Кубок Азии - 2019. Группа А. Сборная Индии. В стране синих тигров
Сборная Индии по футболу выглядит со стороны одной из слабейших на своем континенте, что совсем не вяжется с ее размерами, численностью населения и той ролью, что она играет в региональной и мировой политике. Чего нам стоит ждать от «синих тигров» на грядущем Азиале?
Что за страна
К отдельной цивилизации жителей Индостана относили почти все более-менее известные философы мира. Научные открытия последнего времени вообще предлагают нам переписать учебники истории, отобрав статус древнейшей цивилизации у Древнего Египта, дабы передать его удивительным государственностям Мохенджо-Даро и Хараппы. Древняя история этого места связана с рождением обретшего мировое значение буддизма, законами мудрого Ашоки и древнейшими эпосами «Махабхарата» и «Рамаяна», внезапно ставшими поводом для культового сериала в XXI веке. После расцвета наступил упадок, который был связан с иностранными вторжениями. Здесь пытались установить свои сатрапии персы, а впоследствии основать пару новых городов в свою честь Александр Македонский.
Джайнизм, сикхизм, индуизм, кришнаизм, шиваизм, айявари, несколько ветвей буддизма и внезапно ворвавшийся в местное культурное пространство ислам в средние века еще сильнее запутали положение дел в Индии. Микс всевозможных культур особенно распространился в годы Империи Великих Моголов, принесший тюркский компонент и ментально разделивший на долгие годы Южную дравидийскую Индию с ее жуткими обрядами самосожжения и йогой-аюрведой и классическую к северу от Инда, очень походящую на Тибет с его горной мудростью. Следующий этап индийской истории связан с колониальным владычеством Великобритании. Викторианская эпоха в истории Туманного Альбиона всерьез повлияла на культурное развитие Индии, придав по тогдашним меркам современный облик улицам Бомбея, Калькутты и Дели. Путь независимой Индии был продиктован не только желанием народа, но и духовными подвигами великого Махатмы Ганди, нашедшего в «непротивлении злу насилием», священной сатьяграхе, истинную силу восстания. Новая Индия столкнулась с вызовами индустриального мира, дружила с Советским Союзом, конфликтовала с Пакистаном и Китаем, стала одним из организаторов формата БРИКС и даже стала главным источником компьютерного аутсорсинга для США и Великобритании в XXI веке.
Внешний образ Индии сложно описать в одном абзаце. Это и проникновенные строки первого неевропейского обладателя Нобелевской премии по литературе Рабиндраната Тагора, и история о Маугли от главного апологета колониализма Редьярда Киплинга. Современные практики йоги, популярные по всему земному шару, и огромные, задыхающиеся в собственном мусоре города. Мощнейшая духовная сила многочисленных гуру, к которым и по сей день приезжают толпы пилигримов, и сохранившаяся кастовая система, практически перечеркивающая для многих возможности социального лифта. Величественный Тадж-Махал, приправленный повсеместным запахом карри, и рекордный по сборам в мире кинематографа Болливуд. У современной Индии, кажущейся чем-то инопланетным для нашего мира, граней столько, что, кажется, места в ней может найти и футбол, однако с ним дела обстоят на порядок хуже.
А что там с футболом?
Футбол здесь по-взрослому пытались создать дважды, однако оба раза попытки привить этот вид спорта заканчивались лишь финансовыми вливаниями. Настоящую популярность, коей пользуются здесь крикет и хоккей на траве, ну или хотя бы фигура шахматиста Вишванатана Ананда, футбол в Индии так и не обрел. Возможно, все дело в том, что сделать это оба раза пытались иностранцы, сначала англичане, а потом ирландцы. Попытка Харри Райта, предпринимателя из Лондона, а потом и Джо Киннира, легенды «шпор», недавно работавшего в «Ньюкасле»: заканчивались пустыми трибунами и слабыми показателями на мировом уровне. Пытался как-то наладить процесс в Индии и известный Бобби Хафтон, и даже нынешний главный тренер сборной Стефан Констанстин, однако и их попытки были тщетны. Проблемы возникали даже с организацией профессиональных футбольных клубов.
Все мог изменить 2013 год. Английские деньги создали в Индии проект по образу и подобию МЛС - так называемую Индийскую Суперлигу, но дело вновь не пошло. За 4 года страна знает лишь двух чемпионов - дважды кубок имени Джавахарлала Неру держали в руках лишь калькуттский «АТК» и ченнайский «Ченнайин». Настоящей проблемой является то, что параллельно ей существует И-Лига, организованная по образцу чемпионатов Японии и Кореи. Именно клубы из нее, в чьих составах играет всего три сборника последнего созыва, участвуют в азиатской ЛЧ. Это все создает путаницу, в которой даже сами индийцы не в силах разобраться.
