11 мин.

Испанский надзор

Еженедельник «Футбол» продолжает выяснять, как и откуда появляются новые поколения молодых футболистов. После ряда материалов про молодые и пока малоизвестные детские спортшколы мы вновь возвращаемся к титанам. Следующей нашей остановкой будет Центр подготовки футболистов имени Л.И. Яшина, где воспитываются будущие игроки московского «Динамо».

Фото Сергея Дроняева

Родительские мечты

Чтобы рассказать о динамовской футбольной школе, пришлось несколько раз потревожить визитами обитателей бело-голубых владений. Дело в том, что почти все тренировки и игры молодых спортсменов проводятся в Петровском парке — в манеже или на малой спортивной арене, а интернат расположен на территории базы взрослой команды в подмосковном Новогорске. Первое посещение бело-голубого лагеря пришлось на один из туров зимнего первенства Москвы по футболу, в котором «Динамо» под крышей своего манежа принимало московский «Спартак».

Оказавшись в эпицентре футбольных баталий, среди болельщиков и родителей почти сразу удалось обнаружить директора динамовской школы Андрея Родионова, с которым мы заранее договорились побеседовать. Он попросил подождать полчаса, которые мы посвятили общению с родителями юных футболистов. Из коротких разговоров с мамами и папами будущих Яшиных и Бесковых стало понятно, что подавляющее их большинство убеждено в светлом будущем своих чад в большом футболе.

Лишь единицы довольно сдержанно оценивают шансы любимых сыновей, а наиболее правильные мысли на этот счет высказал один из отцов юных спортсменов: «Верю ли я, что мой сын станет футболистом? Плох тот родитель, который об этом не мечтает. А потом годы показывают итог. Даже если человек не достигнет в спорте особых высот, он всегда будет в подтянутой форме. Чем же плохо, если он будет здоровым инженером, к примеру?».

Правда, инженерное будущее вряд ли светит в случае футбольной неудачи. Школьную успеваемость своих детей большинство родителей отводят на второй план, ведь футбол отнимает много времени и не позволяет ребятам полноценно учиться. «Безусловно, спорт влияет на успеваемость. Но надо расставлять приоритеты. Если ребенок выбрал спорт, требования к учебе можно сделать менее жесткими». Интересно, что этот выбор практически в каждом случае дети совершали самостоятельно. А одна педантичная мамочка, лишь недавно смирившаяся с желанием сына заняться футболом, рассказала душещипательную историю: «Я всегда была противницей футбола, поэтому в начальной школе сын занимался музыкой, играл на фортепиано. Но потом сломал два пальца на руке, больше играть не мог и спросил: «Теперь-то можно в футбол?»

Частица «Локо»

Минуты в ожидании Андрея Родионова пролетели незаметно, и мы устроились прямо на балкончике манежа во время одного из матчей. Родионов — человек для детского футбола не новый. На протяжении пяти лет он руководил школой «Локомотива», где добился впечатляющих успехов. Однако с приходом в клуб нового руководства его пути с «железнодорожниками» разошлись.

Так, в 2008 году Родионов и оказался в «Динамо», где продолжил заниматься любимым детским футболом, который, по его мнению, должен зиждиться на клубном патриотизме. «Да, может, я не совсем динамовский человек, но если я не востребован в «Локомотиве», то почему не могу развивать юношеский футбол здесь? Ведь мы работаем для детей, для будущего нашего спорта, — говорит директор. — Патриотизм должен воспитываться со школы. Надо приучать ребят любить эмблему своей команды, знать ее историю, традиции. При этом в клубе должны с уважением относиться к молодым футболистам, показывать им, что воспитанники — самое ценное.

Например, «Аяксе», если 15-летний мальчик вдруг скажет, что не видит себя в дальнейшем в футболке амстердамского клуба, с ним моментально прощаются. Поэтому патриотизм — одна из важнейших составляющих в воспитании молодых футболистов». Слова Родионова подтверждаются наличием в тренерском штабе школы ряда людей с динамовским прошлым — Александр Васильевич Новиков, Владимир Владимирович Козлов, из молодых — Александр Точилин и Кирилл Новиков.

