14 мин.

Гендиректор ФК «Ленинградец» Игорь Левит: Футбольный клуб должен быть частным

С текущего сезона в группе  «Запад» ПФЛ выступает новоиспеченный футбольный клуб «Ленинградец». Зарегистрирован он в Ленинградской области, которую до мая прошлого года представляла команда «Тосно», канувшая в Лету. Пришел ли один клуб заменить другой, какие цели у новой команды, как финансируется «Ленинградец» я узнал у президента футбольного клуба Игоря Михайловича Левита.

 

«Ленинградец» - это не «Тосно»

 

- ФК «Ленинградец» - клуб новый. Он пришел на замену «Тосно» или это совершенно новый, независимый проект?

- Этот проект совершенно новый, он никак не связан с футбольным клубом «Тосно». И о замене речи не идет, конечно.  Разве можно сказать, что «Краснодар» - замена «Кубани»? И все-таки «Тосно» со своей не богатой, но яркой историей уже в прошлом. Так совпало, что появление нашего клуба и исчезновение «лесников» произошло в один год. Но друг к другу они не имеют никакого, абсолютно, отношения. Два клуба с раной концепцией, акционерами.

- Но, не исчезни «Тосно», появился бы «Ленинградец»? Или все планировалось заранее?

- Нельзя сказать, что появление «Ленинградца» в нынешнем виде планировалось. Наверное, произошедшее с «Тосно» все-таки стало толчком к созданию клуба. Но правильнее сказать, с какого направления. Ленинградская область динамически развивающийся регион на сегодняшний день. И с точки зрения спорта в том числе. Это регион, у которого в своих масштабах денег достаточно. И это регион с хорошими возможностями, большим количеством компаний и представителей крупного бизнеса. И надо сказать, что здесь много уделяется спорту в целом, и спорту высших достижений в том числе. В основном, конечно, упор делается на развитие массового спорта, для жителей региона. Открываются площадки, катки и по сей день. Например, недавно получили грант на развитие хоккея и строительство ледового дворца. И это все говорит о том, что спорт развивается. Но нужны и профессиональные клубы, которые станут вершиной всего этого действия. Для кого-то это не столь важно, но для тех же мальчишек в более отдаленных регионах от центра, понимание, что спорт можно выбрать как свою основную профессию – очень занимательный момент. Это правильно. В регионе есть волейбол, водное поло, команды представлены на высоких уровнях. Идея представить область в самом массовом виде спорта витала давно. Тут появился «Тосно» и решил задачи области. Он формально вообще не был никак привязан к региону, это был совершенно частный проект. Так получилось, что он был создан на базе тосненского футбольного направления. Но ведь играл он, где только не приходило, не правда ли? То в Тихвине, то в Великом Новгороде, то в Санкт-Петербурге. Но представлял Ленинградскую область, и всем было хорошо. Как только стало понятно, что клуб прекращает свое существование, у руководства региона появилось вполне резонное желание сохранить футбол в области. Особенно с учетом того, что на Северо-Западе сегодня футбол в целом представлен очень скудно – кроме структуры «Зенита» это клубы из Пскова, Великих Лук и Калининграда. Остальные появляющиеся команды не задерживались. Считаю логичным появление еще одного клуба.

- Совпадение ли это, или же направленное решение области пригласить в число акционеров девелоперскую компанию? Прямо как в «Тосно»…

- Ну, скажу так, что среди наших акционеров не только девелоперы. Есть разные команды, но строители преобладают. Это основные спонсоры команды. Но если мы отбросим в сторону сырьевые направления, то поймем, что девелопмент – достаточно серьезный бизнес. И в нашем регионе многие из них масштабно работают. И да, в этом логика есть, хотя не только они представлены в нашей команде.

- Не знаю, насколько вы интересуетесь любительским футболом, но болельщики Петербурга каждый год ждут попадания в футбол ФК «Звезда», которого не происходит. Но она все не может загореться. Знакомы с ситуацией?

- Да, понимаю, о чем вы говорите. Главный вопрос, конечно, упирается в финансы. С точки зрения профессионализма, структура, созданная в «Звезде» - пример для подражания. Начиная с футбольной школы, заканчивая взрослой командой. Учитывается все – сроки, затраты, достижения. Считаю, что владельцы проделали идеальную работу. Но профессиональный клуб – это больше отдача, нежели ответная реакция. Взвешивая плюсы и минусы, руководство пока не принимает решение в пользу создания профессионального клуба. Но то, что они могли бы сделать его с точки зрения организации, у меня сомнений не вызывает.

