Динозавры и ледник
Болельщики, которые фанаты, отчаянно пытаются обратить на себя внимание. Вот написали открытое письмо – что с ними не советуются, сочиняя закон о болельщиках (см. стр. 13. – Прим. ред.), что сочинители копируют англо-итальянское законодательство, а это-де неправильно, учитывая «разницу в менталитете». Очевидно, у англичан-то с итальянцами менталитет одинаковый…
Что удивляет? Закон о болельщиках (называется по-другому, но для ясности оставим так) обсуждается на данный момент в закрытом режиме. И если болельщики – авторы письма – им недовольны, то, на мой взгляд, самый простой и правильный путь: выложить основные положения готовящегося закона, а своим мнением их сопроводить. Но ребята сообщают только о своих выводах.
Выводы же довольно забавные. Малопонятные на самом-то деле. «Закон в том виде, в котором существует сейчас, убьет атмосферу на стадионах».
Я, признаюсь, не вижу у нас на стадионах атмосферы, которой следовало бы как-то особо дорожить. Хотя бы потому, что стадионы у нас далеко не заполнены. Хотя бы потому, что та аудитория, которая посещает их в данный момент, прирастает только до определенного предела. Хотя бы потому, что тот зритель, который не просто ходит на стадион и там атмосферничает, а еще и способен футбол содержать, платя за билеты, интересуясь происходящим, покупая телекартинку, покупая всяческие футболки – он пока в стране на футбол ходить и не начинал.
Письмо болельщиков «Спартака», ЦСКА и «Зенита», опубликованное накануне, если суммировать его вкратце, звучит довольно знакомо: да, мы такие. Вы хотите запретить нам быть такими, какие мы есть. Мы с этим никогда не согласимся.
Признаюсь, мне в общем-то все равно, будет закон о болельщиках или нет. Он, конечно, нужен, и он, конечно, будет. Но у нас ведь в буквальном смысле закон, что дышло: как повернешь, так и вышло. В нашем футболе, например, взять хоть «дело Григорьева», часто не действуют предельно очевидные положения. У нас в регламенте прописаны в некоторых случаях удивительно суровые санкции, но они не применяются. Было дело, семь легионеров играли. Договорнячки в упор не признаются. Много интересного у нас происходит, а законы вроде все есть. Вот будет еще один. Будет ли работать? Дай Бог. Но я сперва погляжу, а потом уж порадуюсь.
На мой взгляд, в законе должно быть четко прописано, что является правонарушением, как определяется виновник, какие меры принимаются для того, чтобы не допустить, пресечь… И насколько они действенны.
Вот мне как-то кажется, что в данном аспекте неважно советоваться с болельщиками. Как неважно, например, советоваться по вопросам применения смертной казни с потенциальными смертниками, а по вопросу об ограничении торговли алкоголем – с алкоголиками. Это ограничительная мера. Если кто-то сочтет, что с ней перебор, есть Конституционный суд.
И я не питаю ни малейшей надежды, что по какому угодно закону на футболе перестанут ругаться матом или выпивать. Это так или иначе площадная культура, она не законом может быть превозможена, а ценником. Что и произошло в ряде больших футбольных стран. Билеты пользуются спросом, есть люди, которые готовы платить, они платят – и получают то, чего хотят. И нет нужды соответствовать аудитории концерта группы «Ленинград». Если хочется наоборот, того самого – так вот она, группа, возрождена. Концертирует. Там совершенно безобидно, но вполне можно поорать что угодно.
Там, впрочем, тоже свой ценник.
Фанаты ошибочно думают, что им кто-то и за что-то много должен. Это заблуждение. Их перформанс бывает красочен, но перформанс всегда возникнет снова, если трибуны заполнятся. Я не слышал, чтобы фанаты говорили о своем участии в этой работе – работе, важнейшей для всего российского футбола. Работе ключевой. Я не слышал, чтобы они создавали волонтерские бригады, которые занимались бы чем-то пропагандистским и при этом не скинхедским (такие потому что есть).
Я этой готовности и сейчас в их открытом письме не увидел. А это значит – на частном, но вполне конкретном примере – что они не очень понимают объективно стоящие перед футболом задачи. Раз так – что удивительного, что они решаются без них?
