Грозненский тупик
Для «Зенита» домашние 0-0 – результат немногим лучший, чем поражение. Если результативная ничья даёт хоть какой-то повод для положительных эмоций – либо ушли от поражения, сравняв счёт, либо были близки к победе, но упустили преимущество, то матч без голов, особенно с командой из нижней части таблицы, ничего кроме уныния не вызывает. Нет счёта на табло – нет игры.
После матча многие зенитовцы сетовали на то, что гости закрылись в своей штрафной, играли очень узко и тянули время постоянным симуляциями. Если с последним утверждением можно отчасти согласиться, то каких-то особых оборонительных редутов перед штрафной грозненцев я лично не увидел. Напротив, в отличие от «Кубани», действительно очень внимательно действовавшей в защите, «Терек» охотно ходил вперёд, оставляя довольно большие разрывы между обороной и средней линией, и в том, что эти бреши не были использованы, зенитовцы могут винить лишь самих себя.
Плотно и внимательно перед своей штрафной полузащита гостей, составленная из игроков более успешных в созидании, чем в разрушении, действовала, пожалуй, в первые минут восемь. Тогда, в самом деле, создалось впечатление, что «Терек» приехал в Петербург с двумя линиями обороны – одной, расположившейся перед своей штрафной, и другой – в десяти метрах выше. Однако уже к восьмой минуте грозненские креативщики Маурисиу и Гвазава не усидели на своей половине поля, и пошли вперёд, оставив перед своими центральными защитниками пустое место, которым моментально воспользовался Данни. Зенитовцы в три передачи доставили мяч португальцу, и тот метров с 25-ти угодил мячом прямо в перекладину.
Удачно ловили гостей на контратаках петербуржцы и в дальнейшем. Чаще всего грозненцы теряли мяч в центре поля и, не успев вернуться, пропускали быстрые выпады сине-бело-голубых. Данни с Зыряновым вольготно разыгрывали мяч вперед штрафной и разбрасывали передачи по флангам, откуда Кержаков, Лазович или Семак пытались навесить или прострелить в штрафную. Один Лазович имел, как минимум, три отличные возможности открыть счёт после подобных комбинаций. Сначала Кержаков пасом с левого края вывел Данко на убойную позицию, но тот не сумел попасть по мячу, затем Данни отличным пасом вывел серба один на один с Джанаевым по центру, но мяч по скользкой траве укатился от форварда и стал лёгкой добычей для голкипера, ну и, наконец, до отличного навеса Семака от правой бровки Лазовичу не позволил добраться Феррейра.
Грозненцы, старавшиеся действовать активно, с огромным трудом проходили центр поля, но пару острых ситуаций у ворот Малафеева всё же создать сумели. Самым запоминающимся стал момент на 24-й минуте, когда Зенге диагональной передачей с левого края нашёл Бракамонте, тот обыграл опрометчиво выбросившегося вперёд Ломбертса, но не смог поделить мяч с Асильдаровым. В итоге пробить решил Шамиль, но получилось у него это очень неточно.
Казалось бы, мокрый мяч и пустоты перед штрафной гостей призывают к более частому использованию дальних ударов, но зенитовцы упорно игнорировали этот способ доставки мяча в сетку ворот соперника, предпочитая долгие розыгрыши, чреватые потерями мяча и передачи с флангов. Даже тот факт, что обе попытки таких ударов – Данни в самом начале игры и Семака в концовке тайма выглядели очень опасно, не заставил петербуржцев более интенсивно обстреливать ворота Джанаева из-за пределов штрафной.
Не слишком удавался хозяевам и второй испытанный способ преодоления плотной обороны соперника – стандартные положения. Ломбертс и Алвеш никак не могли добраться до мяча после навесов Лазовича с угла поля, а когда за минуту до конца первого тайма Николас всё же сумел выиграть верховую борьбу у грозненских защитников, то удар у него получился ну очень неточным.