Последние двое совсем недавно возглавляли команду 1993 года рождения и привели ее ко второму месту в первенстве Москвы. «Жаль, что пример Точилина не такой распространенный. Очень сложно уговорить только-только закончивших карьеру игроков пойти тренировать детей — все видят себя наставниками команд Премьер-лиги. И дело здесь даже не в деньгах, поскольку, зная финансовую ситуацию в «Локомотиве» и «Динамо», могу с уверенностью сказать, что детские тренеры получают весьма приличные зарплаты».

Приключения иностранцев в «Динамо»

Все мы наверняка помним, как в 2002--2003 годах в России началась мода на иностранных наставников. Однако до детских спортивных школ варяги добрались не сразу. Динамовский центр подготовки стал одним из первопроходцев в этой практике, назначив в 2008 году старшим тренером голландского специалиста. Но и он, и его французский последователь справлялись со своей задачей не лучшим образом.

Сейчас в «Динамо» новый эксперимент — на должность консультантов приглашены известные испанские детские тренеры — Луис Мартинез и Ясинт Клементе, чьи воспитанники на данный момент составляют костяк «Эспаньола». По истечении контракта с каталонским клубом испанцы имели предложения от «Барселоны», «Реала» и «Валенсии», однако пиренейских специалистов больше заинтересовал динамовский проект.

Идея приглашения Мартинеза и Клементе принадлежит спортивному директору центра подготовки — Юрию Шумлину, который во время нашего следующего визита и организовал встречу с испанцами. «В течение десяти лет Мартинез и Клементе работали в «Эспаньоле». Они отвечали за все возраста - начиная от самых маленьких ребят и заканчивая молодежным составом, — рассказывает Шумлин. — На протяжении последних четырех лет я уговаривал их перебраться в Россию. Казалось, это невозможно было осуществить, но мне все-таки удалось привезти их сюда».

По словам Шумлина, еще до подписания контракта с «Динамо» испанцы удивили своей неприхотливостью. «Когда Мартинез приехал в Москву и увидел футбольное поле, он сказал: «Этого уже достаточно для работы. Условия — не главное. Главное — хорошие тренерские кадры и правильно выстроенный тренировочный процесс». Именно по такой схеме за десять лет работы в Каталонии Мартинез подготовил 37 профессиональных футболистов, среди которых восемь человек от 18 лет до 21 года являются основными игроками нынешнего «Эспаньола».

Глядя на вполне довольных жизнью испанцев, не могу не поинтересоваться их впечатлением о «Динамо» и о нашей стране в целом. «Руководство клуба решает любые проблемы. Такое отношение встречается не везде. Могу сказать, что «Динамо» своим профессиональным и организационным уровнем соответствует лучшим клубам мира, — через переводчика говорит Мартинез. — Все наши тренеры являются квалифицированными специалистами и имеют огромное желание работать. Языковой барьер при наличии переводчика не является проблемой. Да и климат сейчас очень похож на испанский, худшее позади. До России я никогда не видел температуру минус 28 градусов — первые ощущения были очень странными и непонятными».

Испанские ноу-хау

После знакомства с испанскими специалистами Шумлин, восхищаясь их работой, предлагает мне посмотреть на составленные Мартинезом и Клементе планы занятий всех возрастных категорий. Разглядывая скучные на первый взгляд бумаги, меня постепенно одолевает легкий шок. В тренировочном процессе спланировано все, до мелочей: в какой момент надо отрабатывать атакующие функции, в какой - оборонительные, в какую неделю дается большая нагрузка, в какую меньшая. Даже паузы между каждым упражнением регламентированы и прописаны для каждой возрастной категории.

