Как в «Спартак» заводят игроков. Инструкция по применению
Пресс-конференция и Родионов
Ровно неделю назад "Спартак" представил нового главного тренера – Олега Кононова. Презентация, в которой приняли участие вице-президент Наиль Измайлов и генеральный директор Сергей Родионов состоялась в Тарасовке и получила разгромные рецензии в соцсетях. Был ли шанс у топ-менеджеров красно-белых выглядеть в глазах общественности несколько иначе?
На мой взгляд, нет. Поскольку уже поздно – вести себя по-другому следовало в последние полтора года, в эпоху Массимо Карреры.
Вот фрагмент пресс-конференции.
– Как, по-вашему, должна проходить трансферная кампания? – спросили Кононова.
12 ноября. Тарасовка. Сергей Родионов, Олег Кононов, Леонид Трахтенберг и Наиль Измайлов. Фото Александр Федоров, "СЭ"
– Пока не буду говорить на эту тему. Главное, делать свое дело. А после сезона с позволения руководства поговорим.
– Тогда такой же вопрос господину Измайлову.
– Переадресую Сергею Юрьевичу – он расскажет о внутриклубных регламентах.
Родионов: – У Олега Георгиевича есть этот регламент, там все прописано и все понятно.
– А как, в таком случае, клуб в последние годы влиял на этот процесс?
Родионов: – Последний футболист, который зашел в клуб по нашей инициативе, – вратарь Селихов. Точка.
Главное - стратегия развития клуба
Итак, по пунктам.
1. Трансферные задачи с ноября 2016 года решались не клубом (именно тогда вратарь Александр Селихов перешел из "Амкара" в "Спартак"), а, если исходить из логики Родионова, Каррерой, без визы которого игроки не приглашались.
2. Пункт первый не очень хорошо характеризует менеджеров красно-белых, которые были не в процессе, а как бы рядом – по сути, лишь ставя подписи под документами. Нет сомнений, что и Родионов, и Измайлов могли возражать (и делали это, потому что против завода в "Спартак" футболиста Петковича не возражать невозможно), но по факту, получается, оба выполняли роли статистов. Признаваться в этом публично на презентации нового главного тренера по меньше мере странно.
Важные слова все же прозвучали – речь зашла о внутриклубных регламентах, о которых упомянул Измайлов (во множественном числе) и Родионов (в единственном). По моей информации, регламент один, он касается приобретения новичков. Будем называть его трансферным. И есть второй документ, который условно назовем Стратегией развития клуба. Коротко расскажем о нем, ведь он главенствующий, хотя и менее конкретный.
Стратегия – видение акционером стиля команды и бюджета. То есть того, как "Спартак" должен играть и сколько это стоит.
Очевидно, что в силу истории красно-белых, представлений, сложившихся о ее футболе и ожиданий болельщиков, выбор невелик.
Вариант "покупать молодых, чтобы потом с выгодой продавать" – это не про "Спартак". Про "Спартак" – брать тех, кто реально способен помочь добиваться побед и зарабатывать деньги на титулах, на очках, набранных в Лиге чемпионов. Другое дело, что одному из главных конкурентов – ЦСКА – в последние годы первый вариант не мешал претворять в жизнь второй.
13 октября 2016 года. Тарасовка. Наиль Измайлов, Сергей Родионов и Александр Жирков (слева направо). Фото Алексей Иванов
Но самое главное – так называемый трансферный/селекционный регламент. По моей информации, решение о его разработке было поручено спортивному отделу Александром Жирковым, занимавшим в тот момент должность заместителя председателя совета директоров. Жирков пришел в клуб в июле 2013 года и резко усилил контроль за трансферными и финансовыми делами.
Именно тогда (пост спортивного директора в тот момент еще значился в штатном расписании и трудился на нем Дмитрий Попов) и создали документ, который регламентировал весь процесс отбора футболистов. Полагаю, что то, с чем сейчас знакомится Кононов, не слишком отличается от образца лета 2013-го.
Трансферный регламент. Как это работает
Важное отметить несколько положений регламента.
Первое. Главный тренер пишет техническое задание, в котором описывает проблемную позицию, обосновывает необходимость ее усиления и качества, которые должны присутствовать у новичка.
Второе. Техническое задание должно поступать в спортивный отдел за полгода до трансферного окна, в которое планируется покупка – чтобы селекционеры имели время на сбор материалов по кандидатам, а также могли побывать на нескольких матчах с их участием.
Третье. Получив технические параметры от тренера, клуб определяет финансовые параметры сделки – за какую сумму не должен выходить диапазон цены. Скажем, когда искали правого вингера (купили в итоге Промеса), стоимость не должна была превышать 12 миллионов евро.
