Спартак: прессинг и стандарты
Разбор главного матча тура уже написал Антон Иванов – почитайте вот тут. Но вставлю свои пять копеек.
Прессинг «Спартака» и Зобнина по Спаичу.
Наличие универсальной прессинг-машины позволяет Массимо Каррере менять его зону действий в зависимости от соперника, которого надо накрывать. Урош Спаич – оптимальный кандидат для того, чтобы задавить его прессингом: он совсем не привык к скоростям РПЛ, не показывает даже те редкие качества, которыми похож на Андреаса Гранквиста (например, склонность к силовому дриблингу), и может делать жёсткое первое касание на приёме паса. Прессингуя Спаича, «Спартак» явно нацеливался на медлительность и ошибочный приём игрока.
Главным по прессингу Спаича стал Роман Зобнин, занявший стандартную позицию в 4-4-2/4-3-2-1 без мяча – в правом полуфланге, откуда начинал атаки серб. При этом прессинг организовывался так, чтобы накрыть и Спаича, и его ближайшего адресата, Стоцкого. Здесь Зобнину помогал Самедов. Показательный момент – включаясь в прессинг, Зобнин и Самедов переглядываются друг на друга, видят синхронное движение и ускоряются на своих игроков. Сложнее стало лишь во втором тайме, когда Стоцкий поднялся выше.
Сковать Спаича удалось. Уже на 3-й минуте, впервые попав под прессинг Зобнина, Урош плохо обработал мяч и сделал длинную передачу – мяч улетел в аут, коснувшись спартаковца. Позже Спаич ещё однажды выбил мяч в прессингующего, пытаясь начать атаку лонг-боллом, а в середине первого тайма привёз атаку под давлением Зобнина. В остаток тайма, попадая под прессинг, Спаич не рисковал, пасовал поперёк или назад.
Акцентированные навесы «Краснодара» в первом тайме.
До перерыва, когда Мусаев скорректировал позицию Стоцкого, «Краснодар» сильно кренил атаки на правый фланг. Доказательство – сильный перевес в количестве навесов с игры: 2 слева (причём оба – на 4-й минуте, и передачу Шарля Каборе в штрафную можно считать лонг-боллом, а не кроссом), 6 справа. «Краснодар» специально расставлял игроков в позиционной атаке, подготавливая подачи: Вандерсон и Марков возникали справа ближе к боковой линии, Ари открывался под них на боковой линии штрафной, Мамаев открывался на 11-метровой отметке, Классон – на дальней штанге (или наоборот), а Газинский включался вторым темпом. При таких навесах «Спартак» стабильно терял дальнюю штангу – возможно, из-за резких включений туда Классона/Мамаева.
План мог стать ещё более эффективным, если бы Рамирес не схватил глупейшее удаление в Уфе. Тогда справа вышел бы Стоцкий, и вместе с Вандерсоном они могли бы завалить штрафную «Спартака» навесами на дальнюю штангу. Тем не менее, «Краснодар» грузил кроссы даже с Марковым справа, отметился подключениями вперёд и сам Марков – во втором тайме после его навеса Каборе подобрал мяч и пальнул в перекладину.
Как мне видится, план вызван не только спецификой атаки «Краснодара» – Вандерсон с таким же успехом мог навешивать слева, закручивая мяч к воротам, а Классон и Мамаев насыщать дальнюю штангу в правой части штрафной. Качества защитников «Спартака» тоже могли повлиять на план. Мельгарехо отлично выбирает позицию при воздушных единоборствах и сильно играет головой, это относится и к его оборонительным действиям. Про Ещенко так сказать нельзя. Вдобавок слева было меньше сопротивления при навесах – из-за Промеса.
«Спартак» явно отрабатывает стандарты.
Штрафные и угловые – главное, что приносит красно-белым очки при слабой игре в финальной трети поля. По количеству ударов после стандартов «Спартак» далеко впереди всех в РПЛ – ЦСКА, ближайший конкурент, нанёс на 10 ударов меньше и ничего не забил. Наряду с «Локомотивом» красно-белые – одна из двух команд, забивающих все голы не с игры, но выборка «Локо» меньше: всего один гол. У «Спартака» – 3, тоже лидерство в РПЛ. По созданным xG со стандартов «Спартак» не лидирует, но выдаёт сильные числа. Особенно если вспомнить, что с игры создано моментов всего на 1,02 xG больше.
Главное, что отличает стандарты «Спартака» – вариативность. В Краснодаре москвичи создали все свои опасные моменты после угловых, и каждый был подан по-разному. Мельгарехо бил головой после навеса Промеса на ближнюю штангу. Джикия – ногой после навеса на 11-метровую с резко падающей траекторией в зоне Спаича (думаю, давление на него было осознанным). Голу Зе Луиша предшествовал кросс на дальнюю для Жиго, скинувшего мяч в центр.
Отчасти «Краснодар» помог «Спартаку» слабой игрой на стандартах. Гол Зе Луиша – не случайность: на предыдущем угловом он легко ускользнул от опеки Каборе и бежал на ближнюю штангу, что видно на скриншоте. Но подготовку красно-белых нельзя переоценить: стандарты команды вариативны и результативны.
Позиция Фернандо при штрафном Стоцкого.
Перед лучшим ударным штрафным «Краснодара» Фернандо встал за стенкой на колено, перекрывая потенциальный удар под стенкой. Это не более чем любопытная мелочь и, скорее всего, самодеятельность. Стоцкий нанёс 7 прямых ударов со штрафных в прошлом сезоне и каждый раз закручивал мяч над стенкой. Скорее всего, Фернандо банально вспомнил свой опыт – он забивал за «Спартак» хитрыми ударами под стенкой. Мелочь не сработала, но отняла у Стоцкого один из вариантов исполнения.
Регулирование роли правого полузащитника от Карреры.
Обычно флэш-интервью в перерыве наполнены водой, но Александр Самедов в перерыве матча в Краснодаре дал важную наводку для тактических разборов – рассказал, что Каррера просил крайних полузащитников заужать пространство без мяча, перекрывать центр и полуфланги. Самедов, с каждым годом всё комфортнее чувствующий себя в центре, чем справа, справлялся с задачей весь первый тайм – накрывал Стоцкого, когда строил прессинг-ловушку вместе с Зобниным, и контролировал полуфланг в остальных эпизодах. Много смещаться в край не приходилось – «Краснодар» редко задействовал Стоцкого за центральной линией.
Похоже, в перерыве Мурад Мусаев подкорректировал командный план «Краснодара». Во-первых, команда стала атаковать через оба фланга, а не только через правый, во-вторых, свободу Стоцкому для фланговых включений создавали коллективно. Самедов сохранял позицию в полуфланге, там же открывался Классон, отвлекая внимание Александра и Ещенко. А Стоцкий создавал ширину и получал диагонали за спину Самедову.
Ташаев, выйдя на замену, сыграл по Стоцкому более строго – был больше привязан к флангу. Он давал принимать мяч в своей зоне, но накрывал прессингом и заставлял принимать решение сразу. Ташаев ошибся единственный раз – на чужой половине поля, когда потерял мяч в борьбе со Стоцким и открыл фланг для рывка – но сразу же исправился мелким фолом.
Это очень бросилось в глазах во время трансляции, редко такое увидишь во время исполнения (потенциально опасного) штрафного. Фернандо молодец!