- «Тосно» решилось на этот риск. И итог мы знаем. Как застрахованы  игроки «Ленинградца»?

- Конечно, когда создается любой новый проект, очень трудно заявить, что он пришел навсегда. И это даже неуважительно по отношению ко всем окружающим – к игрокам, болельщикам, сочувствующим. Тем более, экономика в стране не находится в фантастическом состоянии. Сегодня нельзя сказать точно, что этот проект стартовал на века. Но на сегодня он поддерживается со всех сторон – регион, власть, акционеры. И приятно, что приходит не одна тысяча людей на стадион. Уверен, что клуб будет существовать и дальше. Вместе с тем, мы с комплектовались местными ребятами – практически все из Питера и области. И у этих ребят не могло появиться в голове мыслей о каких-то рисках. Это же здорово, что клуб появился, а у них образовалась возможность выступать в родном регионе. У нас довольно молодая команда – ребята закончили спортивные школы, молодежки, и я даже представляю, какие могли возникнуть вопросы и проблемы у ребят. «Зенит»? Наверное, он все-таки их не ждет. Можно ехать в другие команды России, но если появилась возможность остаться, почему нет?

 

 

Среди питерской молодежи есть игроки не хуже Краневиттера

 

- Пока «Ленинградец» должен рассматриваться как трамплин?

- Для любого молодого парня, закончившего футбольную школу, клуб второго дивизиона не должен становиться предметом мечтаний. Это было бы неправильно для амбициозных ребят. Правда, любой трамплин можно использовать двумя путями, например, добиваться чего-то вместе с клубом. Но и если нам поступит предложение от более серьезного на сегодняшний момент клуба, то мы с радостью поможем игроку и договоримся.

- Сейчас команда сформирована из воспитанников СШОР «Зенит», к которым примкнули опытные Власов, Астафьев. Это и есть концепция команды на сегодня?

- Да, мне очень нравится этот путь. Привлекать питерских и областных воспитанников – наша главная идея. Уверен, она способна на выживание. Не удивлю, если скажу, что с детства я болел за «Зенит». И мне нравилось, что за сине-бело-голубых играли свои, питерские. Но сегодня кроме Далера никого из местных в команде не найти. И это в корне неправильно. Честно говоря, смотрю с завистью на московских соперников, когда у ЦСКА, у «Спартака» выходят ребята 18-19 лет. И ничуть не хуже это делают.  Просто убежден, что в структуре «Зенита», состоящей из академии, молодежи, второй команды должны найтись игроки, которые могут выступать на уровне Краневиттера.

- Особенно когда Обляков и Сорокин выступают в составе команд-соперников…

- Об этом я и говорю. Но предлагал ли им это «Зенит»? Уверен, такому предложению они бы не отказали.

- Наставник команды Борис Завельевич Рапопорт. Почему решили пригласить знаменитого специалиста?

- Он же тренировал команду СШОР «Зенит». И других вариантов мы даже не рассматривали. И я вижу, что Борис Завельевич получает удовольствие от своей работы, несмотря на свой солидный возраст. И пока у него такой хороший контакт с игроками, другие варианты даже нет смысла рассматривать.

- Какие цели на этот сезон и на ближайшие годы?

- Это первый сезон, когда важно подтвердить существование команды. Обыграть состав, понять нам, как руководителям, что делать с профессиональной командой. Тем более, появилась она к началу мая. И о серьезных целях пока говорить неправильно. Да и подбор игроков позволяет команде не затеряться – мы идем на четвертом месте. Хотелось бы удержаться на текущих позициях, а еще лучше – попасть в тройку. А со следующего сезона будем стремиться к победе, хотя это очень непросто. Тем более, что в лиге будет интересный состав соперников, который пополнится «Зенитом-2», возможно, «Балтикой». Но в любом случае ставим задачу побеждать.

 

 

Государство может помогать команде с местом проведением игр, но не финансировать клуб

 

- «Тосно» был частными клубом. «Краснодар», если откинуть все клубные пристрастия каждого и посмотреть объективно, сейчас самая крутая команда. Мои коллеги считают, что за частными командами будущее. И тут раз, и случай с «Тосно». Чем учат такие уроки? Частный капитал или государственная компания – залог стабильности и успеха?

