надо щепетильнее подходить к селекции и не шарахаться из стороны в сторону. Посмотрите: миновало только треть сезона, а кое-кто уже выбрал заявочную квоту из 40 игроков!
О ГАЗЗАЕВЕ, АРКОСЕ И «ДОГОВОРНЯКАХ»
- С коллегами часто созваниваетесь?
- Недавно поздравил с днем рождения главного тренера «Черноморца» Хазрета Дышекова. Роберту Евдокимову звоню, ведь мы с «КамАЗом» в паре. А так -- нет, общаюсь нерегулярно. Во время сезона у каждого свои заботы.
- Чья работа вам импонирует?
- Прежде всего как раз Роберта, который умело ограняет молодежь. Отмечу и владимирца Женю Дурнева, выжимающего результат на безденежье.
- А что скажете про Владимира Газзаева? Человеку всего 31 год, за плечами нет серьезного опыта, плюс к тому он немногословен, а рупором «Алании» является его всемогущий отец. Земля слухами полнится. Кто все-таки тренирует владикавказцев?
- В Осетии появилась возможность воспитать сильного местного тренера, и правильно сделали, что за нее ухватились. В «Алании» эдакая западная модель, когда на первый план выходит фигура генерального менеджера. У Владимира Газзаева квалифицированные помощники, которые ведут процесс, а он координирует их работу: где-то словом настраивает подопечных, где-то дергает за эмоциональные струны. Вносит в игру коррективы. А попутно учится. По крайней мере, я так вижу ситуацию.
- Не могу не спросить, какая кошка пробежала между вами и теперь уже бывшим рулевым «Луча» Франсиско Аркосом, с которым вы устроили знатную словесную перепалку?
- Не было никакой кошки. Просто Аркос неадекватен в своих словах, да еще и делал какие-то странные телодвижения, после того как «Луч» сравнял счет. Знаете, мы все коллеги, иногда захлестывают эмоции, но нельзя так себя вести. Тем более человеку, пришедшему в футбол с улицы. Я выступил в защиту российских тренеров, которые сидят без работы, тогда как непонятный заезжий испанец устраивает клоунаду. Мне рассказали забавную историю. Когда Аркос, прежде отвечавший в «Луче» за физподготовку, сменил на посту главного тренера Назаренко, то посетовал, что команда… не готова функционально. Спрашивается, а ты-то чем занимался?!
- По общему мнению, в первом дивизионе стало мало «договорняков». Это следствие двухступенчатой формулы нынешнего турнира?
- Это следствие всего. Жизнь меняется не только в футболе. Руководители клуба «очищаются» от наследия прошлого, появляются моральные принципы. Попутно подросло и новое поколение игроков с неискривленной психикой. Я не представляю, как молодому парню можно сказать: «Сдай матч». Еще один фактор – у клубов первого дивизиона подравнялись бюджеты. А когда нет богатых и бедных, то зачем продавать игры, если те же деньги можно заработать самим, не пачкаясь в грязи.
- А как вам судейство? Что-то много в последнее время недовольных…
- Второй круг всегда более жесткий. Не скажу, что стали судить по-другому, скорее, подскочил эмоциональный градус. Вот у нас, тренеров, и сдают нервы.
Беседу вёл специальный корреспондент
Сергей ИЛЬЁВ
Материал из №35
не забывайте присоединяться к блогу