14 мин.

«Зенит» хорошо начал сезон, но сейчас играет как середняк

Дорский разобрал пять месяцев Семака в Петербурге.

«Зенит» выиграл первый круг РПЛ-2018/19 еще после 13-го тура и сейчас опережает «Краснодар» на пять очков. Последний раз Питер лидировал в середине сезона четыре года назад, при Андре Виллаш-Боаше, однако сейчас даже при хороших результатах слишком много недовольных игрой «Зенита» и действиями Сергея Семака.

Пора разобраться почему – и насколько это заслуженно.

Начало сезона – пара Нобоа-Паредес в середине поля и несколько вариантов продвижения мяча

Нобоа ударно провел весеннюю аренду в «Рубине» – вместе с Ивелином Поповым он едва не вернул казанцев в еврокубки. Летом Кристиан вернулся в «Зенит» и сразу стал одним из важнейших игроков для Семака.

В марте 2018-го (через месяц после слива Нобоа в «Рубин») Манчини ныл, что у него нет опорника, похожего на Паредеса по мышлению. У Семака с размещением Нобоа и Паредеса в центре поля не было никаких проблем – эквадорец располагался левее, аргентинец – правее, при этом он чаще опускался к центральным защитникам для розыгрыша мяча.

Более высокое расположение Нобоа сказывалось на цифрах по отрезанию соперников при приеме передач (они намного выше, чем у Паредеса), но совсем не мешало Кристиану очень часто встречаться с мячом.

Нобоа и Паредес вместе провели всего три полных матча (против «Енисея», «Арсенала» и «Рубина»), а еще часть великого спасения с минским «Динамо» (8:1, но Лео удалили на 72-й минуте) и почти час с «Уралом» (потом Нобоа получил разрыв крестов).

Паредес был лучше только в отрезании защитников передачами (плюс минимальное преимущество по числу принятых пасов), во всем остальном Нобоа был круче.

Для командной психологии Нобоа тоже был очень важен. Во-первых, во многом именно Кристиан связывал аргентинцев с остальными футболистами, помогая с переводом. Во-вторых, Нобоа подтверждал свои слова игрой. «Если думать, что нет шансов – лучше не играть. Шансы у нас есть, мы будем стараться: бегать, бороться. Все будет хорошо», – отметил полузащитник перед ответным матчем с минским «Динамо». Исторический камбэк начался с гола Паредеса в первом тайме, но совсем взбодрилась команда после идеального гола Нобоа прямым ударом со штрафного.

«Победу омрачила травма Нобоа. На мой взгляд, это наш ключевой игрок», – сказал Дзюба о пингвиненке после матча с «Уралом» (4:1). Травма случилась еще в августе, но полноценную замену Нобоа «Зенит» так и не нашел.

Место Нобоа в середине поля должен был занять Клаудио Маркизио, но у итальянца в России пока не очень складывается. Он приехал уже после закрытия трансферного окна, почти сразу простудился (из-за чего пропустил матчи со «Славией» и «Краснодаром») и пока теряется на поле, особенно без Паредеса.

После матча с «Ахматом» (1:0) я спросил у Семака, может ли Маркизио взять на себя функции Нобоа в первой фазе атаки – в первом тайме той игры меньше Клаудио пасовали только Лунев и Дзюба. «Маркизио и не должен был помогать Паредесу в центре поля в наших атакующих действиях. Нет никаких проблем по тому, сколько и как часто он касается мяча», – ответил тренер.

В матче с «Ахматом» при билд-апе Маркизио поднимался очень высоко (так что тут полное выполнение тренерского задания), но провалился в других играх (против «Динамо» и ЦСКА), когда требовалась его помощь в розыгрыше мяча.

Игра Маркизио против ЦСКА вообще одно из худших индивидуальных выступлений сезона. Прессинг армейцев и лично Ильзат Ахметов просто уничтожили итальянца. Главный итог – потеря Маркизио на своей половине, приведшая к голу Чалова.

