10 мин.

Анализ зимней трансферной кампании «Зенита»

«Зенит» провёл первую полноценную трансферную кампанию при Семаке. Были куплены интересные игроки, какие-то приобретения можно посчитать неоднозначными, так что поле для анализа весьма обширно. По всем игрокам уже делались подробные разборы авторами других тактических блогов, поэтому конкретно на их характеристике концентрироваться в тексте не буду. Задача данного материала – оценить скорее цель приобретения каждого футболиста

***

Ракицкий

С одной стороны, кажется, что позиция центрального защитника сейчас явно в усилении не нуждается. Однако, если Семак хочет перейти на модуль 3-Х-Х во второй части сезона, то делать это с имеющимся набором ЦЗ не целесообразно. Возникает логичный вопрос: почему, ведь в «Зените» центр обороны укреплён лучшими игроками в лиге?

Когда «Сине-Бело-Голубые» играли 3-1-4-2 в конце ноября-начале декабря, билд-ап команды был смещён на правый фланг, поскольку там играл правоногий Анюков. Александр мог как заряжать диагонали на левый край, так и продвигать мяч через ведение или передачи вдоль своего фланга. Слева же Мевля имел, фактически, две опции для паса: коротко опускающемуся в глубину Маку/Кузяеву на фланг или обратно другим ЦЗ. Причина тому проста: Миха не владеет левой ногой настолько хорошо, чтобы исполнять то же, что делал Анюков справа. Таким образом, соперники специально уделяли большее внимание опеке правого фланга/полуфланга «Зенита», поскольку знали, что изолировать левый будет значительно проще. «Ростов», против которого 3-1-4-2 впервые была применена адаптировался ещё по ходу встречи, следствием чего стало «стерильное» владение «Сине-Бело-Голубых» примерно с 20-й минуты и до конца первого тайма. Именно во избежание этого Семаку и нужен дополнительный, левоногий ЦЗ.

Ракицкий хорошо двигает мяч через дриблинг и пас, устойчив под прессингом. Однако при этом чересчур агрессивно защищается, плох в противодействии забросам за спину, выбрасываясь, не всегда выигрывает борьбу 1-в-1. При 3,72 единоборствах в защите он выигрывает только в 23,7% случаев, а у Нету эти показатели для сравнения составляют 6,25/30,1%. Можно сделать скидку, что у португальца это лучший сезон в карьере, но всё равно статистика Ракицкого не впечатляет. Для игры в 2 ЦЗ он не особо пригоден «Зениту», поэтому очевидно, что рассматривают его именно для схемы с тремя центральными защитниками по большей части. 

Приобретение Ярослава – один из шагов в компенсации ухода Паредеса, а заодно и к наращиванию устойчивости под прессингом, внесению разнообразия в построение атак. Эта покупка – достаточно умный, как оказалось по окончании трансферной кампании, ход селекционного отдела, но есть одно «но»: на этот фланг нужен качественный вингбэк/фуллбэк. Даже в пятёрке защитников связка Ракицкий-Набиуллин слева не вызывает особого доверия, учитывая слабое ведение единоборств и недостаточную позиционную грамотность обоих игроков. Понятно, что в обойме есть ещё Жирков, но Юрий вряд ли будет играть все матчи даже в РПЛ, а на ЛЕ он и подавно не заявлен. Левый фланг «Зенита» может стать той точкой, куда соперники определённо захотят давить.

Барриос

Наверняка, вы уже осведомлены с тем фактом, что Вильмар – фактически, противоположный Паредесу по своему функционалу игрок, поскольку больше заточен на разрушение, нежели созидание из глубины. Я же хотел бы добавить больше игрового контекста по нему.

«Бока Хуниорс» играет по схеме 4–3–3 большинство своих матчей, где Барриос выступал нижней вершиной треугольника в центре полузащиты. Защищается его бывшая команда достаточно специфично, что оказывало влияние на его обязанности как чистой шестёрки. «Бока» встречает соперника достаточно высоко, но при этом линия защитников сама по себе низко. То есть получается, что пространство между полузащитой и защитой не сжато, соответственно, Барриосу приходилось в одиночку покрывать полуфланг (какой именно – зависит от положения мяча) и центр в этой зоне.

