Командировка в команду: «Сан-Лоренсо» Аргентина
«САН-ЛОРЕНСО» CLUB ATLETICO SAN LORENZO DE ALMAGRO
Завет святого Лоренсо: "Примите это наследие и цвета Святой Девы. Она всегда будет рядом и поможет вам"
_______________________________________________________________________________________
Дата основания: 1 апреля 1908 года.
Стадион: «Педро Бидегайн» («Нуэво Гасометро»), вместимость – 43 963 зрителя.
Прозвища: «Циклон», «гаучос из Боэдо», «святые», «сине-гранатовые».
Президент: Карлос Абдо.
Главный тренер: Омар Андрес Асад.
Цвета формы: футболки сине-гранатовые, трусы белые, гетры синие.
Официальный сайт: www.sanlorenzo.com.ar
Национальные титулы: 14-кратный чемпион Аргентины.
Международные титулы: обладатель Южноамериканского кубка, обладатель Кубка Меркосур.
Знаменитые игроки: Исидро Лангара, Хосе Санфилиппо, Эктор Вейра, Викторио Кокко, Рикардо Ла Вольпе, Хорхе Игуаин, Нестор Горосито, Хосе Луис Чилаверт, Оскар Руджери, Альберто Акоста, Себастьян Абреу, Гильермо Франко, Иван Кордоба, Бернардо Ромео, Леандро Романьоли, Эсекьель Лавесси.
Известные тренеры: Эктор Вейра, Бора Милутинович, Альфио Басиле, Оскар Руджери, Нестор Горосито, Рамон Диас, Диего Симеоне. _______________________________________________________________________________________
В отличие от Кубка Америки-2007, проходившего в тогда еще «бейсбольной» Венесуэле, минувшее первенство южноамериканского континента предоставило возможность помимо освещения самого турнира узнать еще и о том, как и чем живут лучшие клубы одной из самых футбольных стран мира. По приглашению известного аргентинского футбольного эксперта Маурисио Новака, с которым я познакомился на Кубке Америки-2011, в один из немногих свободных дней я побывал в расположении «Сан-Лоренсо», входящего в «большую пятерку» Аргентины. Число поклонников этого клуба составляет 3,5 млн человек, и при общем населении страны в 42 млн такой поддержке можно только позавидовать.
Название «Сан-Лоренсо» происходит от имени католического священника Лоренсо Бартоломе Массы, который был одним из основателей клуба. Кстати, идея о его создании появилась после того, как одного из мальчишек, игравших в мяч на улице, едва не переехал трамвай. Инцидент произошел на глазах у Массы, который и предложил заниматься футболом на землях, принадлежавших церкви, в обмен на то, что дети будут ходить к воскресной мессе. Дополнение же «Альмагро» появилось от одноименного портового района, где проживало большинство первых футболистов «Сан-Лоренсо». Впоследствии клуб, изначально считавшийся «рабочим», переехал в более престижный район Боэдо, где базировался до 1979 года. Сыграв последний матч на старом стадионе «Гасометро», «сине-гранатовые» долгие годы «голодали и скитались», арендуя арены у других клубов – в частности, «Велеса» и «Уракана», пока наконец не обосновались на новом месте. В 1982 году, выбравшись из ада Сегунды, где на каждый «домашний» матч зрителей приходило больше, чем в первом дивизионе, «святые» постепенно начали возвращать себе утраченные позиции. Однако первого успеха пришлось ждать довольно долго: лишь в 1995 году команда, за которую выступали два Оскара – Руджери и Пассет, под руководством Эктора Вейры стала чемпионом страны. Следующий триумф состоялся в 2001 году, и тогда «Циклон», выступавший под началом Мануэля Пеллегрини, сполна оправдал свое прозвище, установив национальный рекорд – 13 побед подряд. В том чемпионском составе выделялись Себастьян Саха, Фабрисио Колоччини, Эдуардо Туссио, Леандро Романьоли, Бернардо Ромео, Лукас Пусинери и Себастьян Абреу. Наконец, в 2007 году с Рамоном Диасом во главе «Сан-Лоренсо» завоевал последний на данный момент чемпионский титул, причем первым он оказался не только по набранным очкам, но и по проданным входным билетам…
ОПАСНОЕ СОСЕДСТВО
Сегодня стадион и тренировочная база «Сан-Лоренсо» располагаются в одном и том же месте, посещение которого не доставляет болельщикам особого удовольствия. Во-первых, находится оно на приличном удалении от центра Буэнос-Айреса, а во-вторых, буквально в сотне шагов от стены арены начинается villa 1-11-14 – стихийно возникшее поселение, где проживают эмигранты – в большинстве своем нелегальные – из Перу, Боливии и Парагвая.
