Двадцатилетние ребята показывают нам футбол ближайшего будущего
Этот Мундиаль до 20 лет, как и другие молодёжные и юношские чемпионаты, - ещё один пример того, как подравнялся уровень футбола, притом упав. Египет, Мексика, обе Кореи, Португалия, среди прочих, - теперь сложные соперники. Но главный момент заключается в том, что на уровне чемпионатов мира очень низкое качество футбола. Он похож на другую игру: сплошные забросы, неточности, неспособность грамотно сыграть в сложной ситуации, расчёт только на то, что что-то получится после выигрышей отскоков с тех самых забросов. У футболистов нет вкуса к мячу, они не хотят его получать, ждут только возможности забить со штрафного или углового.
Молодёжные сборные показывают нам футбол будущих лет. И это будут тяжёлые годы, судя по увиденному в Колумбии. Главная проблема - недостаток понимания того, что есть хорошая игра, а что - плохая. Полная путаница возникает, если в анализе данного вопроса отталкиваться от результатов. Если мы выигрываем - значит, играем хорошо; если проигрываем - плохо. Таковы параметры, по которым это оценивается. Если мы не пересмотрим их, не начнём позитивные проекты, то мы потеряны. Чтобы наши сборные (в первую очередь, главная) перестали страдать, а вместе с ними и болельщики, надо смотреть на молодёжь. Я играл в различных молодёжных сборных в начале 60-х, когда ими руководил Эрнесто Дучини - лучший наставник из тех, что я знал. Я играл в отоборочных матчах в Перу к Олимпиаде 64-го года и на самих Играх в Японии. Такого типа сборными должны руководить те, у кого есть опыт и умения, потому что с молодыми ребятами очень тяжело работать. Нынче есть люди с необходимыми моральными качествами, а также умеющие учить: Пекерман, Энрике Боррелли, Гриффа, среди прочих. Табарес сказал, что улучшил работу уругвайских сборных, изучая проекты Пекермана...
Меня не интересует, кто виноват в этом падении, самом большом за долгое время. Но надо начинать налаживать работу в молодёжных командах. Пришёл Сабелла? Хорошо, дайте ему всю полноту власти. Пускай выберет себе помощников сам. Это возможноть перестроить работу сборных, имеет смысл обсудить их стиль игры, принадлежность к определённой футбольной культуре. Но концепции, которые помогут играть лучше, надо чётко разъяснить. Уго Токалли однажды мне сказал: "Сейчас в молодёжных командах клубов не хватает того, чем ещё 20 лет назад занимались в детских: работы над индивидуальной техникой, основами. Это нужно для того, чтобы компенсировать то, чего не хватает современным ребятам: двора". Несмотря на то, что парни много думают о деньгах, материал есть. Появляется меньше звёзд, но есть много больших надежд. Надо только дать сборные тем, кто знает, что и как в них надо делать.
P.S. Перфумо в своих статьях вообще часто использует термин "jugar bien" - "играть хорошо". Термин очень аргентинский, означает техничную, талантливую игру, как правило - чётко отлаженную, при которой игроки стараются делать как можно меньше безадресных передач, как можно меньше забрасывать мяч "наобум", используя умения для того, чтобы удерживать мяч, пока не появится возможность отдать мяч партнёру для дальнейшего развития атаки. Как только появляется хороший вариант - отдаёшь и бежишь открываться, знаменитое "toco y me voy". При этом, чем более вертикально играет команда (но только без забросов в никуда или на удачу!), тем лучше она играет.
"Ganar jugando bien" ("выигрывать, играя хорошо") обычно противопоставляется "ganar como sea" (выигрывать, играя как получится/победа любой ценой, любыми способами). Наиболее ярким представителем первого стиля нынче является Анхель Каппа, знающий всё про хорошую игру, а второго - пожалуй, Диего Симеоне, с его знаменитым "ножом между зубами" (именно с этим он однажды сравнил то, что его команды устраивают соперникам на поле). Впрочем, ирония в том, что и первому после Уракана успехи не сопутствуют, а три команды (Уракан, Ривер, Химнасия), им руководимые, пусть уже и без его руководства, в итоге вылетели в Б Насьональ (правда, не так и много его вины в этом, как почему-то принято считать, ведь без Каппы ни одна из этих команд не набирала в среднем больше очков, чем при нём), и второму - после чемпионств с Эстудьянтес и Ривером он положил начало падению того же Ривера.
Это показывает, что, как и во всём, крайностей придерживаться не стоит. В последнее время добиваются успеха те, кто умеют мастерски как выстроить игру своей команды, так и рушить игру соперника. Как Карлос Бьянки и Муриси Рамальо.
Хотя, когда-то в Аргентине большинство команд "играло хорошо"... И побеждали, как правило, именно они. Что важно. Но ещё важнее, что при этом они доставляли болельщикам удовольствие своей игрой - то, о чём нынче любят говорить (мол, "мы играем для болельщиков"), а на деле - днём с огнём не сыщешь даже тех, кто хотя бы пытается выполнить сказанное. Да и болельщиков уже вовсю приучили любить результат в ущерб игре. Даже если это полный ущерб.
«Несмотря на то, что парни много думают о деньгах, материал есть. Появляется меньше звёзд, но есть много больших надежд. Надо только дать сборные тем, кто знает, как и что в них надо делать» - просто отлично.
Очень понравилось, огромное спасибо.
Добавлю только фразу, которую уже приводил. Мои САМЫЕ компетентные друзья в Аргентине в области молодежного футбола утверждали, что самые лучшие игроки приходят с потреро. Если игрок пришел в пять лет в Ривер и формировался исключительно там, это не то.
А сегодняшний символ кризиса молодежных команд - Фунес Мори. Деревянный техасец, «выпущенный» священной школой Ривера.