Замена Клаудио в перерыве – лучшее решение Семака в матче с Гончаренко.

Претензии к «Зениту» в начале сезона можно высказывать по стилю, а не по качеству

В начале сезона Семак логично воспользовался суперформой Дзюбы (при этом Артем, например, не летал в Минск – тренеры давали ему отдых). После сдувшегося «Зенита» Луческу и серой команды Манчини многие в Санкт-Петербурге ждали от Семака яркой комбинационной игры. Но это было наивно – по сути, новый тренер лишился адекватной предсезонной подготовки. Из тех, кто сейчас выходит на поле, хотя бы один сбор пропустили Лунев, Иванович, Смольников, Кузяев, Ерохин, Маркизио и Дзюба (плюс Маммана и Кокорин вернулись в общую группу только в начале сентября, а Жирков до сих пор травмирован). Все собрались только к контрольной игре против «Интера» в Пизе – за семь дней до официального старта сезона-2018/19.

Это не помешало «Зениту» начать сезон с пяти побед. Зависимость от Дзюбы, конечно, чувствовалась (Артем до сих пор с отрывом лидирует в РПЛ по числу проведенных единоборств), но по доле длинных пасов и средней длине передач петербуржцы входили лишь во вторую восьмерку премьер-лиги – так что нельзя говорить, что «Зенит» постоянно играл только забросами.

Гораздо важнее преимущество, которое было у «Зенита» над всеми по большинству статистических показателей. Пользу приносил даже Эрнани, который летом выходил ближе к атаке.

Семак нашел идеальную позицию для Ерохина, но вернул его в центр из-за голевых передач Дриусси

В конце сентября я писал об эффективности Ерохина слева – это было одно из ключевых решений Семака в первой части сезона. С тех пор многое изменилось – с середины октября Александр почти всегда появляется в опорной зоне.

Ерохин перешел в центр в матче с «Краснодаром» (2:1) – тогда Семак впервые в РПЛ подстроился под соперника расстановкой и перешел с 4-4-2 без мяча на 4-2-3-1. Тогда же Дриусси передвинулся с позиции второго нападающего на место Ерохина слева. «По моему мнению, такая рокировка напрашивалась: Дриусси – очень быстрый, а Ерохин может отдать последний пас. Это нормальные вещи, большого удивления не было», – говорил главный тренер «Краснодара» Мурад Мусаев.

В матче с «Краснодаром» Ерохин получил травму, из-за которой пропустил октябрьские матчи сборной, но после возвращения в основу остался без левого фланга (за последние два месяца он провел там только матч с «Крыльями Советов»). Чаще всего Ерохин становится одним из двух опорных, против «Ростова» на Кубок и «Бордо» в гостях – одним из центральных хавбеков в тройке.

Это изменение значительно снизило потенциал «Зенита» в атаке.

После поражения от ЦСКА (0:2) Семак ушел от ответа на мой вопрос об этой проблеме: «Мы исходим из состояния и наличия игроков. Если бы играл Паредес, возможно, конкретно в этом матче Ерохин играл бы выше. Он пропустил какой-то период времени, наверное, сейчас находится не в оптимальной форме. Он сыграл на своем уровне, он игрок дисциплинированный, может играть там, где скажут, и так, как скажут».

В ответе Семака тоже есть правда: октябрьская травма точно сказалась на состоянии Ерохина, к тому же тот не тренировался с командой сразу после возвращения с ЧМ – и  тоже из-за повреждения.

Перевод Дриусси налево Семак объяснил анализом зон, из которых Себа делал голевые передачи: «У него есть качество, когда он уходит в центр и делает обостряющую передачу. С этой точки он отдал уже практически четыре голевые передачи. Поэтому мы решили его использовать слева».

До матча с «Краснодаром» аргентинец отдал две голевые (против «Мольде» и «Локомотива»), в игре с командой Мусаева добавил еще две. Но после этого замолчал (исключение – матч с «Динамо»).

