8 мин.

Из The Velvet Undeground в Джастина Бибера: эволюция футбола

 

Прежде, чем начать анализировать, хочу спросить тебя, читатель: помнишь ли ты футбол, каким он был в конце 90-х - начале нулевых? Это важный вопрос, ведь многие начали забывать то время, когда игроки выходили на поле сражаться, а не демонстрировать свою крутость; когда головы молодых звезд были заняты мыслями о игре, а не о новой причёске; когда на трибунах "зажигали" фанаты, а не прохлаждались туристы. Если ты всё это помнишь, то Sports.ru скажет, что ты чересчур стар для воспитанника. Итак, мы начинаем

1. Маркетинг 

Лишь очень сведущие люди в конце 90-х знали, что это заумное слово применимо к футболу, и лишь очень немногие могли предположить, что, спустя двадцать лет, оно будет столь же неотделимо от него, как слово "квартет" от "Битлз"

 Лет двадцать назад клубы имели три основных источника доходов: продажа билетов, телетрансляции и деньги спонсоров, которыми, в основном, являлись богатые владельцы. При этом хозяева клубов, по сути, выступали в роли меценатов, взваливая на свои плечи бремя расходов. Многие топ-команды того времени, такие, как "Лацио", "Парма", "Марсель", уже давно не являются топами. Клубам, избравшим путь независимости, было очень сложно соизмерять доходы с расходами и при этом добиваться результата на футбольном поле. Например, в начале нулевых, доход "Барселоны" составлял всего 123,4 млн. евро в год, а зарплатная ведомость показывала невероятные 109,3 млн. евро, или 88,5%. Согласно подсчётам экспертам, клуб оказывается на грани банкротства, если расходы на зарплаты футболистам превышают 70% от бюджета. А тут сразу 88,55. Даже мадридский "Реал" до прихода Флоренцино Переса имел гигантский долг в размере 250 млн. евро

Тем не менее, время показало, что клубы, учившиеся зарабатывать самостоятельно в нелегкие для футбола времена, добились куда большего прогресса, чем команды, спонсируемые богатыми владельцами. Это на заметку "ПСЖ" и "Манчестер Сити", не привыкшим соизмерять дебет с кредитом

Но вернёмся, собственно, к маркетингу.

В начале двухтысячных Перес и его проект "галактикос" стали первой попыткой сделать то, что в наши дни стало трендом: научиться зарабатывать деньги за счёт футбольных суперзвёзд

Спортивные успехи "сливочных" в начале нулевых нельзя отрицать, однако свою главную победу "Реал" одержал не на футбольном поле. Фигу, Роналдо, Бекхэм, Зидан превратили "Реал" в конвеер по зарабатыванию денег. По примеру мадридцев другие суперклубы тоже научились зарабатывать. Фактически, проект "галактикос" стал первопроходцем в области маркетинга в футболе и заложил фундамент процветанию футбольных клубов в дальнейшем на долгие годы. Бурный рост интернета, появление "ютуба" и социальных сетей также поспособствовали популяризации игры №1. Отныне футбол стал не только самым популярным, но и самым успешным видом спорта

2. Менеджеры

Немаловажную роль в становлении футбольных клубов, как брендов, сыграли топ-менеджеры, пришедшие в спорт из традиционного бизнеса

Флоренцино Переса и его "Реал" мы рассмотрели выше. Я хочу обратить ваше внимание на пример менеджера новой формации, коим является Эд Вудворт  

Если вы не болельщик "Манчестер Юнайтед", то едва ли знаете в лицо человека с фотографии выше. Однако вы наверняка слышали о нём не раз

Вудворта критикуют болельщики, зато хвалят эксперты в сфере бизнеса и инвестиций. С ним конфликтует главный тренер команды Жозе Моуриньо, зато в нём души не чают владельцы клуба

Так кто же он: герой нашего времени или пресловутый гамельский Крыселов? 

Ответ лежит где-то посередине. Эд Вудворт является одним из наиболее эффективных футбольных менеджеров современности. Он доказал всем, что успехи на футбольном поле отнюдь не являются определяющими в вопросе получения сверхприбыли. "Красные дьяволы" не одерживали больших побед с 2013-го года (кубок Лиги и Лигу Европы не считаем, так как это не "трофеи мечты" для суперклуба). Однако это не мешало Вудворту стабильно пополнять бюджет клуба. Так, например, доход в успешном 2013-м составил 350 млн. фунтов стерлингов, а в 2017-м - целых 581 млн. Конечно, росту прибыли поспособствовало заключение грандиозного телеконтракта, на годы вперед осчастливевшего футбольных функционеров Англии. Однако и без этого Вудворт и Глейзеры обеспечили солидный приток капиталов за счёт заключения новых спонсорских соглашений . А что до спортивных успехов... Когда карман набит тесно, сетованиям на провалы нет места

3. Глобализация

Если вы в 21-м веке живёте не в пещере, то наверняка слышите это слово каждый день. Оно звучит всюду: в выпусках теленовостей и песнях, на бизнес-семинарах и в рэп-батлах