По словам сотрудников клуба, исполнявших роль моих добровольных гидов, эта вилья уже многие годы является перевалочным пунктом наркоторговцев, но полиция ничего не может с этим поделать. Чужаки, рассчитывающие «затариться» здесь самыми дешевыми в столице кокаином и марихуаной, зачастую становятся жертвами ограбления. Все начинается с фразы «У тебя есть монетка, друг?» и независимо от ответа заканчивается приставленным к горлу ножом или наведенным пистолетом. Убийства здесь также не редкость, причем отправить на тот свет могут не из-за денег, а разозлившись на их отсутствие у жертвы. Тем не менее на матчах трибуны «Нуэво Гасометро», окрашенные в клубные цвета, никогда не бывают полупустыми, хотя цены на билеты особо низкими не назовешь – от 10 до 50 долларов. При этом сезонные абонементы на самые дорогие места – в застекленные VIP-ложи с кожаными креслами и диванами, куда по ходу игры подают еду и напитки -- раскуплены полностью на три года вперед! Самые дешевые сектора – стоячие, причем оборудовать их креслами никто не собирается. «Здесь собираются самые экспрессивные болельщики, - говорят мои сопровождающие, – и никто из них все равно не смог бы усидеть на месте. Да и остальные посмотрели бы на него как на сумасшедшего. Футбол в Аргентине – это прежде всего страсть»
Для того чтобы страсть не выплескивалась через край, в фанатских секторах установлены специальные барьеры на уровне груди.
В Аргентине у зрителей есть привычка волной резко спускаться вниз к ограждениям, отделяющим трибуны от поля, и железные «ворота» призваны погасить этот порыв души. Инциденты время от времени случаются (последний имел место ровно год назад по ходу матча против «Велес Сарсфилда»), но в клубе надеются, что с введением новой системы слежения, недавно закупленной в Испании, вспышки насилия удастся свести к минимуму. Ее суть заключается в том, что установленные по стадиону камеры снимают все происходящее на трибунах, и изображения поступают на мониторы. Агрессивно ведущий себя индивидуум фиксируется, его портрет распечатывается, и сотрудникам службы безопасности остается нейтрализовать хулигана и передать в руки полицейских, которые и решат, как с ним поступить. И все же отличительной чертой фанатов «Сан-Лоренсо» является не жестокость, хотя свои «баррабравас» у «святых» тоже есть, а талант сочинять песни. В этих песнях содержится не только восхваление собственного клуба, но и тонкие насмешки над соперниками, наиболее принципиальным из которых является «Уракан» (при этом больше всех достается «Ривер Плейту»). Даже Диего Марадона назвал «сине-гранатовую» инчаду «самой изобретательной в Аргентине», но при этом она еще и одна из самых сплоченных. Так, совсем недавно по инициативе группы болельщиков клуб открыл банковский счет, куда будут перечисляться добровольные пожертвования, целью которых является частичное погашение долга «Сан-Лоренсо». Если каждый из трех миллионов аргентинцев, причисляющих себя к поклонникам этого клуба, внесет на счет хотя бы 40 песо, то проблема будет полностью решена. На данный момент в Аргентине удалось собрать 50 тысяч песо, из Испании поступил перевод в размере 10 тысяч евро, и желание поддержать «Циклон» не только морально, но и материально выразили граждане многих стран, даже таких, казалось бы, непричастных, как Израиль и Панама.