Впрочем, несмотря на все недостатки, которые можно было увидеть в игре петербуржцев в первой половине игры, они явно доминировали на поле, создали достаточно большое количество моментов у ворот гостей, и не было никаких сомнений, что во втором тайме они дожмут, хотя и упрямого, но не слишком внимательного в обороне соперника.
Однако в начале второй половины случилось нечто совершенно непредвиденное – зенитовцы попросту встали. Теперь уже гости подолгу разыгрывали мяч в центре поля и вот они, как раз, не стеснялись пробивать по воротам Малафеева из самых неожиданных позиций. Так Георгиев от боковой линии попытался закинуть мяч за шиворот голкиперу, но Вячеслав был начеку. Из-за пределов штрафной били и Маурисиу с Гвазавой, но получалось у них это очень неточно.
Зенитовцы в дебюте первого тайма отметились лишь одной острой контратакой, когда Зырянов своей фирменной передачей за спину защитникам едва не вывел Данни на рандеву с вратарём, но Мигель этим подарком распорядился из рук вон плохо, неуклюже зацепив мяч и отправив его за лицевую линию. Этот эпизод можно назвать своеобразной квинтэссенцией деятельности зенитовского фантазисты в этом матче – очень много брака, пара запоротых моментов и постоянная игра «невпопад». Это лишь бледная тень Данни, рвавшего защитные порядки соперников «Зенита» весной прошлого года перед чемпионатом Мира.
Несмотря на всё вышесказанное, Мигель отыграл до самого финального свистка, а первой жертвой перестроения игры стал Лазович, заменённый на Бухарова. Удивительно, но после выхода Александра, зенитовцы и в самом деле вернули себе инициативу в середине поля, а сам форвард едва не забил гол первым же касанием. После передачи Зырянова в штрафную Бухаров хитро пробил головой в дальний угол, но Джанаев успел сложиться и забрать мяч.
Побочным эффектом ухода Лазовича стала резкая активизация Зенге. Камерунец, освободившийся от дамоклова мяча в виде Данко, постоянно смещавшегося на правый край, стал часто ходить вперёд. Первый же рейд защитника гостей едва не закончился голом в ворота Малафеева. Зенге здорово навесил в штрафную, а Павленко принял мяч и выкатил его под удар Маурисиу. Бразилец пробил точно под перекладину, но Вячеслав в очередной раз сыграл выше всех похвал и отбил этот удар.
В концовке игры, отчаянно стремившиеся распечатать ворота Джанаева зенитовцы снова загрузили левого защитника "Терека" оборонительной работой и заставили того забыть о рейдах к владениям Малафеева. Практически все острые моменты финального штурма петербуржцев были созданы после атак правым флангом, куда стали активно смещаться Кержаков и Алвеш. Александр отметился отличным навесом на Бухарова, но тот, здорово «отлепившись» от защитников, не сумел как следует подстроиться под мяч и пробил намного выше перекладины. А затем пришёл через могучего Алвеша бомбардировать штрафную гостей своими «диагоналями». Такие подключения португальского центрального защитника к фланговым атакам стали уже стандартным «пожарным» планом Спаллетти. Одним таким навесом Бруну уже спас зенитовцев от поражения в игре с «Рубином». «Казанский» вариант едва не повторился и в этой игре. Дважды Кержаков был близок к повторению своего шедеврального гола в ворота Арлаускиса, но оба его удара получились немного неточными. Особенно обидным стал второй промах, когда Файзулин, отобрав мяч у Кацаева, отпасовал под удар Александру, и тот бил, казалось, наверняка, но мяч каким-то непостижимым образом разминулся с сеткой ворот.
Пройдя победным маршем «Ростов», «Волгу» и «Кубань» зенитовцы так и не сумели преодолеть грозненский тупик и отправились на перерыв в чемпионате отставая от ЦСКА уже на целых четыре очка.