Лучшая игра Дриусси за месяц – с ЦСКА, когда аргентинец сразу после перерыва вышел на позицию под Дзюбой и Заболотным. Там он находил свободные зоны между линиями и спокойно получал мяч – такой активности «Зениту» очень не хватало в конце октября.

Набиуллин слишком прямолинеен в финальной трети, у Смольникова – антирекорд по точности подач

Визуально одна из главных бед «Зенита» Семака – безадресные навесы. Это не совсем так: по точности кроссов петербуржцы входят в топ-3 в лиге, а Паредес подает даже точнее прошлогоднего Кришито (35,6% точности против 31,2%).

«Зенит» Семака навешивает чаще всех в РПЛ (20,5 кросса за матч), но так же было при Луческу с Манчини, причем и при румыне (22,6), и при итальянце (25,1) подавали чаще. Цифры петербуржцев не удивляют и при анализе первого проекта в тренерской карьере Семака: «Уфа» в сезоне-2017/18 была третьей в лиге по числу кроссов за матч (19,7).

Беда «Зенита» – в другом. Игоря Смольникова давно критикуют за качество навесов – на самом деле оно выше среднего по меркам РПЛ (правда, тут сказывается и фактор Дзюбы в сезонах-2015/16 и 2016/17), но именно в этом сезоне правый защитник действительно подает ужасно.

У Эльмира Набиуллина проблема другая. По точности (23,3%) особых вопросов нет, зато по выбору и быстроте принятия решений – очень много. Набиуллин – в топ-7 игроков, которые чаще всего используют подачи как способ входа в чужую штрафную.

При этом из трех самых ярких эпизодов с участием Набиуллина в атаке лишь один касается подачи – это голевая передача на Дзюбу в домашнем матче с «Бордо». Два остальных – во втором тайме с «Арсеналом» и в первом тайме товарищеской игры с «Шальке» – были связаны с дриблингом, который выводил Эльмира на ударные позиции (против Тулы – скоростной дриблинг, против немцев – именно финты).

Евгений Чернов лезет в обводку немного чаще Набиуллина (0,6 попытки за 90 минут против 0,2), но его будущее в «Зените» непонятно. «Контракт Чернова заканчивается. Если у нас будет возможность взять более сильного игрока на эту позицию, то мы это сделаем. Если нет, и если Чернов будет готов остаться, то мы примем решение», – сказал Семак после игры с «Шальке».

В обороне не убеждает ни один из крайних защитников. Чернов постоянно упускает соперника за спину при верховых передачах (особенно заметно это было в матче с «Краснодаром»), Набиуллин тоже проигрывает борьбу вверху (как в домашнем матче с «Бордо») и уступает при игре 1-в-1, Иванович на фланге, по сути, выдал только качественные последние минуты в матче с «Динамо» (и провалился в матче с ЦСКА), привозы случались и у Смольникова (голевой – в матче с «Анжи»).

Анюков – просто готов закрывать левый фланг, выходить против Мохаммади в концовке матча с «Ахматом» и становиться правым центральным защитником в товарняке с «Шальке».

Кокорин сильно подвел «Зенит». Усилить давление Семак может только за счет выходов Заболотного и забросов

После ничьей со «Спартаком» (0:0) Семаку пришлось отвечать на вопрос о выходе на замену больших игроков (Заболотный, Эрнани) и упрощении игры: «У нас есть другие игроки? У нас нет других игроков. Мы использовали весь ресурс, чтобы оказать давление и сыграть в атаку».

Стилистически другой вариант усиления атаки у Семака появился только в конце сентября, когда полностью выздоровел Кокорин. Появление Александра сразу помогло «Зениту»: гол «Волгарю» на Кубок, победный гол «Славии» в Лиге Европы и классный выход на замену в матче с «Краснодаром», после которого команда забрала большинство подборов от Дзюбы (плюс у Кокорина был явный голевой момент в игре с «Анжи» – тогда счет мог стать 2:0).