ПО-СЕМЕЙНОМУ
Путь от стадиона до тренировочных полей можно преодолеть за считаные минуты, ведь, по сути дела, они представляют собой единый комплекс. Футболисты главной команды, во время моего визита находившиеся в отпуске, приезжают на базу только для того, чтобы тренироваться, а постоянно здесь проживают только юные воспитанники «Сан-Лоренсо», набранные в других регионах страны. Клуб предоставляет им жилье, питание, возможность получать образование и, конечно же, оберегает от пагубного воздействия улицы. Тем не менее по субботам, когда на базе проходят матчи с участием юношеских команд, выступающих в дивизионах с девятого по четвертый, входные ворота открыты для всех желающих. Атмосфера внутри чем-то напоминает домашнюю, и в этом нет ничего удивительного. Посмотреть на выступления своих детей приходят семьями, приглашая за компанию друзей и знакомых, и аудитория собирается весьма внушительная. Так, на матче между 14-летними футболистами «Сан-Лоренсо» и «Ньюэллз Олд Бойз» набралось порядка сотни зрителей, среди которых была замечена и съемочная группа одного из местных телеканалов.
Те же гости, что пресытились футболом, могут посетить клубное кафе с креслами «патриотичной» раскраски, где всегда можно спокойно поговорить – в том числе и с местными легендами. К примеру, мне довелось повстречаться с Викторио Кокко, выступавшим за «Сан-Лоренсо» в период с 1968 по 1974 год, а ныне являющимся генеральным секретарем Ассоциации тренеров аргентинского футбола (AFTA). В мае прошлого года AFTA выдала тренерскую лицензию Диего Марадоне, несмотря на то что он ни дня не провел на соответствующих курсах. По мнению Кокко, фигура такого масштаба заслуживала такого же исключения, что ранее было сделано для Йохана Круиффа и Франца Беккенбауэра… Что касается главной команды «Сан-Лоренсо», то она тренируется либо на резервном поле, либо на поле самого «Нуэво Гасометро». Внутреннее убранство, в том числе и раздевалок, выглядит довольно скромным и непритязательным. Кстати, характерной особенностью аргентинских клубов является наличие в раздевалках распятий и статуэток Девы Марии, которые располагаются рядом с телевизионной панелью над дверью, ведущей к выходу. В остальном все то же самое, что и у всех остальных: небольшой тренажерный зал, комната для тактических занятий, тренерская, судейская, врачебный кабинет, душевые, джакузи и площадка с искусственным покрытием для «разогрева». Непосредственно на поле футболисты выходят по специальному выдвижному «тоннелю безопасности», использование которого является для Аргентины обязательным. А забросать камнями, бутылками, монетами и прочими жесткими предметами могут не только гостей и судей, но и свою же собственную команду, если она откровенно отбывает номер на поле.
НЕ ПОЙТИ ЗА «РИВЕРОМ»…
Сегодня дела у «Сан-Лоренсо» обстоят далеко не самым лучшим образом. Достаточно сказать, что за последние три года в команде приключилась самая настоящая текучесть кадров. Только на тренерском мостике сменилось восемь специалистов, последним из которых стал 40-летний Омар Асад, известный по выступлениям за «Велес Сарсфилд». С работы с резервистами «Велеса» и началась тренерская карьера Асада, следующим этапом которой стал «Годой Крус». Скромный клуб из одноименного города с населением в 180 тысяч жителей в свой дебютный сезон он спас от вылета, а затем впервые в истории вывел в розыгрыш Кубка Либертадорес. Перед приходом в «Сан-Лоренсо» Эль Турко тренировал эквадорский «Эмелек», но успехов с ним не добился и вернулся на родину. В распоряжении у Асада оказалась команда, которую можно было бы назвать «сплавом молодости и опыта», если бы количество второго «ингредиента» было бы сопоставимым. На деле же футболистов, чей возраст превышает 30 лет, насчитывается всего трое. Это защитник Кристиан Тула, который согласился остаться в «Сан-Лоренсо» лишь после того, как ему погасили многомесячный долг по зарплате (в середине августа он унес из клубного офиса 500 тысяч долларов наличными), полузащитник Леандро Романьоли, совсем недавно восстановившийся после