Вы не подумайте, будто я уверен, что их решат. Нет, не уверен. И даже почти наоборот. Но, по крайней мере, те, кто сейчас их пробует решить, в конце концов сами за это заплатят. Тем самым либо поймут ошибку и исправят, либо заплатят и уйдут.
А позиция «мы такие, мы такими будем, и не трогайте нас» – она не более чем забавна. Если бы динозавры так умели говорить, они бы с этими словами обратились к леднику.
P.S. Этот текст - моя вторничная колонка для "Советского Спорта". Читайте!





А все разговоры про Англию, про бизнес модель смешны - вот мне кажется, что в футболе уровень корупции даже выше, чем в стране в целом - и пока все так будет так глупо рассуждать об атмосфере. Нужны расследования, аресты, костры инквизиции - пока этого не будет, ничего от нашего чемпионата хорошего ждать не приходится.
Больше всего меня поражает логика собственной значимости и незаменимости у некоторых камрадов, которые входят в разные движи. Мол, мы основа поддержки клуба, мы делаем пефоманс, ездим на выезды и т.д.
Не путатйте божий дар с яичнецей. Все это вы делаете, камрады, не для клуба, а для себя в первую очередь. Это ВАМ нравится такой образ жизни, вам не хватает этого адреналина, этой массовой сплоченности и т.д. Да, клуб тоже получает определенную реальную поддержку, спорить не стоит. Но мученниками за клуб каждый раз себя выставлять не стоит. Клуб по гроб жизни должен. Ага. А лучше подумать надо, сколько клуб из-за этого недополучает. Свято место пусто не бывает. Доказано Англией в этом плане.
Поэтому давно пора принять меры по ужесточению безопасности на стадионах. Я не против активного боления. Не против движей, до тех моментов, когда они существуют в рамках приличного и дозволенного и не мешают другим людям, кто приходит на футбол не за этим. В конце концов, каждый приходит на футбол за своим. Поэтому ограничение дозволенного должно быть только одно - общий для всех закон. Ничего другого еще не придумали.
Вся эта пиротехника, матерные заряды полной трибуной, креслопады и прочее - все вон со стадиков. Смогут сделать так - молодцы. Не смогут, будет так, как сейчас...
А про атмосферу, которую создают фанаты... Лично мне становится немного обидно, когда фанаты, увлеченные ее созданием (даже не буду тут говорить тут о матерных/ксенофобских кричалках и прочей гадости), поют, скажем, песню - и уже не могут отвлечься на такие мелочи, чтобы поаплодировать удачному действию игрока или поддержать выходящего на замену. Да и вообще смотреть футбол среди этих атмосферных - дурной тон.
Пару лет назад ездила на кубковый матч Локомотива в Липецке. У них там с ультрас как-то не очень, но вот стадион полный успешно собрался. Идет атака - стадион заводится, гудит... Реагирует на все происходящее на поле. И у меня создалось впечатление, что это гонит команду вперед куда эффективнее, чем распеваемые матч за матчем одни и те же унылые песни.
===============================
А вот у английского журналиста Джеймса Аппеля другое мнение.
- Можешь сравнить русские и английские трибуны? Атмосферу на матче?
– Для меня стадионы в России — это стадионы в Англии 20 лет назад. Это не критика — это наоборот, что-то хорошее. Атмосфера на стадионах в Англии сейчас очень плохая. Нельзя стоять, приносить баннеры, файеры, нельзя курить... Иногда, конечно, поведение на стадионах в России слишком агрессивное, но оно напоминает, что мы не в театре, мы все — фанаты, мы все вместе на стадионе. Я лучше 10 раз слетаю на матч в Россию, чем пойду на английский стадион.
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/mrachnost/114229.html?p=2
«Сходил на матчи «Ромы» с «Ювентусом», «Наполи», «Лацио», «Шахтером». С парнями из Киева хорошенько поболели за Донецк! Ну и пусть «Шахтёр» для «Динамо» главный конкурент! Всё равно своя команда, украинская. Болеют в Италии совсем не как у нас. Если кто-то считает, что в России много матерятся, пусть побывает на игре серии А. Там от ругательств уши вянут. Как они «душили» вратаря «Ювентуса» Сторари — просто кошмар! Мне переводили, что они в его адрес скандировали — сколько же нового он о себе узнал… Футбол на стадионе обсуждают все. Сидят на трибуне какие-то старушенции — и разбирают тактику «Ромы»,