- Здесь не стоит изобретать велосипед. Есть масса европейских различных примеров. Мое мнение, конечно, футбольные клубы должны быть частными. Возможно, что регионы могут оказывать какую-то поддержку, и я не вижу в этом ничего плохого. Я вижу большой минус, если клуб содержится за бюджетные деньги на 80-100%. Сразу создается противоречие между задачами футбольного клуба и региона, как субъекта Российской Федерации. Руководство субъекта должно заниматься вопросами тех, кто там живет. И футбольной клуб – лишь одно из решений ряда жителей. Это массовая культура, как театр, который есть в регионе. Но с точки зрения концепции спорта высших достижений, это уже частных рук дело. Хороший вариант на сегодняшний день соотношение 70/30% в пользу частного капитала. Это более эффективное управление – акционеры спрашивают за свои деньги гораздо строже. А дальше уже ставятся задачи в зависимости от объема финансирования. Например, Галицкий сделал великолепную работу. И он сегодня может ставить себе и клубу задачу, как победа в чемпионате России. И я вижу, что частные клубы могут быть разного уровня. В Европе это очень распространенная практика – есть множество локал-тим из маленьких городков, на которые набиваются полные стадиончики. Они приходят, фанатеют, знают всех футболистов в лицо, как правило, это местные воспитанники. И здесь муниципалитеты могут владеть площадками, а сама команда живет за частные деньги. Им никто не ставит задачу побеждать в чемпионате Германии, но они выступают в своей 3-4 лиге, вполне неубыточно. А некоторые даже успевают зарабатывать на рекламе каких-то местных фирм. Так что я за то, чтобы в футбол приходили частные деньги. И пусть российским клубам не будет ставится задача победы в Лиге Чемпионов, тем более 90% клубов Европы такие цели не видит реальными. Может, вовсе не обязательно тратить немыслимые суммы на покупки абсолютно средних игроков. Да, «газпромовские» деньги – не государственные, знак равенства тут не поставишь, но это расходы, которые немного не оправданы. Это касается и РЖД и других подобных компаний.

- Больше всего нравится идея с обеспечением команды частными деньгами, а требования от региона только поиск места и организация матчей.

- И мы ее поддерживаем. В Ленинградской области руководство создаст детско-юношескую школу «Ленинградец», которая будет государственной. А уже профессиональная команда – тема для инвесторов-частников. И это, на мой взгляд, достаточно взвешенный подход. Такая связь бизнеса и муниципалитета будет очень актуальна. Денег от области нам не нужно, но вот инфраструктура – это очень полезно и приятно.

- Вот об инфраструктуре и поговорим. Вы сейчас выступаете на двух аренах – это тихвинский городской стадион и «Нова-Арена» на Северном проспекте. Что планируется дальше?

- Мы выбрали «Нова-Арену» не случайно. Это удобное месторасположение. Да, для Санкт-Петербурга. В области вообще трудно выбрать тот стадион, который был бы всем удобен – регион все-таки больше, чем та же Эстония. Население разбросано по всей территорий. И, конечно, нам бы хотелось играть на родной территории. Всеволожск, Гатчина – мета вполне себе доступные с точки зрения транспорта. Но как бы этого не хотели, в Питере живет больше 5 млн человек, а 1,5 млн прописаны в области. Получается, здесь больше в три раза жителей, которые могут интересоваться клубом, посещать матчи. Да и едва ли кто-то из петербуржцев серьезно разделяет понятия «городской» и «областной». И на данный момент это удобно и клубу – игроки самим комфортнее добираться до стадиона, далеко ехать не нужно. Но ряд матчей мы все-таки провели в Тихвине и это был отличный праздник для нас и города. Мы играли для областных жителей, для них – вновь увидеть на своих заполненных небольших трибунах большой футбол. Было очень интересно. И, главное, других стадионов на сегодня просто нет. Нам бы хотелось, чтобы появилась арена в Гатчине будем прилагать усилия к его созданию. Но решение останется за Ленобластью.

- В Рощино у вас тренировочная база?

- Да, замечательное наследие от чемпионата мира, где тренировалась сборная Англии. Сейчас она отобрана как тренировочный комплекс к Евро-2020. В связи с этим, есть определенные вопросы. Если бы она не была задействована в надвигающихся турнирах, то можно было бы рассматривать наши взаимодействия более плотно. Но пока мы побывали на ней всего несколько раз, побываем и летом. Но полноценно заниматься на этой базе мы сможем после лета двадцатого года. Пока главная цель области – поддержать ее в состоянии премиум-класса до чемпионата Европы. Мы вынуждены подождать. Но в любом случае, с ней нам очень повезло. Шикарная база.