травмы, и нападающий Бернардо Ромео, являющийся идолом «сине-гранатовой» инчады. Правда, Ромео находится уже на закате своей карьеры, а главным орудием атаки должен стать 24-летний Эммануэль Джильотти, уже получивший вызов в национальную сборную Аргентины. Представительство других сборных в «Сан-Лоренсо» ограничено перуанцем Джанкарло Кармоной и парагвайцем Нестором Ортигосой, чей соотечественник Аурельяно Торрес, успешно выступив на Кубке Америки-2011, отправился в мексиканскую «Толуку». Двадцатишестилетний Ортигоса и является самым дорогостоящим футболистом нынешнего состава (его стоимость колеблется в пределах 2,5--2,8 млн евро), а кроме него высоко котируются защитник Хонатан Боттинелли и форварды Хуан Карлос Менсегес и Хуан Мануэль Сальгейро. Новый сезон заметно обновленный «Циклон» начал с домашнего поражения от «Лануса», за которым последовала беспроигрышная серия из трех матчей. В минувшем туре подопечные Асада еще раз споткнулись на газоне «Нуэво Гасометро», уступив «Бельграно» -- тому самому выходцу из второго дивизиона, отправившему туда в переходных матчах «Ривер Плейт». Есть риск, что и сам «Циклон», занимающий сейчас в «таблице вылета» спасительное 16-е место, проследует в том же направлении, что случалось с ним всего однажды за 103 года истории – в 1981 году. Однако, если новому руководству клуба удастся осуществить свои планы, повторения трагедии произойти не должно...
СВОИМ ПУТЕМ
В России мы уже давно привыкли к тому, что президентом футбольного клуба является либо его владелец, либо доверенное лицо оного, по сути дела, всего лишь исполняющее его волю. Впрочем, в отсутствие выборной системы, когда рядовой болельщик лишен какой-либо возможности влиять на формирование клубной политики, ничего иного ожидать и не приходится. В подавляющем большинстве стран цивилизованного мира ситуация обстоит иначе: за определенную плату в виде годового взноса он превращается из потребителя в «партнера», обладающего правом голоса. Именно эти голоса и решают исход выборов, по итогам которых либо действующий президент получает новый мандат доверия, либо происходит смена власти. Разумеется, ни о передаче ее «преемнику», ни о каком-либо новом «назначении сверху» не может быть и речи. О том, что представляет собой президентская должность в Аргентине, рассказал первый человек в «Сан-Лоренсо» Карлос Абдо, с которым я встретился в клубном офисе, расположенном в центре Буэнос-Айреса. И с первых же минут разговора я получил возможность «почувствовать разницу»:
-- У нас дела обстоят иначе. По закону футбольный клуб является общественной организацией, не ставящей своей целью материальное обогащение. Каждые три года созывается выборная ассамблея, и socios – члены клуба, имеющие право голоса, принимают участие в выборах. Обычно голосует порядка пяти тысяч человек, хотя в последний раз к урнам пришли восемь тысяч. При этом в совет директоров входят не только члены команды победителя, но и представители оппозиции – от 25 до 40 процентов. В этом и заключается отличие «Сан-Лоренсо» от клубов, в которых победитель получает все.
-- В ряде европейских стран президентом может быть избран лишь человек, на протяжении многих лет являющийся официальным членом клуба, что исключает приход к власти посторонних, а то и откровенно чуждых лиц…
-- В Аргентине для кандидата в президенты также существует этот ценз: минимум десять лет членства в клубе. Мой стаж составляет 15 лет, а болею я за «Сан-Лоренсо» на протяжении более полувека – с шестилетнего возраста.
-- Почему ваш выбор пал именно на этот клуб?
-- Я парагваец и приехал в Аргентину с родителями еще совсем маленьким. Моя бабушка, которая жила рядом со старым стадионом «Сан-Лоренсо», всегда болела за парагвайский «Серро Портеньо», который имеет те же самые цвета. После того как в 1959 году «Сан-Лоренсо» стал чемпионом страны, она подарила мне клубный альманах, а затем и привела меня впервые на футбол. С тех пор мы вместе ходили почти на все домашние матчи, и мне никогда даже в голову не приходило болеть за какой-либо другой клуб.