«Никто не мешает тренеру думать самостоятельно, придумывать свои упражнения. Но он не должен сбиваться с основной направленности, которую мы заранее наметили, — поясняет Шумлин. — В конце каждой недели мы подводим итоги недельного цикла. Тренировочные занятия снимаются на видеокамеру, чтобы наглядно показать мальчикам их ошибки». Еще одна динамовская новинка — оценка самими футболистами своего самочувствия. Перед и после каждой тренировки юные динамовцы оценивают свое состояние по 10-балльной шкале: 1 — отлично/не устал, 10 — плохо/очень устал.

«Интересно, что ребята не обманывают и всегда честно оценивают свое состояние. Если была сложная тренировка, то оценки высокие, если не очень — то ниже», — говорит Шумлин. Проверить это на деле нам довелось очень скоро, когда, спустившись из кабинета руководства школы в манеже, спросили одного из мальчиков, какую оценку он себе поставит. «Семерку», — сквозь зубы ответил футболист, хотя его вид приближался к отметке в 10 баллов.

Однако не все держится на честном детском слове. Испанцы предложили новый вариант контроля физического состояния футболистов. «Мы пользуемся системой GPS. Она позволяет контролировать механические и кардиоваскулярные параметры каждого футболиста. Мы можем моментально узнать преодоленное каждым мальчиком расстояние, его максимальную скорость, совершенное количество прыжков и разворотов. Эти данные можно анализировать 24 часа в сутки, — объясняет Мартинез. — Львиная доля травм происходит от мышечной перегрузки. Использование системы GPS-контроля позволяет нам следить за мышечной нагрузкой каждого футболиста и адаптировать ее».

Несмотря на жесткие рамки в тренировочном процессе, тренеров не вынуждают использовать одну и ту же игровую модель, как например, в «Спартаке», а просят больше отталкиваться от исполнителей. По мнению испанцев, игроков надо готовить на конкретную позицию с самого детства, чтобы человек, попадая в молодежный или основной состав, понимал свои задачи на поле. К тому же при таком подходе главный тренер первой команды при дефиците кадров в каком-то амплуа сразу может обратиться к выпускному году и молодежному составу и взять оттуда нужного игрока.

Бело-голубая идиллия

Рассказ о динамовской школе получился бы неполным, если бы в нем не оказалось слов про базу клуба в Новогорске, где вместе с первым и молодежным составами тренируются и живут воспитанники. Подобное встречается редко, поэтому такую практику можно смело именовать динамовским эксклюзивом.

Воплотил ее в жизнь нынешний рулевой «Динамо», а в то время директор школы Сергей Силкин. Было решено, что игроки выпускной команды, то есть мальчики 16--17 лет, будут проживать, учиться и тренироваться на базе клуба. Революционный для юношеского футбола ход дал результаты и оживил, казалось бы, уже пропащую команду 1992 года рождения.

Ребята под руководством Александра Васильевича Новикова именно в свой последний юношеский футбольной год стали чемпионами Москвы. В прошлом сезоне по этой же схеме работали с 1993 годом, который, как мы помним, также не остался без медалей. Однако в этом году поступили несколько иначе. Когда еще в школе работал французский специалист, он предложил собрать лучших игроков из двух старших возрастных групп и поселить их в Новогорске.

Интересная идея, на практике оказавшаяся не совсем удачной. Получилось, что отобранные ребята из двух команд живут и учатся на базе, но тренируются вместе с другой половиной своих сверстников в Москве, а смешанным составом в Новогорске занимаются не более раза в неделю. В следующем году в «Динамо» планируют вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя схеме, так что вторая половина ребят 1995 года рождения совсем скоро должна сменить место жительства.

Вообще Новогорск — настоящая динамовская цитадель. Здесь располагаются как футбольная, так и хоккейная базы бело-голубых, а защищает ее массивный трехметровый забор-стена, неприступность которого красноречиво говорит о солидности строения. Добравшись до базы ранним утром, кроме охранников на КПП, не нахожу практически ни души. По договоренности меня встречает воспитатель интерната Игорь Владимирович и отводит на искусственное поле, где вот-вот должна начаться одна из редких тренировок смешанного состава. За «синтетикой» видны еще два футбольных поля с натуральным газоном — на них работает первая команда и периодически молодежный состав. Спустя несколько минут отдаленно слышится цокот футбольных бутс — еще не до конца проснувшиеся молодые динамовцы во главе с Александром Новиковым следуют на тренировку.