Тем не менее, даже имея эти проблемы, Индия на какое-то время стала крутым местом, чтобы подзаработать на старость. Здесь после образования Суперлиги играли легенды «Арсенала» Фредди Юнгберг и Робер Пирес, звезды Серии А начала нулевых Алекс Дель Пьеро и Давид Трезеге, мастодонты защитной линии сборной Италии Марко Матерацци и Алессандро Неста, герои АПЛ прошлой эпохи Йон-Арне Рийсе, Дэвид Джеймс и Микаэль Сильвестр, чемпионы мира в составе сборной Бразилии Лусио и Роберто Карлос, а также бывшие игроки сборной Франции Флоран Малуда и Николя Анелька. Список играющих сегодня куда скромнее. Выделить можно разве что поигравшего в «Шиннике» и «Локомотиве» камерунца Андре Бикея, венесуэльца с русским именем Федора Мику, главную легенду австралийского соккера Тима Кэйхилла, поигравших в Европе Калу Уче и Паулу Машаду. Индия может быть интересна и тем, что там сложилась традиция играющих тренеров, которые впоследствии переходят на прямую тренерскую работу. Такой путь проделали уже упомянутые выше Матерацци, Роберто Карлос, Джеймс, а также присоединившиеся к ним после Джанлука Дзамбротта и Жоржи Кошта. Рост популярности футбола в Индии может вырасти после недавнего переезда сюда бывшего тренера «Челси» и сборной Ганы Аврама Гранта, выбравшего именно местную Суперлигу для продолжения карьеры.
А что же сборная? На чемпионаты мира она сумела квалифицироваться лишь раз в далеком 1950-м. Однако выступить индийцы так и не смогли, ведь футболистам было запрещено играть босиком. В 1956 году, когда проблема с бутсами была решена, индийцы смогли занять 4 место на Олимпиаде, при этом выиграв лишь один матч, по причине того, что играть с ними на первой стадии отказались венгры.
Индийцы - настоящие чемпионы мелких южноазиатских турниров, где равных по силе команд просто нет. Поэтому в перечне успехов «синих тигров» целая череда Кубков Неру и Южноазиатских Игр. На Кубках же Азии Индия сумела взять серебро в дебютный же год. Однако вновь в игру вступили неспортивные причины. Квалификацию на турнир в Израиль, тогда еще входящего в футбольную Азию, индийцы прошли из-за отказов играть Пакистана и Ирана. Кубок Азии без арабов - странный турнир. И дело не только в отсутствии конкуренции, но и в неуклюжих правилах - 80 минут и ряд матчей без судей.
Очередные попытки участия в континентальных турнирах были предприняты в 1983 и 2011 годах, но оба раза «синие тигры» не смогли преодолеть групповой этап. В первом случае итогом стало последнее место в группе и ни одного гола, а во втором разница заключалась лишь в том, что печаль от провала загладили два гола Сунила Четри.
Наставник
Казалось бы, можно ли удивить Азию экзотикой? Пример главного тренера сборной Индии Стефана Константина дает на этот вопрос четкий ответ. Родившийся в Лондоне греко-киприот, чья бабушка - этническая палестинка, а тетя - из Афганистана, прожил всю сознательную жизнь в США. Стоит сказать, что футбольная карьера Константина сразу же не задалась - в 15 он впервые порвал связку в колене, а в 26 рисковал остаться инвалидом. Собравшие по кускам содержимое коленной чашечки врачи запретили любую физическую активность, а сам наставник переключился на менеджерскую деятельность. Почти везде, где бы он ни работал впоследствии, Константин совмещал непосредственную деятельность тренера с управленческой функцией.
Первый опыт был связан с Непалом, где с футболом все обстоит, мягко скажем, не гладко. Британский по подданству тренер за два года сумел буквально с нуля создать местный чемпионат и организовать первую в истории страны молодежную сборную, за что получил медаль от короля Бирендры. На волне успеха он впервые приехал в Индию, где, как сам потом рассказывал, банально не справился с масштабом. Объехать весь Непал за двое суток было реальной задачей, однако метод непосредственного просмотра игроков по всей Индии не работал из-за логистических трудностей. После африканского вояжа в Малави и Судан, где особых успехов Константин не снискал, он перешел на инструкторскую работу в ФИФА, совмещая с консультацией киприотских и греческих клубов. Камбек в сборную Индию связан с личным приглашением Прафула Пателя, бессменного главы местного футбола. Теперь в руках Константина, как это часто бывает в Азии, вся вертикаль футбольной власти. Первые плоды его успехов уже выражены в футбольном бестселлере «От Дели до логова», который был даже номинирован Ассоциацией футбольных журналистов в марте на лучшую спортивную книгу года.