18 апреля. Москва. "Открытие Арена". "Спартак" - "Тосно" - 1:1 (4:5 по пенальти). Квинси Промес. Фото Дарья Исаева, "СЭ"
Четвертое. Тренер из предложенных кандидатов выбирает приоритетные варианты, после чего клуб вступает в переговоры. При этом в регламенте не предусматривались возрастные ограничения на потенциальных спартаковцев.
Пятое. Тренер имеет право предложить и кандидатуру от себя, по которой свое мнение высказывает спортивный отдел. Важно – без одобрения главного тренера ни один игрок не покупается. Любопытна история лета 2016 года, когда сохранялась неясность в вопросе кто станет работать с командой – Дмитрий Аленичев или Курбан Бердыев, с которым велись переговоры. "Спартак" искал центрального полузащитника и почти договорился о трансфере Фернанду из "Сампдории". Его кандидатуру одобрил Аленичев, переход находился в финальной стадии. В этот момент москвичам предложили Лассана Диарра, выступавшего тогда за "Марсель". (Кстати, интересно, что еще одним потенциальным новичком был игравший в "Лорьяне" габонец Ндонг – и этого футболиста, по некоторым данным, одобрил Бердыев).
13 августа. Тарасова. Фернанду. Фото Дарья Исаева, "СЭ"
В итоге по Фернанду дали паузу, а затем, когда вернулись к трансферу бразильца, платить пришлось на 3 миллиона евро больше.
Шестое. Крайне важная стадия – просмотр игроков, сначала на видео, затем вживую. Параллельно идет сбор информации о человеческих качествах, вопросах социальной адаптации (оговаривается, например, что выходцев из Африки можно подписывать только после того, как они провели несколько сезонов в бельгийском, португальском или французском чемпионатах, где им наиболее комфортно, но не напрямую).
Седьмое. Во многих коллективах РПЛ подобные документы на сленге называются "Защита от идиота" – в том смысле, что только клубные профессионалы могут дать характеристику качеств игрока и сопоставить их наличие у кандидата с требуемыми тренером. То есть не должно быть так, что ключевым звеном в трансферной политике клуба является тренер, являющийся наемным работником. Невозможно только побеждать на протяжении долгого времени, невозможно работать на одном месте вечно – рано или поздно тренеры уходят. Ситуация, который была у "Спартака" с мая 2017 года и до момента увольнения Карреры, напоминает ту, что сложилась в период, когда работала связка Роман Асхабадзе – Валерий Карпин.
Тогда Леонид Федун дал жесточайшую характеристику Карпину как менеджеру: "Он на покупки израсходовал 250 миллионов долларов, а продал на 87. На 250 миллионов можно было купить трех Халков. Сбитый летчик может говорить все что угодно. Когда Карпин пришел, бюджет увеличился в три раза. Карпин отвечал за селекцию. Были приобретены игроки, против покупки которых был я". Сейчас отставка Карреры обошлась без публичной выволочки.
А работал ли регламент? Отчасти – да, но именно отчасти, потому что наличие этого документа и его выполнение позволили купить Промеса (продан затем с выгодой), Зе Луиша (есть шанс продать с выгодой) и Фернанду (есть продать за ту же сумму, за которую приобрели).
5 сентября. Москва. Педро Роша. Фото Александр Ступников/ФК"Спартак".
Иногда положения регламента не соблюдались частично или полностью, как это произошло в случае с Педро Рошей. "Спартак" вел переговоры по Луану – деньги на покупку атакующего хавбека были выделены, но в последний день трансферного окна красно-белые осуществили переход из "Гремиу" Педро Роши.
По моей информации, московский клуб на финальном этапе договаривался напрямую, без посредников. Мог ли "Спартак" летом 2017 года подписать футболиста без одобрения Карреры? На мой взгляд, нет. Значит, одобрение имелось – полагаю, что оно последовало в форме смс одному из представителей высшего руководства. Вопрос в том, почему небесталанный исполнитель, купленный за 12 миллионов евро, так долго сидел на лавке, пока не находит ответа.
Впрочем, рано или поздно он будет получен. А "Спартак", похоже, начинает жизнь по новым старым правилам. Вопрос в том, к какому результату это все приведет.
В общем, похоже на бред, если честно). Причём бред, имеющий определенного заказчика...
Вот совершенно не согласен. У нас тренеры меняются регулярно. Представляете, что будет, если каждый тренер будет под себя состав покупать? И давайте вспомним наших тренеров - Вы уверены, что хотите доверить комплектование состава Якину и Аленичеву? Кононову желаю удачи, надеюсь все получится, но если нет и его в конце сезона уволят? Стоит ему давать неограниченную власть в вопросе формирования состава?
А самое главное - тренер должен тренировать. Это не такая простая работа. И если помимо основной работы тренер будет заниматься поиском игроков и их анализом, то свою работу делать качественно ему будет сложно. И наоборот - искать и анализировать игроков для подписания работа не самая простая. Тренер точно может ее делать на нужном уровне?