Естественно, это явление не обошло стороной и спорт №1

Увеличению доходов клубов во многом поспособствовало расширение географии болельщиков за счёт развивающихся стран. С развитием телевиденья и интернета футбол пришёл даже в самые отдаленные уголки земного шара. Уже, наверное, не осталось человека, который хотя бы раз в жизни не слышал имен Криштиано Роналду и Леонеля Месси. Футбольные и околофутбольные функционеры быстро научились делать на этом деньги. Стратегия популяризации футбола в развивающихся странах очень выгодна, в первую очередь, производителям спортивной одежды. Это связано с тем, что их заводы чаще всего расположены именно в развивающихся странах. Большое количество местных футбольных болельщиков позволяет им расширять рынки сбыта и за счёт этого нарасчивать производство, снижать расходы на логистику, повышать конкурентоспособность и узнаваемость бренда. Клубам это выгодно, поскольку спонсоры предлагают им всё более выгодные контракты и, вдобавок, неслабый процент от реализации товаров с символикой клуба. Именно поэтому устраиваются турне по Соединенным Штатом и Азии. Поэтому финал Суперкубка Испании проводился в Морокко. По слухам, в скором будущем финал Лиги чемпионов может быть проведен в Нью-Йорке. А Ла-Лига уже заключила соглашение с американской стороной, что несколько топовых матчей чемпионата Испании пройдут в США 

 

Глобализация и популяризация, безусловно, пойдут на пользу футболу. Главное, чтобы ФИФА не довела, в своих лучших  традициях, всё до абсурда. К абсурду я, в первую очередь, отношу решение провести чемпионат мира-2022 в Катаре. Почему-то никто из футбольных чиновников не задумался о том, что летом плавящийся от жары Катар отнюдь не лучшее место для изнуряющих футбольных баталий. Тут же поползли слухи о том, что чемпионат мира будет проведен зимой. Более идиотского решения представить трудно, так как именно чемпионат мира является главным "магнитом" для юных болельщиков по всему миру. Я полюбил футбол во время ЧМ-2002. После просмотра матча хотелось выбежать во двор, попинать мяч: сделать пару финтов Роналдо, пробить "свечу", как Рональдиньо или сделать несколько сейфов в стиле Оливера Кана. А куда пойдут мальчишки в 2022-м году? На замерзший, усыпанный снегом двор? 

4. Отсутствие конкуренции

 По сути, в Европе, Азии, Южной Америке и Африке футбол является монополистом в своём сегменте рынка. Спорт, как таковой, приносит огромные доходы всем причастным: игрокам, менеджерам, агентам, производителем спорттоваров, телевизионщикам, наконец. В современном футболе сложилась такая ситуация, что последние обеспечивают всех остальных. И в последнее время ни баскетбол, ни хоккей, ни гандбол не могут соперничать с футболом в популярности. В США у болельщиков есть выбор между американским футболом, соккером, баскетболом, бейсболом и хоккеем, а вот на Европейском телевидении футбол однозначно правит балом

5. Агенты

 

В последнее время влияние футбольных агентов в спорте номер один стало настолько большим, что напоминает фарс. Пожалуй, только в боксе промоутеры пользуются таким же влиянием, да и то в последнее время спортсмены стараются устраивать свои дела самостоятельно. Примерами тому являются Флойд Мейвезер-младший и Мэнни Пакьяо

В футболе ситуация обратная. Некоторые агенты ухитряются создать целые династии в отдельных клубах: например, Мендеш попытался создать в "Реале" свою колонию, продав Роналдо, Ди Марию, Хамеса и многих других. Однако такой ход вещей является скорее бизнесом, чем проблемой. Но кое-кто из агентов умудряется сеять хаос в умах своих подопечных

Самым ярким примером агента-хаосмейкера является Мино Райола. А наиболее вопиющими случаями, характеризующими его влияние - скандальный переход Поля Погба из "Ювентуса" в "Юнайтед", и не переход Доннарумы

Печально и то, что игроки, которых подстрекают агенты, очень часто теряют связь с реальностью. "Накачанные" сладкоголосыми "песнями" своих агентов, они, словно группи "Лёд Зеппелин", готовы на всё, лишь бы получить заветный контракт. Их девизом становится: "Its now or never//I aint live forever//Like agent said//I did it my way". При этом они забывают не только о преданности клубу, но и о том, что агент зарабатывает на их трансфере, следовательно, заинтересован в том, чтобы его клиент кочевал из клуба в клуб, словно Николя Анелька в лучшие годы. И движет ими не любовь, дружба или забота о благополучии футболиста, как Джерри Магуайером, а исключительно жажда наживы

Также агенты нередко подговаривают игроков выступать против тренеров. За примерами далеко ходить не надо. Подобный конфликт между Моуриньо и Полем Погба, подначиваемым Райолой, "закипает" прямо на наших глазах. Из более ранних примеров - конфликт Гвардиолы с Яя Туре/Селиховым. И такие вещи прямо вредят клубам, футболу, болельщикам и, в первую очередь, прогрессу самих футболистов

Продолжение следует...