8 мин.

Записки селекционера (продолжение). Заполнены полки товаром

                           Записки селекционера (продолжение)

                  Галицкий - делец побеждает Галицкого футбольного

 

  Какая была игра с «Севильей»! Важна не победа сама по себе, а то, что «Краснодар» с начала до конца упрямо играл в свой фирменный атакующий футбол. Даже при неудачном исходе этого матча, никто бы не бросил упрека команде, потому что было стильно! Стиль-это сила! Не изменять стилю даже в играх с очень сильными соперниками – признак еще большей силы. Такой футбол добавляет команде все новых и новых поклонников, а уж число детей, мечтающих надеть черно-зеленую форму, вырастает в разы.  Тем более, что в этом году у команды появляются невиданные шансы. В своем блоге, в статье перед началом чемпионата (от 30 июля), я предсказал, что этот чемпионат «Краснодар» точно закончит с медалями. И сейчас я в этом уверен и более того, считаю, что шансы команды на самые высокие места значительно выросли. Пока остальные потенциальные лидеры буксуют, краснодарский клуб поймал свою игру и до зимнего перерыва должен совершить хороший задел. Ножки задрожать от собственных успехов не должны, в самоуверенности команда не была замечена, поэтому, думаю, время пришло.

 Да, такая стильная игра все время пополняет ряды болельщиков, главное, приводит в футбол мальчишек. Мне пишут, звонят многие родители: и те, дети которых уже занимаются в Академии, и те, кто мечтает, чтобы его ребенок попал в систему «Краснодара». Все они понимают, что таких условий больше в России нет. Люди приезжают в Краснодар из самых дальних регионов России, арендуют квартиры и с 10-11 лет отдают детей в базовую школу клуба, надеясь, что за эти год – два мальчик получит более качественную подготовку, будет готов к конкуренции за место в интернате Академии. Можно только снять шляпу перед такими родителями, которые готовы сделать все, чтобы мечта ребенка сбылась. И здесь возникает проблема, которая мешает пока Академии «Краснодара» стать абсолютно лучшей в России не только по материальным условиям. Это неумение раскрыть до конца потенциал детей, огромные потери на пути от базовой школы до интерната, более того, достаточно циничное отношение к детям, иногда как к товару в магазине: чем больше, тем лучше, а усушка и утруска неизбежны. Может быть это идет от президента, в котором кроме любви к футболу все-таки живет делец. Надо полки заполнить товаром. Только вот дети не товар…

 В предыдущих статьях блога я не раз приводил такие примеры, самый красноречивый- это судьба детей 2005 года рождения. Перед отбором этого возраста в интернат мы пытались убедить руководство (читай, Галицкого), что оптимальным вариантом будут максимум две группы по 21-22 человека, что позволит привлечь действительно лучших ребят из базовой школы и привезти самых ярких, талантливых селекционных детей из России. Больше того, сформировать две почти равные по силам команды, создать для них абсолютно одинаковые условия, чтобы обеспечить честную конкуренцию. Однако шеф дал указание сформировать аж четыре команды, завести в интернат не менее 80-ти детей. Не получилось, завели 66, сформировали три команды: первый, второй, третий состав. Последний был обречен, на него сразу махнули рукой. В то время как первый состав минимум четыре раза за сезон выступал в очень сильных зарубежных турнирах, второй два раза съездил на турниры рангом пониже, то третьему целый один раз позволили выехать на третьестепенный турнир в Дагомыс. Этот турнир ребятишки благополучно провалили и по итогам года с легкой душой были отчислены. 21 (двадцать один) человек в течение года был отчислен! Двадцать одна трагедия. Двадцать одна убитая мечта. Отчислили вроде самых слабых, которые, кстати, до этого пять лет занимались в филиалах Академии. Вопрос главный: зачем зачисляли? Гораздо честнее было бы просто не брать их в интернат, но логика самого главного человека была неумолима: а вдруг кого-нибудь упустим?!

 Прошел год, 1 сентября 2018-го в интернат зашли ребята 2006 года рождения. Печально, но история повторяется. Снова зачислено 67 человек, из них 20 приезжих, селекционных, остальные из базовой школы. Когда я на сайте посмотрел на список зачисленных, то стало грустно от предчувствия, что как минимум двадцать из них покинут ряды Академии в течение года. Точнее, в конце года, потому что хоть одно правильное решение было принято: не отчислять детей первого набора перед Новым годом. Напомню, что по 2005 году прошлись безжалостно: 13 из 21 человека были отчислены в декабре, пробыв в интернате 4 месяца…

 Из 47 детей, пришедших из базовой школы, лишь чуть больше половины соответствуют требованиям для интерната, остальные, увы, до боли напоминают третью группу 2005 года рождения. Более того, даже среди селекционных ребят есть довольно спорные кандидатуры. Еще в мою бытность в Академии мы их вызывали на просмотр, помню, что было решение больше не вызывать. Но, видимо, выбор был настолько скудным, что пригласили опять.

Опять первая группа, где отобраны наиболее сильные ребята, будет выезжать на турниры с хорошим составом участников, кстати, они уже в августе и сентябре дважды ездили за границу на солидные турниры, вторая группа еще не ездила никуда, но и ей подберут соревнования, правда, послабее и подешевле, а третья группа будет только беспрерывно тренироваться, играть между собой. Тут даже дело не в желании руководства, элементарно, считают деньги. Несмотря на солидные вливания в Академию, режим экономии действует. Не буду рассказывать, как за последний год ужались расходы и на детей, и на сотрудников Академии.