 

 

Представьте, что будет, если губернатор Петербурга скажет, что ему мало «Зенита»

 

- У «Тосно» было мало времени, но все-таки им было бы неплохо поучиться хотя бы у хоккейного СКА привлекать болельщиков на матчи. Все-таки не такого количество людей на трибунах «Петровского» хотели видеть владельцы команды. Какая ваша целевая аудитория? Определились ли вы со своим классом болельщиков – студенты ли, рабочие ли, служащие ли?.. Даже скажу, как профессиональный маркетолог, кто ваш клиент?

- С конкретной аудиторией мы не работаем. Видите, Петербург – очень сложный город для формирования болельщицкой базы. Пресловутый лозунг «Один город – одна команда», который здесь работает и никуда не денется. А частота, с которой здесь появлялись и исчезали клубы, приучила петербуржцев не обращать на них большого внимания. «Тосно» тоже слишком быстро закончило играть в РПЛ. Пару лет на высоком уровне и зрители бы появились. И не столько как болельщики «Тосно», сколько любители футбола, желающие еще раз посмотреть на «Краснодар» или ЦСКА. И я ходил на их матч, мне это доставляло удовольствие. Тем более, что некоторые встречи собирали достаточное количество зрителей. Еще одна беда «Тосно» была в названии. Не самое плохое, но для многих непонятное. Мне пришлось много поработать в сове время в Тосненском районе, потому я знаю, что это такое. А мои дети у меня переспрашивали – расскажи, где это, почему так называется. Ну и отсутствие местных игроков, особенно когда играли на уровне РПЛ, кроме Жени Маркова питерцев и не вспомнить. Понятное дело, что из местных воспитанников команду высокого уровня построить тоже тяжело, но двое-трое футболистов в составе точно не помешают крепкому середняку. Да и полюбить даже не успели – играли в ФНЛ в Великом Новгороде и только на высшем уровне вернулись в Санкт-Петербург. Быть может, проходя все этапы дома, болельщикам было бы интереснее. Но успеха, согласитесь, они достигли шикарного. Добрая часть клубов России к такому даже близко никогда не была. Существуют по сто лет, но никогда не имели такого трофея, как Кубок России. Вероятно, что этот успех повлиял бы на появление болельщиков. Но мы этого уже не узнаем.

- На слова о трудности в формировании состава из местных воспитанников ухмыльнулся бы Галицкий…

- Верно подметили. Хоть этого еще и нет, «Краснодар» к этому идет. Пусть даже в формировании участвуют не только местные ребята, а еще и привлеченные с разных регионов страны, чтобы вырасти в школе «Краснодара». Но и нас этот подход очень устраивает. Никакой дискриминации по месту рождения у нас не предусматривается. Подход Сергея Николаевича мне очень нравится. Но он доказал свою состоятельность создав «Магнит», как крупнейшую структуру. И не удивлюсь, если в этом году придут к своему первому золоту.

- Область не так давно взялась помогать командам, насколько это возможно. Но почему же в городе раньше команды не приживались? Почему единственный возможный конкурент «Зенита» и тот отправляется в Сочи?

- Ну, с «Сочи» ситуация совсем другая. Так было проще всего создать команду в регионе. Хотя последний старт «Динамо» СПб – идеальный проект. Его можно было вести, развивать. И он бы получил признание. Тем более, у него есть история, несмотря на то, что руководство столько раз менялось. Многие болельщики считали, что два клуба из Петербурга – это очень нужно. Свое дерби, как в Москве… И это показал матч «Зенит» - «Динамо» в 2017 году на Кубок России.

- Отличный матч.

- А результат вообще… Но зато какой был праздник! В итоге, команда уехала в Сочи. Не могу сказать, что Петербург ничего не делает в этом направлении. Наверное, не делает для создания нового профессионального клуба. Но представим ситуацию – новый петербургский губернатор говорит: «Мне мало «Зенита», хочу еще что-нибудь и будут что-то для этого делать».

- Это импичмент!

- Конечно, пойди выйди потом на улицу. Вот город ничего не может сделать в этом направлении. Для массового футбола город делает очень много. Но неправильно ожидать, что руководители начнут что-то делать для профессионалов. А проект «Динамо» надо было бы удерживать.

- Когда «Газпром» приходил в «Зенит», губернатор дала компании карт-бланш с условием вложения в футбольную команду. Поставлены ли нынешние акционеры «Ленинградца» в подобные рамки?

- Ничего подобного здесь нет. Это было добровольное решение каждого из десяти акционеров. Да и за счет того, что их у нас много, то нагрузка стоит на каждого не такая уж и большая. Для крупной компании 10 млн в год – это совсем не большие деньги, особенно прикиньте за месяц. И речь пока идет только об этом. Никто не просит десятки миллионов долларов. Такие компании и приглашали, способные потянуть проект.