Самое узнаваемое лицо
В Европе индийских футболистов особо не жаловали, поэтому, когда в 2008 году появилась информация, что за одного юношу из Пенджаба готовы выложить круглую сумму такие клубы, как «Лидс», «Спортинг» и «Бенфика», имя Сунила Четри стало известно в футбольных кругах. Сегодня он - безальтернативно самый знаменитый индиец в мире футбола и единственный, кто провел более 100 матчей за национальную команду. За 11 стартовых матчей в составе «ДжКТ» Четри сумел забить 12 голов, что и по сей день является рекордом индийского футбола. Несмотря на солидные предложения, нападающий отказался покидать Индостан и перешел в стан гранда «Ист Бенгал», где вновь показал небывалую результативность.
За 16 лет карьеры будущий капитан сборной Индии и четырежды лучший игрок страны лишь два раза покидал пределы родины. Первый вояж предполагал карьеру в МЛС, где Сунил, правда, не провел ни матча, получив травму на тренировке, а второй привел его наконец-то в «Спортинг», уже давно положившего на индийца свой глаз. Карьера в Лиге Сагриш тоже не получилась выдающейся. Три матча, да и то за второй состав лиссабонских «львов», не могли удовлетворить боссов португальского клуба, и Четри уехал домой в «Бенгалуру». Как раз в это время шло формирование Суперлиги, где при довольно высоких зарплатах не хватало звезд из местных. Сунил Четри - вот уже 5 лет - ее главное лицо, и похоже на этом в свои 34 года останавливаться не планирует. Забавна и связь нападающего с нынешним наставником сборной. Еще будучи тренером Непала, Константин пытался переманить тогда еще 16-летнего юношу выступать за историческую родину (оба родителя Четри из Катманду), но уговорить Сунила не удалось. Хотя, вряд ли сегодня наставник огорчен этим фактом.
Календарь
Совершенно любая группа выглядела бы для индийцев непреодолимым барьером, поэтому оказаться в квартете без участника чемпионата мира еще за счастье. Почти все решится для Индии уже в первом матче, где на третьем по рангу стадионе столицы ОАЭ она сразится с тайскими «слонами».
6 января. Абу-Даби - «Аль-Нахьян» - Таиланд : Индия.
10 января. Абу-Даби - «Заед Стэдиум» - Индия : ОАЭ.
14 января. Шарджа - «Шарджа Стэдиум» - Индия : Бахрейн.
Команда
Работа Константина, как уже отмечалось выше, скорее заключается в налаживании связей между молодежным и взрослым футболом. Следовательно, даже на ближайший Кубок Азии не ставится больших задач. Глобальной целью является выход на чемпионат мира 2026 года, поэтому в состав проникают часто совсем молодые футболисты, кажущиеся еще очень сырыми для профессионального футбола. Тактически Индия балансирует между схемами 4-4-2 и 4-2-3-1, чаще все же предпочитая первую.
Спорные моменты:
борьба опыта и молодости серьезно заметна на ряде позиций. Сложно предсказать, кого предпочтет Константин на позиции второго центрального защитника. Если позиции Сандеша Джингана не подвергаются сомнениям, и он играет почти всегда, то вот в 23-летнем Субашише Босе наставник не так уверен. Возможно, здесь очередной турнир за сборную проведет Анас Эдатходика.
постепенно теряет прочное место в старте сборной и лидер калькуттского «АТК» Пронай Халдер. На товарищеский матч с Китаем на его место вызван Роуллин Борхес, полуфилиппинец-полуиндиец, который отказался от предложения исторической родины ради Индии.
много критики после товарищеских матчей осени получал и Халичаран Нарзари. Вероятно, на его месте матчи Кубка Азии проведет главное открытие Константина из молодежки Ашике Курунян, буквально за год ставший главной звездой «Пуна Сити» и даже съездивший на стажировку в «Вильярреал».
если позиции Четри не подвергаются сомнениям, то вот его коллега Жеже Лалпекхлуа сильно сдал, от былой результативности нет и следа на уровне сборных. Главным кандидатом на роль помощника Четри является опытный Балвант Сингх, обладатель, пожалуй, самой популярной в Индии фамилии.
Прогноз - 4 место в группе
Симпатичные проекты развития устремлены в будущее, как и работа нынешнего главного тренера. В настоящем индийский футбол имеет немного. Горстка стареющих звезд в Суперлиге, слабые участники в Азиатской ЛЧ и пустые стадионы как бы намекают нам, что футболу в Индии не очень уж и место. Тем не менее, выходить на Кубки Азии сборной Индии пока еще удается, а вот преодолеть групповой этап, как нам кажется, вновь окажется не по силам.