 Кроме того, проблема тренерских кадров существует, в первую очередь, в базовой школе, которая пока выдает очень слабые результаты в подготовке юных футболистов. Но и в Академии просто нет того количества квалифицированных тренеров, чтобы равнозначно готовить все группы. На эти три команды нужно как минимум шесть тренеров, ясно, что распределение будет идти сверху вниз: более сильных тренеров на первый состав и т.д. В той же команде 2005 года рождения после перевода старшего тренера на 2006 год, остались тренеры без достаточного опыта работы, что неизбежно скажется на качестве подготовки ребят. А в это время несколько толковых тренеров покинули Академию, ушли, потому что не смогли работать в такой обстановке. О системе взаимоотношений в Академии, которую выстроил главный тренер и его верные помощники, я уже рассказывал в более ранних статьях моего блога. Не всем хватало воздуха в этой атмосфере…

Впрочем, если это устраивает руководство, значит все в порядке.

 Эти проблемы видны многим, родителям, в первую очередь. Они все общаются между собой, видят, как рушатся судьбы ребят. Они всегда в тревоге, как бы это не коснулось их ребенка.

 Если после первого года обучения отчисляется практически целая группа, третий состав, то на втором году часть отчисленных будет уже из второго состава. К сожалению, практика выстроена так, что крайне редко ребята из второй группы пробиваются в первую. Причин много- и объективные, и субъективные. Чем старше дети, тем больше сокращается количество вакансий. Через два-три года обучения ясно, что не нужны 4 вратаря, 10 защитников, 12 полузащитников, 6 нападающих, с каждой позиции отчисляются по 2-3 человека. Естественно, это ребята из второго состава, потому что старший тренер все равно больше занимается первым составом, а с другими работает его помощник.

 Вроде бы это и есть спортивная конкуренция, однако изначально большинство зачисленных в интернат Академии «Краснодар» попадают в худшие условия: слабее тренеры, меньше соревнований, меньше внимания руководства. Выживут вроде бы сильнейшие, но где гарантия, что среди тех, кто отчислен, не было достойных ребят?

Вот поэтому и тревожатся родители тех детей, которые зачислены в Академию, но попали во второй или третий состав. Когда они раньше спрашивали меня о шансах детей продолжить учебу в Академии «Краснодара» через год или два, то я отделывался стандартными словами, мол, пусть стараются, показывают себя, только так можно прогрессировать, то теперь просто не могу говорить эти дежурные фразы. Лучше сказать честно, ищите другую школу, где есть шанс попасть в первый состав, пусть она будет не такая статусная, но парень получит шанс постоянно играть против сильных соперников.

 Давайте посмотрим на составы команд ведущих футбольных школ России. Ни в одной из них нет трех, двух составов, только один! Ни в одной из них количество детей в команде, которая уже зашла в интернат, не превышает 22-23 человека. Примеры, пожалуйста.

 Команды                               2004 г.р.  2005 г.р.       2006 г.р.

«Спартак»                                20               21                   22

ЦСКА                                        20               19                   21

«Локомотив»                            20               22                   20

«Динамо»                                 20               23                   21

«Чертаново»                            19               20                   21

«Зенит»                                    19               22                    -

Примечание. Академия «Зенит» начинает обучение в интернате с 13 лет

Как видим, никто не гонится за количеством, все стараются сделать максимально сильный первый набор, а затем уже путем конкуренции, дополнительной селекции совершенствуется игра команды, оттачивается мастерство юных футболистов. Когда в составе 20 человек, то возрастают шансы на участие футболиста в каждой игре. Есть возможность подобрать максимально сильных тренеров на каждый возраст. Также ни в одной из ведущих футбольных школ России нет двухразовых ежедневных тренировок. Это изобретение президента ФК «Краснодар», у которого количество всегда перерастает в качество (или должно перерасти…). На практике это чаще вырабатывает устойчивое отвращение к футболу. Конечно, идеальной системы нет. И в командах других клубов жесткая конкуренция, отбор происходит постоянно, кто-то покидает команду, приходят более сильные селекционные футболисты. Но нигде не отчисляется в одном возрасте по 21 человеку за учебный год…

Ну, и если говорить о результатах работы Академий, то пока краснодарской хвастаться не чем. Два лучших игрока 1999 года рождения появляются в основе главной команды, Игнатьев и Сулейманов, оба игроки атаки. А у «Спартака», например, стабильно играют в основе или выходят на замену Максименко. Рассказов, Ломовицкий, Тимофеев. Игнатов. По амплуа- вратарь, защитник и полузащитники. Где больший риск, возможность потерять очки из-за неопытности футболиста: когда выходят на поле нападающие или игроки обороны и средней линии? Ответ очевиден. Конечно, это спорный вопрос, в каком возрасте молодежь должна выходить в составе команды Премьер лиги, тут подход должен быть индивидуальным. И среди молодежи «Краснодара» есть очень способные и вратарь, и защитники, и полузащитники, что они доказывают уверенной игрой в ФНЛ, но почему-то мало надежды, что их выпустят на поле в главной команде. Впрочем, наверное, рано говорить о результатах работы Академии «Краснодара» с точки зрения подготовки игроков для основного состава. Академии 10 лет, но в нынешних условиях, с формированием команд из базовой школы, т.е. как бы своих полноценных воспитанников, она работает 5-6 лет, надо подождать. Однако та грустная тенденция, когда набирают в интернат совершенно неразумное количество юных футболистов, чтобы через год треть из них отчислить, продолжается.

Продолжение "Записок" планирую ближе к декабрю, потому что предстоят несколько интересных турниров, на которых нужно быть обязательно.