Перемотка
Текст изначально опубликован в рамках моей регулярной рубрики на последней странице журнала «PROcпорт» в номере №7(170) за 2011 год. Это оригинальная авторская версия, поэтому она может несколько отличаться от журнальной; ну и, разумеется, здесь отсутствуют архивные фотографии и прочее, благодаря чему текст в журнале – это немного больше, чем просто текст. Материалы будут выкладываться здесь с задержкой минимум полтора месяца после выхода бумажного варианта.
Красота часто рождается в мрачных и некрасивых местах – не столько вопреки чему-то, сколько в противовес; вселенная не терпит пустоты в эстетике. Рабочие кварталы Глазго с их свинцово-тяжелым настроением, отдающим перегаром и туберкулезом, когда-то дали миру великие команды «Селтика» 30-х и 60-х. Все эти чернорабочие и дети чернорабочих, каменщики и докеры, «цирковые карлики-уродцы», как называл себя и партнеров Джимми Джонстон, на поле рождали шквал эмоций, творили гармонию на околосветовых скоростях. У многих из них, впрочем, судьба в дальнейшем сложилась не особенно счастливо. Так часто бывает, когда масштаб спортивного таланта превосходит масштаб личности: когда талант уходит, остается неизбывная пустота.
Спортивный талант Джеймса Аллана, уроженца тех же рабочих окраин Глазго, с детства восхищавшегося «Селтиком», оказался несколько более скромным. Из энергичного вингера молодежки «Фалкирка» не получилось игрока премьер-лиги – за семь лет скитаний по Шотландии его достижения ограничились выходом с «Кауденбет» в третий дивизион и одним отличным сезоном в не менее скромном «Куинз Парк». С каждым годом команды и контракты становились все меньше, и в один прекрасный день 2006 года тренер «Думбартона» предложил Джеймсу тренироваться с юношеской командой или разорвать контракт. Аллан нехотя выбрал последнее, оставшись без работы, без образования и без денег – лишь со своей музыкальной группой, в которой он начал играть в свободное время, сидя на скамейке запасных «Гретны» в 2003 году. Возможно, если бы он играл немного лучше, не осталось бы и этого.
«Я бы не ушел, если бы меня не выгнали, – признается Джеймс. – В детстве я все время играл в футбол и хотел стать футболистом. Мне нравилось в свободное время бренчать на гитаре с братом и друзьями, но я никогда не мечтал быть рок-звездой. С другой стороны, мой образ жизни плохо сочетался с футболом. Дорогие машины и гольф – это самое то для футболиста, а я все время опаздывал на тренировки и редко питался здоровой пищей. Так что мне нужен был пинок в правильном направлении. У меня не было средств, чтобы куда-то выходить со своей девушкой, я появлялся только на бирже труда, а в остальное время сочинял песни в своей спальне».
После низкого старта события развивались с невероятной скоростью. Через несколько месяцев группу Аллана Glasvegas заметил промоутер Макги, когда-то в том же маленьком шотландском клубе разглядевший Oasis – и назвал ее лучшим, что появлялось в Шотландии за последние двадцать лет. Песня «Daddy′s Gone», вдохновленная трудным детством Джеймса, стала национальным хитом и немедленно принесла контракт с крупной студией звукозаписи. Признанные музыкальные критики соревнуются в эпитетах; для некоторых Glasvegas – ни много ни мало главная группа нулевых. Боно из U2, восхищенный первым альбомом группы, позвал ее с собой в стадионное турне – и в результате Аллан всего через пару лет после отчисления из «Думбартона» вернулся на «Хэмпден Парк», где когда-то играл в кубковых матчах перед куда меньшей и менее благодарной аудиторией.
«Футбол и рок-н-ролл объединяет ощущение экстаза, триумфа», – рассказывает Джеймс в интервью Mirror, словно игнорируя свою собственную бесславно закатившуюся футбольную карьеру, состоявшую из переездов на автобусе и бесчисленных матчей под дождем шотландского захолустья, интересных лишь для нескольких сотен пьющих пиво завсегдатаев. «На поле Аллан всегда был заряжен на победу, – поясняет его брат Рэб. – Однажды он поднял во время матча соперника и подбросил его в воздух. Он скорее бы отказался играть, чем остался бы на вторых ролях. И он всегда играл жестко». Сразу вспоминается Винни Джонс, оказавшийся неплохим эпизодическим актером и певцом старомодных песенок; но разница между поющим футболистом и профессионально игравшим в футбол рок-певцом все же очень велика.
«Я не знаю, кто я, – задумчиво говорит Джеймс, не успевающий осознавать масштабы своего взлета. – Я не музыкант, не фронтмэн и не композитор, я просто парень, который постоянно вглядывается куда-то и всегда опаздывает».
Судя по достижениям, Аллан умеет опаздывать чуть ли не лучше всех в мире – а его история учит лишь тому, что никогда не следует доверять мечтам и понимать до конца, кто ты есть.
Shine Like Stars:
Текст написан специально для журнала «PROcпорт». Блог журнала на Sports.ru.
Это как стимул творить и жить, не боясь перемен!
благодаря воле
или вымученному усилию,
оно всегда уже присутствует,
совершенное и полное,
в расслабленности и беспечности.
Не беспокойся, ничего не нужно делать.
Всё, что происходит в уме,
не имеет ни малейшего значения,
поскольку не является реальным.
Не хватайся за это. Не оценивай.
Пускай всё разыграется само
- появится и уйдёт -
ничего не меняй.
Всё растворяется и начинается заново,
беспрерывно.
Только наши поиски счастья
не дают нам его увидеть.
Это напоминает радугу, за которой мы идём
и которой никогда не достигаем;
поскольку счастья не существует,
и всё же оно всегда было здесь
и в каждое мгновение сопутствует тебе.
Не думай, что хорошие и плохие переживания реальны;
они как радужные миражи.
Желая достичь того, что невозможно объять,
Ты тщетно себя изнуряешь.
Как только ты «отпустишь» это стремление,
пространство покажет себя:
открытое, гостеприимное и удобное.
Так наслаждайся им.
Всё уже ждёт тебя.
Не ищи более.
Не отправляйся в нехоженые джунгли,
чтобы найти слона,
который спокойно
стоит уже дома.
Ничего не делай.
Ничего не вынуждай.
Ничего не желай.
И всё произойдёт само собой
Текст на уровне. Герой, впрочем, производит впечатление решительно отстойного чувака, везению которого даже не завидуешь. Не знаю почему.
Не знал но догадывался, что футбол не чужд Аллану
П.С. Их новый альбом крут
Восторг, просто невероятный восторг. Я всегда была любительницей странных историй, сказочных. Музыка и спорт - две мои большие страсти. И если всё вышеперечисленное вдруг сходится в одном, я просто с ума схожу. Больше всего меня поражает то, что Glasvegas совершенно не боятся работать в разных направлениях, и при этом они остаются самобытной группой со своими сильными сторонами. Сейчас я выделяю три их композиции: Flowers And Football Tops, Daddy’s Gone и Silent Night (Noapte De Vis). Неудивительно, что после прослушивания их друг за другом (случайно вышло - «святой рандом» (с)) от человека с таким ником, как у меня, не осталось и камня на камне:))
Огромное Вам спасибо. У меня уже давно слов никаких нет:)
А герой поет хорошо все-таки, и акцент у него отличный этот рабоче-шотландский.
Рабоче-шотландскость есть, не спорю, но меня как-то не воодушевляет. И черная майка отвратительная и вообще какая-то депешмодовщина неуклюжая есть в нем.
Придираюсь, конечно. Поет, старается парень.