Вячеслав Чанов: «Такие, как Игорь Акинфеев, рождаются раз в 100 лет»
Заслуженный тренер России, бывший голкипер и экс-тренер вратарей ЦСКА Вячеслав Чанов поделился мнением о Игоре Акинфееве.
— У вас осталась обида на ЦСКА из-за того, что с вами прекратили сотрудничество? — Как вам сказать… Не обида, но что-то неприятное осталось. Но это жизнь. Ничто не вечно. У меня остались хорошие отношения, за всё это время мы столько прошли вместе. Поэтому, не сказал бы, что это слово «обида». Они – работодатели и имеют право решать, кто нужен, а кто – нет. В клубе посчитали, что я постарел и решили меня заменить. Это те ситуации, на которые мы повлиять не можем. Поэтому, здесь надо ко всему относиться философски.
— В последние годы работы в ЦСКА вы были в молодежке. Кто-то из ребят выделялся и общей массы? Можете назвать кого-то, кто через несколько лет станет топом? — Нет, потому что такие как Акинфеев рождаются раз в сто лет. Это даже не мои слова. Но мы сейчас о другом. Народ смеётся, но у нас есть вратарь из молодежки, который в Лиге чемпионов отыграл на ноль. Это Георгий Кырнац. Он, Паша Овчинников, Ваня Злобин, тот же Илья Помазун… Это те вратари, которые были у нас в ЦСКА. Когда их тренируешь, то немного глаза замыливаются и мне кажется, что лучше их вообще никого нет.
— Когда в последний раз созванивались с Игорем Акинфеевым? — Позавчера.
— О чем говорили? — О своем, о жизни. Мы с ним общаемся довольно тесно. С ним и Володей Габуловым. Обсуждаем уже не только спортивные, но и житейские вопросы. Я очень рад, что мои ученики не просто хорошие вратари, но и прекрасные люди.
— Вы как-то рассказывали, что уже при первой встрече с Игорем поняли, что он вырастет в классного вратаря. Что такого вы в нем разглядели? — Я с ним работал начиная с 14 лет, еще со школы. Уже тогда мне нравилось, как он умеет читать игру и предвосхищать события. Это всегда было одной из сильных его сторон. Его потенциал был виден. В молодежном составе и в школе он выделялся. А когда он попал в основной состав, то у нас случилась беда с Вениамином Мандрыкиным, который получил травму. И мы решали кого поставить. И мы с Газзаевым рискнули. Но на это были все основания. Валерий Георгиевич не боялся рисковать. Например, тот же План Дзагоев появился в основном составе в очень юном возрасте еще. Также и Игорь. Первая игра закончилась победой 2:0. И слава богу, потому что это психологически помогло дальнейшему развитию. Например, мой дебют – это 1:4 дома с Владикавказом.
— А как вратарю выходить на второй матч после такого неудачного дебюта? Каждый мяч голкиперы пропускают через себя… Это же психологически трудно? — Естественно. Но когда ты переживаешь это, то становишься сильнее. Я это дело прошел, а дальше уже покатило.
— На ваш взгляд, в чем феномен Акинфеева? — Первое – умение читать игру. Он здорово владеет своими эмоциями. Дальше уже идёт специфика. Например, грамотные подсказы защитникам и так далее. Он всё время нацелен и его не собьешь с истинного пути. Второе – ему от природы дана резкость. Он достаточно резкий и довольно быстро входит в форму после перерывов, отпусков и травм. Например, кому-то надо чуть ли не месяц тренироваться, а Игорю двух недель всегда хватало.
Он с честью выходил после травм крестов. Причем дважды. И доказал кто он и чего стоит. Мы видим, что это лучший наш вратарь. Практически все вратарские рекорды он переписал на себя. Остался только один – по отраженным пенальти. — Не жалеете, что в свое время Игорь не уехал в Европу? После Евро-2008 говорили о предметном интересе со стороны «Манчестер Юнайтед»
. — Это его решение. Каждый человек владеет своей судьбой. Он решил остаться здесь. И если ему хорошо в ЦСКА, то зачем уезжать? И мы бы его не видели. Да, возможно, там он бы взял еще несколько трофеев. Но, повторюсь, это его решение. Мы должны это принимать это правильно. Мне самому удалось поиграть в Германии. Мне уже было 37 лет и я играл до 44-х. В этот момент ты понимаешь, что здесь твой уровень все знают, а там приезжаешь легионером, которому надо всё заново доказывать. Потому что никого не волнует, что и как у тебя там было ранее. Но я думаю, что даже не это главное. Есть хорошая пословица – от добра добра не ищут.
— На поле Игорь – максимально сосредоточенный человек с железными нервами. Какой он в жизни? — Это серьезный молодой человек. Ваши коллеги часто говорят, что он недоступен, не даёт интервью… А для меня нет никаких проблем. Мы столько лет рядом и вместе. Он состоявшийся человек и всегда откликнется и придёт на помощь. Также как и Володя Габулов. Мы столько лет с ними вместе и я не заметил каких-то негативных сторон в них. Сейчас уже я иногда спрашиваю у ребят какие-то советы. Есть такая хорошая фраза – из плохого человека хорошего вратаря не получится.
— Как думаете, сколько сезонов Акинфеев продержится на высоком уровне? — Тут трудно сказать. Это зависит от человека. И как-то прикидывать сколько ты сможешь… Я что ли собирался до 44-х лет играть? Так получилось. Он может устать и сказать «Всё». Брат у меня закончил пораньше, потому что устал. Здесь всё индивидуально. Конечно, хочется, чтобы он играл, пока играется и продолжал доставлять ту радость, которую от его игры получают болельщики ЦСКА.
— Как отреагировали на новость, что он ушел из сборной? — Понятно, что тут определенную роль сыграли и советы врачей. У него были большие нагрузки и практически не было выходных. При таком графике его вратарский век становится короче. Это сказали даже врачи. А сейчас после игр он приезжает домой, у него появляются выходные дни. Даже улыбаться он стал по-другому. Я вижу, что уход идёт ему на пользу. И на этом фоне он провел очень хороший конец сезона за ЦСКА. Это как раз и есть свидетельство того, что он всё сделал правильно.
— Что вы ему сказали после игры с Испанией? — Прежде всего поздравил. Всегда после каждого матча мы созваниваемся из дома. А потом напомнил ему, что я тоже когда-то взял удар таким образом. Тогда мы играли с «Динамо» Тбилиси. Так уж пошутили, посмеялись. Самое главное, что он сделал то, что сделал.
— После ухода Акинфеева пост номер один в сборной занял Андрей Лунёв. На ваш взгляд, он способен безболезненно заменить Игоря в национальной команде? — Когда у меня в первый раз спросили, кто может заменить Игоря в сборной, я назвал Лунёва. Хотя сейчас у него получилась скомканная концовка сезона. Теперь всё зависит от Андрея. Вы же мне задавали вопрос про 1:4? Вот и здесь тоже самое. Если он пройдет это, то всё будет хорошо.
"Не супер"?
После таких комментариев хочется ущипнуть себя и проснуться. Игорь великолепный вратарь, настоящий профессионал, каких реально мало, у него не самый высокий рост, но он все недостатки компенсирует своим умом. Пережить такие травмы и не стать слабее, это уже говорит о многом. Лично я, когда он закончит в карьеру, буду очень сильно расстроен. Ибо не один вратарь в России и близко не уровень Акинфеева.