Вильмар делал это достаточно дисциплинированно: он постоянно оглядывался, сканируя как пространство по бокам от себя, так и за спиной. То есть он старался успевать следить и за игроками (вингеры/десятка/восьмёрки), которые хотят получить мяч в полуфланге, и за отскакивающим в глубину форвардом.

Типичная для Барриоса ситуация. Здесь он должен контролировать рывок игрока в полуфланг, но при этом держать в уме, что если он освободит зону, то партнёры могут и не успеть подстраховать, а туда под пас может сместиться соперник, расположенный правее. Поэтому колумбиец также ориентируется и на действия оппонента с мячом.

Заслуживает внимания и его игра в ситуациях, когда надо резко накрыть соперника с мячом. Если на него выбрасывался один из ЦЗ, Барриос занимал его позицию. Такой же манёвр он спокойно может исполнять и в «Зените», поскольку все центральные защитники команды, если ловят правильный момент, могут выброситься и отобрать мяч у оппонента, а пространство за спиной подстрахует Вильмар. Особенно хорошо данное умение колумбийца синергирует с теми агрессивными выбрасываниями Ракицкого – зону за спиной Ярослава Барриос в случае чего заполнит.

Все эти качества очень важны для «Зенита» сейчас, поскольку через опорную зону команды Семака опасно атаковать получалось у многих её соперников. Вспоминается особенно домашний матч со «Славией», где Паредес и Краневиттер занимались чем угодно, но не удержанием опорной зоны, что привело к огромному числу ударов по воротам Лунёва.

 

Однако есть с переходом колумбийца одна неувязка – для игры в два опорника его надо дополнительно обучать. В любой формации с таким центром поля от хавбеков требуется умение страховать большое пространство, причём, им нужно не только не давать принимать/разворачиваться в своей зоне, но и не давать туда пасовать. Для последнего игроку нужно уметь чётко подбирать момент для рывка в сторону соперника с мячом, а учиться этому дело непростое.

К тому же в схеме с двумя опорными Вильмару нужно больше участвовать в начальной фазе построения атак – недостаточно просто опускаться каждый раз между центральными защитниками и отдавать простые передачи в поддержание владения. В отличие от того же Краневиттера, впрочем, Барриос хотя бы устойчив под умеренным прессингом и время от времени способен на креативные решения.

В общем, колумбиец на данный момент сможет реализовать себя по максимуму в 4-3-3/3-1-4-2 в роли единственного опорника. При этом очевидно из всех троих купленных игроков ему будет сложнее всего проходить процесс адаптации, ведь он покидает свой континент на долгое время впервые в жизни, приезжает в совершенно новые климатические условия. Вспомните хотя бы, как тот же Эрнани привыкал к нашему холоду. Резюмируя, на мой взгляд, Барриос – необходимый «Зениту» игрок, но более полезный скорее в перспективе. На оставшемся отрезке сезона есть ощущение, что он не сможет оказать существенную помощь команде.

Азмун

По иранцу также достаточно много кто писал из тактических блогеров, поэтому повторяться не буду: он действительно стилистически не подходит «Зениту», что вызывает очень много вопросов к тем, кто ратовал за этот трансфер. Однако есть и некоторые моменты, в которых Азмун может положительно повлиять на команду.

Сердар умеет координировать командный прессинг, понимает, в какой момент надо поддавить игрока с мячом. Тот же Дриусси может посоперничать с Сердаром в этом компоненте разве что по части интенсивности и объёма, но и то, вряд ли, выйдет победителем в данном споре. У «Зенита» прессинг вообще не клеился в первой части сезона — ни средний, ни высокий. Наличие же игрока, управляющего давлением на поле единолично, является базисом для прогресса в данном компоненте, поэтому с этой точки зрения трансфер Сердара полезен. Тот же Джорджевич как раз не в пример хуже выглядит во всем, что связано с прессингом.