Юбилей дружбы отправил Кокорина в СИЗО, а Семака – в очень сложное положение. Как и в самом начале сезона, тренер «Зенита», когда надо усилить давление на чужую штрафную, может выпустить только Заболотного. Других форвардов нет.

Заболотный помог «Зениту» в домашних матчах с минским «Динамо» (голевая передача на Дзюбу) и «Мольде» (гол), но осенью он не отличался после появлений по ходу матчей. При выходе Антона в пару к Дзюбе петербуржцы становятся слишком предсказуемыми: длинных передач и кроссов становится намного больше.

Октябрь и ноябрь «Зенит» провел на уровне середняка

Сейчас у «Зенита» большие проблемы с качеством игры, и Семак об этом говорит практически после каждого матча.

С конца сентября «Зенит» сильно просел почти по всем атакующим показателям и по некоторым – оборонительным.

Атакующий спад объясним – в первую очередь усталостью Дзюбы. Тут не должны смущать неплохие числа по явным голевым моментам: из десяти шесть были созданы в матчах с «Анжи» и «Краснодаром», когда игровой кризис только начинался. Против «Динамо» (хотя тут с Opta можно поспорить) и ЦСКА у команды Семака явных возможностей забить не было.

Качество допущенных ударов без учета пенальти волнует сильнее. Правда, с общими цифрами по ударам тоже нужно быть осторожным – например, по количеству допущенных ударов «Зенит» сейчас вообще десятый.

«Нужно понимать цену удара. Если он наносится из зоны, откуда забить невозможно, то, может быть, и нет смысла бить. Мы уделяем больше внимания комбинациям, которые приводят к созданию моментов, а не количеству ударов», – объяснял Семак после победы над «Локомотивом» (5:3).

В этом смысле «Зенит» полностью соответствует тренерской позиции. По доле ударов из штрафной петербуржцы идут вторыми (63,4%, у «Динамо» – 69,3%, у «Ростова» – 57,9%), а по доле допущенных ударов из штрафной – вообще первыми с огромным отрывом (37,2%, у «Оренбурга» – 46,9%). Поэтому число нанесенных и допущенных ударов не должно смущать – «Зенит» нечасто пускает соперника в свою штрафную и один из лучших в лиге по доставке мяча к чужим воротам (вопрос стиля – о другом).  

В сезоне-2017/18 самые опасные удары наносила как раз «Уфа» Семака (среднее качество удара – 0,11 xG), так что создание лучших позиций для удара становится отличительной чертой тренера Семака.

Даже в нынешнем состоянии «Зениту» откровенно повезло только в одной игре чемпионата – против «Крыльев Советов» (1:0), у которых явные голевые моменты не использовали Ткачук и Канунников.

Оборона Семака просела, но не развалилась окончательно.

***

В начале сезона Семак добился результата достаточно простыми методами (акцент на Дзюбу, практически постоянные 4-4-2 при позиционной обороне), дополнив их действительно интересными решениями (Ерохин на фланге, блоки для него при угловых – благодаря им Александр забил «Оренбургу» и «Локомотиву»).

Семак ничего не придумал во время физического и морального истощения команды (мелкие повреждения Дзюбы, травмы Ерохина и Смольникова, адаптация Маркизио, секундные психозы Дриусси и Паредеса), но сейчас «Зениту» необходимо доползти до перерыва хоть с каким-нибудь отрывом от «Краснодара» и «Локомотива».

Сделать это будет тяжело: впереди домашние матчи с организованными «Ростовом» и «Рубином» и выезд 3 декабря в Тулу.

Дальше, возможно, станет легче. У «Зенита» провисают минимум три позиции даже в стартовом составе (оба фланга обороны и один из краев в средней линии). Зимой плеймейкером для Семака станет новый спортивный директор клуба Хавьер Рибалта.

Использованы данные Opta, InStat, Understat и паблика «Блокнот».

За предоставление данных по Packing отдельная благодарность Сергею Титову и паблику «Пыльный чердак».

Мой телеграм-канал/твиттер

Фото: globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press, Alexander Kulebyakin/Global Look Press