10 мин.

Наследие – дело хозяйское. Что ждёт стадионы ЧМ-2018

При аншлаге эксперты СБК обсудили главную тему года и назвали условия, при которых стадионы ЧМ-2018 не превратятся в обузу

Директор по развитию СБК Александра Савраева

Несмотря на то, что чемпионат мира по футболу в России уже успешно прошел, у спортивной индустрии страны сейчас горячая пора. В разгаре подготовка бизнес-планов работы новых стадионов ЧМ-2018, реализации наследия турнира. Это вопрос на многие миллиарды, ведь речь идет об управлении аренами, каждая из которых стоила около ₽16 млрд. И те же ₽16 млрд правительство России рассчитывает потратить на реализацию концепции наследия, утвержденной в конце июля. Тогда же министерство спорта России получило распоряжение до 30 ноября совместно с другими заинтересованными организациями разработать план реализации этой концепции.

 

 

В общем, более актуальной темы, чем наследие ЧМ-2018, в российском спортивном бизнесе сейчас нет. И это подтвердил деловой завтрак СБК, собравший в коворкинге «Таблица» в центре Москвы более 200 гостей. Среди них – строители стадионов, представители управляющих компаний, чиновники разного уровня, спортивные функционеры, поставщики оборудования и услуг, аналитики, спортсмены, тренеры и многие другие профессионалы отрасли.

Один из главных выводов двух панельных дискуссий бизнес-завтрака – будущее стадионов чемпионата мира пока вызывает много вопросов. Но не из-за отсутствия понимания, что с ними делать, а потому что пока не известно, кто именно будет управлять аренами. Согласно правительственной концепции, в 2019 году стадионы перейдут в собственность регионов, которые и должны определить дальнейшую модель эксплуатации.

«Мы склоняемся к варианту с автономной областной управляющей компанией, – рассказал на бизнес-завтраке СБК вице-губернатор Самарской области Александр Фетисов. – Но смотрим и на то, как работает клуб».

По словам Фетисова, чтобы получить взгляд на наследие «с другого угла», область провела конкурс на разработку бизнес-плана «Самара Арены». Выиграла его компания PwC. При этом, как заметил один из модераторов завтрака Алексей Пегашев, подробные концепции наследия для стадионов ЧМ-2018 готовились еще в 2013 году с привлечением ведущих международных агентств (Sportfive, Aecom и другие). Теперь же работу предстоит сделать заново. Фетисов объяснил это тем, что за пять лет многое изменилось – в том числе планы по использованию прилегающей территории и проект самой арены. К примеру, внутри стадиона стало в два раза меньше отапливаемых помещений. Минимальные требования ФИФА были выполнены, но для коммерческого использования теперь может потребоваться «строительная адаптация».

«Во время подготовки к чемпионату мира субъект занимал больше „буддисткую“ позицию, – отметил Фетисов. – Мы смотрели за процессом, участвовали в совещаниях, высказывали свое мнение, готовили документы, обеспечивали коммуникации, искали подрядчиков, помогали решением различных вопросов во время строительства. Но никаким образом не могли влиять на решения, связанные с изменениями проекта. Слово нам давали, но его не всегда слышали».

Сергей Панов (слева) и Александр Фетисов

При этом в будущее «Самара Арены» чиновник смотрит с оптимизмом, ведь всего за месяц с учетом трех матчей «Крыльев Советов» и нескольких городских мероприятий на стадионе побывало около 110 тыс. человек. Для сравнения, подсчеты Aecom, как сообщила директор по развитию СБК Александра Савраева, предусматривают посещаемость в 390 тыс. человек в год. К проблемам же, которые возникают у самарского стадиона и после чемпионата мира, Фетисов предлагает относиться проще. «У каждого наверняка дома когда-то отключалось электричество. Вот и у нас на стадионе такое случалось всего на несколько часов, инцидент был излишне драматизирован», – улыбнулся вице-губернатор.

О существовании сразу нескольких концепция наследия ЧМ-2018 рассказал и Вадим Андреев, начальник управления эксплуатации ФГУП «Спорт-Ин». Эта компания выступала государственным заказчиком строительства новых стадионов, а сейчас управляет ими. По словам Андреева, концепции, которые разрабатывались в 2013 году, сейчас стали неактуальными и не были одобрены министерством спорта России. Сейчас свой вариант реализации наследия предлагает и «Спорт-Ин».