Неожиданно за спинами всех футболистов вырисовывается фигура Александра Точилина, который, как выяснилось, помогает Новикову в работе с 1994 годом. Пробежав пару разминочных кругов трусцой, юные футболисты сразу начинают работать с мячом, отдавая передачи друг другу на разные расстояния. Постепенно они просыпаются и входят в ритм, чему способствуют строгие возгласы Александра Васильевича, который не дает футболистам расслабиться ни на секунду. Делает подсказки молодежи и Александр Точилин, держащийся, правда, несколько на расстоянии.

Желание расспросить бывшего капитана «Динамо» о тренерских делах наконец-то преобладает, и я подбираюсь к нему вплотную. «Александр, уже освоились в роли тренера?» — «Не знаю, насколько окончательно вжился в нее, но процентов на девяносто тренером себя уже ощущаю. В принципе, мне нравится это дело, — с улыбкой говорит Точилин. — Однако останавливаться на этом уровне не хочется, есть желание двигаться дальше. Были предложения от профессиональных клубов, но вряд ли их можно назвать серьезными. Уезжать куда попало, лишь бы только начать кого-то тренировать, бессмысленно. Пока здесь набираюсь опыта». Тренировка продолжает протекать в хорошем темпе, который постоянно поддерживают замечания Новикова, всего себя отдающего тренировочному процессу.

Новогорский рай

Оставив Новикова и Точилина наедине с их подопечными, мы с Игорем Владимировичем мимо теннисных кортов направляемся в здание базы для ознакомительной экскурсии. Первым осматриваемым объектом становится шикарный бассейн, который футболисты посещают ежедневно. Как такового расписания водных процедур нет, но ребята должны заходить сюда каждый вечер и восстанавливаться после окончания тренировочного дня.

Рядом находятся реабилитационный центр и тренажерный зал, где в тот момент занимались Александр Самедов, Люк Уилкшир и Леандро Фернандес. По пути встречаем мальчика 1996 года рождения, проходящего курс реабилитации. «Что с тобой случилось?» — «Ударил мимо мяча, и крестец вылетел, — с улыбкой отвечает юный динамовец. — Лечусь уже три недели и через такой же срок планирую выйти на поле». Вот так бок о бок изо дня в день работают и динамовские звезды, и молодежь, которая легко может пообщаться с профессиональными футболистами.

Далее следуем в двухместные номера интерната, которые не отстают по уровню от апартаментов приличного отеля, с кристалльно чистым туалетом и душем. Пересекая конференц-зал с двумя огромными плазмами, попадаем в комнаты воспитателей, где в глаза сразу бросается внушительный сейф. Как оказалось, чтобы мальчики в интернете не встречали рассвет, на ночь они сдают ноутбуки воспитателям. Пройдя мимо большой библиотеки и развлекательного зала с бильярдом и столом для настольного тенниса, мы натыкаемся на электронное табло, где подробно расписан план занятий на всю неделю.

Изучив это чудо техники, попадаем в столовую для юношеских и молодежных команд. Она несколько отличается от шикарной взрослой, но вполне соответствует уровню среднего московского кафе. Напоследок нашей экскурсии оказываемся в юношеской раздевалке, которая, как и все ранее осмотренные помещения, поражает своим размахом, ухоженностью и чистотой.

Одним словом, детям созданы потрясающие условия для работы. После всего увиденного становится понятно, почему именно «Динамо» дало футбольному миру такое количество воспитанников за последнее время. И на этом Андрей Родионов и компания останавливаться не собираются: «Наша цель — добиться того, чтобы костяком сборной России, которая примет участие в чемпионате мира 2018 года, стали воспитанники динамовской школы, и мы сделаем все возможное, чтобы слова не разошлись с делом».

Глеб ЧЕРНЯВСКИЙ

Фото Сергея Дроняева

Еженедельник «Футбол» номер 21 (2011)