Почему автобус «Спартака» не сдает задом? Этому правилу 15 лет
Расследование Sports.ru.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/7c/4e124aa424da1814d850348d275a4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В последней игре 2018-го – против «Вильярреала» – «Спартак» запомнился не футболом. Испанских журналистов больше интересовало, почему водителя автобуса попросили не заезжать в парковочный бокс задом. Олег Кононов объяснил странную просьбу приметой:
– Это наше поверье. Мы не можем заехать на стадион задом.
Шоу продолжил руководитель пресс-службы «Спартака» Леонид Трахтенберг.
– Вы поэтому и идете внизу таблицы, что задом заезжаете. А если бы заезжали передом, боролись бы с «Барселоной».
Особенно забавно это слышать от представителя команды, занявшей последнее место в группе Лиги Европы, но захотелось узнать подробности.
Главное о примете.
1. Она действительно существует, причем чуть ли не во всем российском футболе.
2. В «Спартаке» правило соблюдают уже около 15 лет.
3. Если нет вариантов ехать вперед, то вся команда выходит из автобуса.
4. Олег Кононов тоже верит в эту примету.
5. Иностранные водители всегда относятся к традиции с пониманием.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/43/9e98ddd5b4cd5a421051d931f9547.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Как все было в Вильярреале на самом деле?
Испанский водитель очень удивился, когда ему сказали, что сдавать задом ни в коем случае нельзя. На предматчевую тренировку он заезжал передом и потом разворачивался уже без команды. На игре было иначе: чтобы водитель сразу заехал задом, игроки заранее вышла из автобуса – как и требует закон.
Подробности от Валентина Терентьева, водителя автобуса, которого «уволил Каррера»:
«Мне о традиции рассказал предыдущий водитель – Матвеич (Николай Дорошин – Sports.ru), который работал в клубе 30 лет. Царствие ему небесное. Я особо не спрашивал, почему так заведено – просто принял и все. В «Локомотиве», в ЦСКА все то же самое ведь. Считается, что сдать назад – это к поражению. Когда Денис Глушаков пришел в «Спартак» из «Локомотива», сразу сказал мне: «Смотри, ни шагу назад». Я ответил, что все прекрасно знаю, что работал с Федотовым, Черчесовым, Лаудрупом, Эмери – при всех это правило было.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/0e/4fbc84f7d492693c5d0b852547bb4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Никто из иностранных тренеров не задавался вопросом, почему нельзя сдавать назад. Просто администратор команды за границей следил, чтобы водители контролировали этот момент. А нам с Матвеичем не надо было объяснять. Так что иностранные тренеры вообще не обращали внимания. Я с основным составом постоянно работал около 6-7 лет, ни разу традицию не нарушил – всегда старался предвидеть, чтобы этого не случилось. Да и у нас вообще нет таких стадионов, куда надо задом заезжать.
Аленичев про примету особо не говорил ничего, но у него всегда было пожелание: «Валентин, не спеши, не спеши». А Титов мог поворчать. Я ему отвечал: «Егорка, посиди-ка давай рядышком, руководи лучше». Аленичев и Титов мне еще маршрут часто подсказывали, как лучше ехать: по Осташке, по Ярославке, по кольцу, через Москву».
Что говорят другие?
Доктор Лю Хуншэнь, который пришел в «Спартак» в 2004 году, утверждает, что примета существовала уже тогда и для всех была чем-то стандартным. Как, например, посидеть минуту в раздевалке до выхода на поле – это правило в «Спартаке» тоже работает.
Но и вечной примету назвать невозможно. Во времена Евгения Ловчева в «Спартаке» к автобусу так серьезно не относились.
«Да были всякие приметы, в которые кто-то верил, а кто-то их разрушал, – говорит ветеран «Спартака». – Было, например, поверье, что женщина в автобусе – это как на корабле. Но когда играли за границей, Николай Петрович Старостин разрешал брать с собой жен. Они ехали с нами в автобусе – и ничего страшного, выходили и побеждали. Играть в футбол надо уметь, а это все ерунда».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/f4/1018fc2e24f8292738c01d887e629.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Игроки «Спартака» Романцева такую примету не помнят. Мы спросили Максима Бузникина, Евгения Бушманова, Дмитрия Парфенова – все были в смятении.
То же самое с Андреем Червиченко. Он тоже не помнит, чтобы кто-то запрещал сдавать задом.
«Это бред сивой кобылы, – считает Червиченко. – А если автобус зависнет над обрывом? Надо вместе с ним лететь вниз? Помните, когда я ушел из клуба, несколько туров в поражениях обвиняли новый автобус? Ситуация с задним ходом – она из того же дурдома, но немного в новых оттенках. Думаю, если «Барселона», «Манчестер Сити» и «Бавария» будут на игру только задом ехать, вряд что-то сильно поменяется».
А вот Максим Калиниченко (игравший за «Спартак» с 2000-го по 2008-й) о запрете на задний ход уже знает.
«Много где есть такая традиция, не только в «Спартаке», – говорит полузащитник. – Когда я еще мелкий в «Днепре» был, там могли водителю ноги оторвать, если он назад сдал. Но это только когда на игру ехали! В обычные дни хоть на крыше мог ездить».
Александр Самедов играл в «Спартаке» вместе с Калиниченко, но про традицию узнал только в составе сборной на Евро-2016 от Романа Широкова. По его словам, перед матчем с «Вильярреалом» в команде вспоминали о примете, но всерьез к ней никто из игроков вроде как не относится.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/f4/ed203c5464f1b98b117a717123eae.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В общем, поверье явно существует, но оно точно из 21-го века. Судя по тому, что о нем не в курсе ветераны, легенды из 90-х и Червиченко, но знают люди из середины 2000-х, в «Спартаке» это появилось где-то между 2003-м и 2004-м. На стыке времен Романцева и Федуна.
Текст: Глеб Чернявский, Иван Карпов
Фото: vk.com/fcsm_official; РИА Новости/Александр Ступников