«Основная цель – вывести объекты на безубыточный минимум за два-четыре года и передать регионам стадионы с меньшей нагрузкой на бюджет. При этом для нас как для собственника стадион по большому счету не отличается от торгового центра, – считает Андреев. – Да, 20 раз в год мы сдаем его футбольному клубу, получая за это компенсацию затрат на эксплуатацию, но остальные 340 дней надо думать, как существовать».

Владимир Уткин (слева) и Вадим Андреев

Концепция «Спорт-Ина» основана на опыте «Казань Арены». Этот стадион действительно активно используется и арендаторами, и городскими властями для проведения различных мероприятий, не только спортивных. Правда, известно, что этот стадион, открытый в 2013 году, пока далек от самоокупаемости.

Свой бизнес-план для нового стадиона будет разрабатывать и Нижегородская область. Соответствующий конкурс уже объявлен. Это необходимо, чтобы учесть интересы региона.

«У нас есть закон о безвозмездном предоставлении государственных объектов в пользование спортивным командам. Им пользуются и хоккеисты, и баскетболисты, и волейболисты – они платят только за коммунальные услуги. Футболистов это пока не касается, потому что и стадион сдает другая организация. Кроме того, есть много спортивных учреждений – например, врачебно-физкультурный диспансер, – которые могли бы переехать на „Нижний Новгород“, но, конечно, не по коммерческой арендной ставке, а за те же деньги, что они тратят на помещения сейчас, – объяснил министр спорта Нижегородской области Сергей Панов. – Задача – совместить в новом бизнес-плане наши желания и возможности стадиона».

Стоит отметить, что на региональном уровне власти Нижегородской области создают отличные условия для развития спорта, в том числе профессионального. Помимо упомянутого закона об аренах, есть еще положение о налоговых льготах для спонсоров спортивных клубов. А сейчас, как рассказал Панов, готовится закон о нулевой ставке земельного налога для нового стадиона и лоббируется возможность продажи пива на матчах.

 

  • Оценка развития

  • Интересное исследование, помогающее оценить перспективы использования новых стадионов, представила на бизнес-завтраке СБК руководитель направления «Менеджмент спортивной индустрии», ведущий научный сотрудник кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Гуреева. Вместе с коллегами они оценили регионы России по нескольким показателям, влияющим на развитие рынка спортивных мероприятий: численность населения, уровень социально-экономического развития, количество средств размещения и мест общественного питания, уровень преступности, медиаиндекс (активность освещения спортивных событий в СМИ), опыт проведения спортивных соревнований, затраты субъекта на развитие физической культуры и спорта (в расчете на одного жителя). В результате получилась комплексная оценка. Наибольший потенциал ожидаемо у Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Краснодарского края. А вот Волгоградская область, Мордовия и Калининградская область получили самые низкие оценки среди 11 регионов, принимавших матчи ЧМ-2018. «Это не означает, конечно, что один субъект хуже другого, но дает понимание стартовых условий и показывает, насколько разные усилия необходимо приложить для достижения успеха на рынке спортивных соревнований», – резюмировала Гуреева.

 

О необходимости наполнения стадионов не только спортивными мероприятиями говорит и правительственная концепция наследия. «Придумывайте любые эвенты – хоть фестиваль фей, – призвал президент Общероссийского Фонда Поддержки и Развития Спорта Российской Федерации Владимир Уткин. – Чтобы объект был прибыльным, он должен быть событийным. Пока я знаю только одну такую площадку – это „Олимпийский“, где проходит до 220 мероприятий в год: спорт, концерты, ярмарки… Всем надо к этому стремиться».

«Надо все-таки помнить, что это футбольные стадионы, – ответил ему коммерческий директор ФК „Локомотив“ Игорь Смирнов. – Да и группа „Ленинград“ у нас всего одна, а кроме нее такие площадки никто не собирает. Основа же существования арены – футбольный клуб, желательно играющий в высшем дивизионе».

Игорь Смирнов

По мнению Смирнова, интенсивная работа с аудиторией способна привести к тому, что доходы от проведения матчей станут покрывать расходы на эксплуатацию стадиона. Хотя это и долгий путь. «Локомотиву» дни игр приносят примерно столько же денег, сколько и управление (в том числе сдача площадок в аренду) всем большим комплексом «РЖД Арены», включающим второй стадион, несколько футбольных полей и манежей, ледовую арену и прочую инфраструктуру.

Рост доходов от игр зависит от посещаемости. А поднять ее способная качественная развлекательная программа для зрителей.

