Алчный Пауль
Родился Пауль в небольшом баварском городке Кольбеморе. Там же и начал играть в футбол.
В 1970 году талантливого паренька заметила всемогущая «Бавария». И перед 18-летним Паулем встала дилемма – либо принимать предложение мюнхенцев и становиться профессиональным футболистом, либо продолжать свою учёбу в педагогическом институте. Как вы понимаете, Брайтнер выбрал первое.
Его карьерный взлёт был стремительным. «Бавария» в те времена была зубодробительно мощна, а Брайтнер божественно талантлив. Ничуть не удивительно, что в компанию Беккенбауэра, Мюллера, Майера он влился безболезненно. В начале карьеры Брайтнер действовал на позиции левого защитника и поражал всех своей глубиной понимания игры и выверенными действиями. Кроме того, Пауль всегда был очень результативен. В 1972 году (в неполный 21 год) он уже выиграл чемпионат Европы, а ещё через два года блестяще выступил на победном для немцев Мундиале, забив гол в финале.
И вот тут-то в Пауле проснулся его строптивый характер. Немецкая сборная, подстрекаемая нашим героем, после победного чемпионата мира устроила настоящую торговлю с немецким футбольным союзом по поводу размера премиальных. В итоге, под воздействием капитана команды Франца Беккенбауэра сошлись на компромиссном варианте в 70 тысяч марок на рыло. Однако «торгаша» Пауля такая сумма не устроила и со словами: «Я мог выбить ещё! В гробу я видал этот ваш футбол!», Брайтнер покинул расположение команды.
К этому моменту он уже успел всех достать и в «Баварии».
Его фразочки из серии:
жутко бесили тогдашнего президента «Баварии» Вилли Нойдеккера. И в итоге, он с большущим облегчением сбагрил правдоруба в мадридский «Реал».
За 4 года выступления за мюнхенский суперклуб Пауль выиграл Кубок европейских чемпионов, три титула чемпиона Германии и один Кубок.
В «Реале» Брайтнер провёл три сезона, два раза выиграл Примеру. Однако в еврокубках дела у «сливочных» тогда не ладились, поэтому назвать испанский этап его карьеры успешным язык не поворачивается.
В 1977 году в возрасте 26 лет он возвращается в Бундеслигу. В «Айнтрахт» из Брауншвейга. Однако уже через год оттаявший сердцем Нойдеккер принимает блудного сына обратно в «Баварию».
«Бавария» конца 70-х представляла собой довольно жалкое зрелище. От былого могущества остались рожки да ножки, команда плелась в середине таблицы, а один раз даже чуть не вылетела! Так что Пауль воспринимался и руководством клуба, и болельщиками как спаситель. Им он, по сути, и стал.
Да, былого европейского могущества Брайтнер мюнхенцам не вернул, однако на передовые позиции в Бундеслиге при помощи Румменигге всё же вывел. Они с Брайнером и вовсе спелись на славу — и в клубе и в сборной. Их так все и называли – «Брайтнигге». В 1981 году сладкая парочка возглавила список голосования за «Золотой мяч» (победил Карл-Хайнц), а в 1982 году принесла немцам «серебро» Мундиаля. А Пауль стал третьим футболистом (после Пеле и Вава), забивавшим в двух финалах Мундиалей. Впоследствии этим же достижением отметился Зидан.
Тот испанский чемпионат стал, по сути, лебединой песней в карьере большого поклонника Мао и дензнаков. Предварил он свой уход фразой абсолютно в своём стиле:
Интересные факты о Брайтнере:
— На протяжении почти всей своей карьеры Пауль был обладателем роскошной бороды. В итоге, эта самая борода принесла ему немного-немало 50 тысяч марок. За эту сумму Пауль согласился расстаться со своим атрибутом и отдать себя под нож фирме, решившей таким образом прорекламировать одеколон «после бритья».
— С период с 1975 до 1981 года Брайтнер не выступал за сборную Германии.
— Пауль Брайтнер был в молодости большим поклонником Мао Цзедуна. Его каждодневным чтивом была китайская коммунистическая газета «Пекин-Рундшау» на немецком языке. «Я восхищаюсь Мао, – говорил он. Когда один человек выдаёт каждому из миллиарда своих сограждан по горсти риса в день и весь миллиард доволен, это не может не восхищать».
— Президент «Баварии» Вилли Нойдеккер о влиянии Брайтнера на общекомандную дисциплину: «Еще немного – и у нас в команде воцарятся те же нравы, какие царят в институтских общежитиях».
— Мэр Фрайлассинга (города, в котором Пауль провёл детство) выступил с инициативой присвоить Брайтнеру титул почётного гражданина с вручением ему памятной золотой медали. Однако жители города, памятуя о сомнительной репутации нашего главного героя, проголосовали против. Было проведено новое голосование, и оно тоже дало отрицательный результат. «Я не чувствую себя больше немцем и подавно не чувствую себя баварцем», — так ответил Брайтнер на решение своих земляков.
Спасибо!