-- Вы сами играли в футбол?
-- На любительском уровне – конечно же да, как и, наверное, почти все жители Аргентины, но вот стать профессионалом мне не довелось. Вместо этого я начал заниматься рекламным бизнесом. Но, заняв кресло президента «Сан-Лоренсо», мне пришлось оставить этот род деятельности, поскольку было бы неэтично, обладая властью, лоббировать интересы своей фирмы в клубе.
-- Какова на данный момент экономическая ситуация в «Сан-Лоренсо»?
-- К сожалению, сейчас мы переживаем далеко не лучшие времена. К тому моменту, когда я стал президентом «Сан-Лоренсо», его долг составлял более 30 млн долларов, что для Аргентины является очень большой суммой. По нашим подсчетам, для того чтобы полностью его погасить, потребуется порядка пяти лет. Пока нам удалось улучшить работу департамента спортивного маркетинга и утроить доход от рекламы. При этом нужно иметь в виду, что на профессиональном уровне в клубе практикуются 28 видов спорта, и все они существуют за счет футбола.
-- Еще одной головной болью является стадион, и очень многие болельщики хотят, чтобы он был возвращен на старое место…
-- И мы рассчитываем, что это произойдет в ближайшем будущем. В правительстве Буэнос-Айреса уже подготовлен проект о возвращении клубу земель, на которых располагалась старая арена, поскольку строительство на них супермаркета велось в нарушение законодательства. В итоге из-за переезда на новое место мы потеряли немало болельщиков: «Нуэво Гасометро» находится на удалении от центра, в проблемной зоне с маргинальным населением, где очень высок уровень преступности. С владельцами супермаркета мы собираемся подписать договор о партнерстве – примерно такой же, что есть у мадридского «Реала» и сети El Corte Ingles. В таком случае рядом со стадионом будет построен новый торговый центр, правда, уже гораздо меньших размеров.
-- Какой из европейских суперклубов мог бы послужить для вас моделью или же вы считаете, что у «Сан-Лоренсо» есть свой собственный путь?
-- В плане инфраструктуры образцом могут служить и «Реал», и «Барселона», и «Манчестер Юнайтед», но подход к достижению целей у нас отличается от большинства клубов. К сожалению, сейчас стремление к победе любой ценой стало нормой, для чего за баснословные деньги покупаются известные футболисты, которые получают непомерно высокие зарплаты. Если поставленной задачи добиться не удается, руководство уходит в отставку – легче ведь заменить одного человека, чем всю команду, – а футболисты остаются. И им либо нужно продолжать платить зарплату, либо расторгать контракт с выплатой огромной компенсации, либо продавать их себе в убыток. Мы же делаем ставку на молодых игроков, на собственных воспитанников, число которых, по нашему замыслу, должно достигать 80%. То, что таким образом можно стать чемпионами, уже показали «Банфилд», «Ланус», «Эстудиантес»…
-- Кто принимает решение о приобретении или продаже игроков?
-- Для этого существует целая комиссия: технический секретарь – известный в прошлом футболист и тренер Эктор «Бамбино» Вейра, группа советников, в которую входят авторитетные специалисты, многие из которых ранее выступали за «Сан-Лоренсо», и тренерский штаб. За мной остается последнее слово.
-- Помимо сокращения долга и строительства «нового старого» стадиона, каковы ваши ближайшие цели и задачи?
-- Мы планируем продвижение марки «Сан-Лоренсо», для чего собираемся открыть сеть собственных фитнес-центров и увеличить продажи атрибутики через Интернет, что предполагает усовершенствование официального сайта. В дальнейшем рассчитываем наладить сотрудничество и обмен опытом с зарубежными клубами – пока южноамериканскими, но, надеюсь, черед дойдет и до России.
Андрей СКВОРЦОВ
БУЭНОС-АЙРЕС - МОСКВА
Еженедельник «Футбол» номер 36 (2011)
текст опубликовал Серёжа Ногомячиков.