«Мы в свое время сосредоточились на насыщении матчей концертными и сервисными историями, шоу,– объяснил Игорь Смирнов. – В принципе, так делают все большие клубы. И важно, что этим мы привлекаем больше платежеспособной аудитории. В прошлом сезоне прирост посещаемости „Локомотива“ составил 20%, а вот выручка в дни матчей увеличилась на 75%!»

С тем, что в России только одна группа способна собрать целый стадион, вряд ли согласится директор «Ростов Арены» Денис Смирнов. На его площадке в конце сентября должен выступить рэпер Баста. Ожидается 30–35 тыс. зрителей. Местный футбольный клуб, который раньше добился переноса даты концерта из-за накладки с календарем Российской премьер-лиги, даже публично выразил опасения за целостность газона. Хотя на других стадионах («Открытие Арена», «ВЭБ Арена») аналогичные выступления без проблем проходили за неделю-две до футбольных матчей.

«Мы провели чемпионат мира, главный турнир на планете, и никаких вопросов к эксплуатации не возникало. Так что все наши стадионы готовы к событиям самого высокого уровня, – заверил Денис Смирнов. – С другой стороны, мы также готовы провести и детскую елку, и конференцию на сто человек. Плюс к этому у нас большая территория внутри периметра безопасности и много солнечных дней в году».

 

  • Роль РФС

  • Ответственная за развитие футбола в стране организация – Российский футбольный союз. «А сколько раз его название встречается в принятой концепции наследия? Всего три», – посетовал заместитель технического директора – руководитель департамента инновационной политики, науки и образования РФС Андрей Власов. По его мнению, это много говорит об отношении авторов концепции к союзу. «При этом мы по поручению правительства готовили стратегию развития футбола до 2030 года. И, на наш взгляд, не надо изобретать велосипед, когда в стратегии уже многое рассказано».Зато в части создания центров подготовки юных футболистов на базе тренировочных площадок ЧМ-2018 позиция РФС учтена. Похожая программа действовала у союза с 2007 года, но свернута из-за нехватки средств. Теперь такие центры будут получать поддержку от региональных органов власти и в приоритетном порядке участвовать в федеральных программах. РФС же станет отвечать за подготовку тренеров и, что не менее важно, управляющих, поставку полей по линиям ФИФА и УЕФА. Финансировать же центры подготовки футбольный союз будет только если найдет для этой программы целевого спонсора.

 

В то же время и руководитель «Ростов Арены» признал, что стадионы ЧМ-2018 не во всем готовы к работе в режиме наследия. Где-то требуется переоборудование, где-то демонтаж лишних конструкций, а где-то надо найти применение имеющимся площадям и технике.

«На всех стадионах есть сети wi-fi, но не везде к ней подключена система аналитики, которая позволяла бы привлекать зрителей и зарабатывать, – привел один из примеров менеджер по развитию бизнеса КРОК Алексей Чувилин. – Базис готов, но дальше необходим хозяин, который будет заинтересован в развитии сервиса. Пока же с этой точки зрения ситуация не до конца понятна. Мы же готовы предложить все необходимое оборудование».

Дмитрий Христич, Денис Смирнов, Алексей Чувилин, Андрей Власов (слева направо)

Сейчас семью новыми стадионами ЧМ-2018 управляет «Спорт-Ин». Но эта компания не вкладывается в оснащение арен. «Такие затраты могут оказаться нецелевыми, пока не определена модель управления по концепции наследия. На данный момент мы только демонтировали временную инфраструктуру», – пояснил Денис Смирнов. «Мы не планируем тратить деньги на будущих арендаторов. Мы просто сдаем помещения по ставке, согласованной с Росимуществом и министерством спорта, а уже арендатор сам делает весь необходимый ремонт, – сказал Вадим Андреев. – Но если госзаказчик в лице Минспорта даст нам согласованные с регионами задания на реконструкцию тех или иных помещений, мы можем их выполнить».

Таким образом, все опять упирается в вопрос: кто, как именно и за чей счет в итоге будет управлять стадионами. Желающие, как показал бизнес-завтрак СБК, есть. Планов у них немало. Возможности сделать новые арены более эффективными также существуют. И, что самое, пожалуй, удивительное: никто из участников рынка не сомневается, что стадионы ЧМ-2018 в принципе могут быть самоокупаемыми. Насколько обоснован этот оптимизм на деле, а не только на словах, мы будем вместе оценивать уже в ближайшее время.

– СБК. Сайт о настоящем спортивном бизнесе