Также играет Азмуну немного на руку тот факт, что команда Семака забила большинство своих голов в переходных фазах + контратаках, то есть, когда соперник находился не в своём оборонительном построении и открывал больше свободных зон. В таких атаках Сердар будет явно полезнее Дриусси, поскольку, в отличие от Себастьяна, неплох в дриблинге, выполняя 4,02 обводки в среднем за 90 минут с процентом успешности 48,15, причём, делая это обычно на скорости. Ну и понимание, куда открыться, где получить мяч у иранца на элитном уровне в такого типа атаках.

«Рубин» отобрал мяч в центре, закрепил владение, но «Локо» не успел выстроиться в своё оборонительное построение (именно это и называется атакой в переходной фазе). Азмун грамотно оценил ситуацию: «Железнодорожники» играли тогда по схеме 3-4-2-1, правый вингбэк, Жемалетдинов, оказался в полупозиции, поэтому на фланге есть пространство. Туда Сердар и делает рывок. Сорокин решает сразу ему не отдавать, а развить атаку через Байрамяна, открывшегося между линиями.

К сожалению, эпизод «запорол» Байрамян. Он отдал на Полоза, которому в данной ситуации могут противодействовать два игрока «Локо», из-за чего Дмитрий не смог развить атаку дальше. А ведь Азмун слева остался 1-в-1 с Хёведесом, на пространтстве – это в любом случае ситуация в его пользу. Причём Сердар мог получать пас как в штрафную на ход, так и в ноги, поскольку Жемалетдинов явно запаздывал.

Обобщая, этот трансфер можно сравнить с переходом Обамеянга в «Арсенал». Когда Пьер-Эмерик переходил в стан «Канониров», казалось, что это тот случай, когда сильного нападающего можно взять за сравнительно небольшую сумму. Притом неважно, подходит он тактически или нет. Согласитесь, похожая логика наблюдается и в переходе Азмуна в «Зенит». Обамеянг в «Боруссии» был нападающим примерно того же плана, что и Сердар сейчас — он постоянно делал рывки за спины защитникам под вертикальные передачи. Однако под руководством Эмери габонец смог изменить свою игру, став более разнообразным: теперь он и опускается в недодачу, и подыгрывает партнёрам, и уходит во фланг, кроме привычных забеганий за спину. Если Азмун так же сможет развиться в «Зените», то команда получит идеального соло-форварда. Случится ли это — большой вопрос. На данный же момент всё-таки есть ощущение, что трансфер Сердара сделан немного не к месту. 

***

Получается, что в текущее ТО «Зенит» купил игроков, которые могут принести клубу реальную пользу скорее в перспективе, кроме разве что Ракицкого. Он действительно сможет вносить ощутимый вклад в билд-ап команды, выходи из-под прессинга уже по возобновлении сезона. Кажется, что тех же Барриоса и Азмуна брали именно сейчас, чтобы заплатить меньше из-за отсутствия особого спроса на них, который мог бы возрасти летом.

При этом же позиции левого защитника и плеймейкера (лучше даже способного создавать с фланга/полуфланга) так и остались без усиления, а ведь именно покупка игроков в эти зоны могла гарантировать «Зениту» значительное улучшение в качестве игры.

Получается, что связывать игру между линиями защиты и полузащиты соперника так и остаётся по большей части некому. Да, Семак пытается наигрывать на позиции десятки Маркизио, но очевидно, что удобнее всего Клаудио будет в тройке полузащитников вершиной вниз на позиции одной из восьмёрок. Да и структуры в 4-2-3-1 (её Семак использовал во всех товарищеских матчах) в начальной фазе построения атаки у «Зенита» как не было, так и нет, поэтому доставлять мяч ему в центр между линий в данной формации тяжело.

Из фланговых защитников поддерживать атаку как обостряющими передачами, передачами для преодоления прессинга, так и забегами по флангу с последующим навесом может только Жирков. При этом за форму Юрия всё равно тревожно, так что это точно не самый надёжный вариант, поэтому получается, что «Зенит», грубо говоря конечно, но остаётся без важной опции в атаке.

Надеюсь, руководство клуба отдаёт себе отчёт о том, что принципиально сильнее в борьбе за титул команда благодаря этим трансферам не стала. К сожалению, другие проблемные позиции, судя по всему, будут закрывать только летом.

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в котором вы можете найти больше аналитики по "Зениту".

Статистика - WyScout

Фото - ФК "Зенит"