Томас Мартенс: «Индустрия достигла пика лет 5-6 назад»
– Вам не кажется, что в футбольную индустрию вливаются такие объемы денег, что этот рынок должен если не рухнуть, то пойти вниз?
– Существует определенный уровень, достигнув которого, можно ощутить, что это и есть высшая точка. Я думаю, что в определенном смысле этот пик был пройден 5-6 лет назад. Но возможности для развития в различных направлениях все же существуют. Сегодня директору по маркетингу Coca-Cola придется обосновать перед генеральным директором, почему он решил потратить 7 миллионов долларов на поддержку футбольного клуба. Он не может сказать, что причина в том, что это ЦСКА-Москва, ему нужно будет объяснить, как будет работать механизм возврата инвестиций.
Но футбол прекрасен еще и тем, что он стал настолько большой индустрией. И он останется таковой еще как минимум 15-20 лет. До тех пор пока мы все еще работаем в этом бизнесе, все так и будет. В мире столько людей, которым футбол интересен. Это значит, что существует и огромное количество болельщиков, готовых тратить на него деньги. Также это означает интерес телекомпаний, поскольку футбол гарантирует высокий рейтинг. Это цепочка. Но если в одном из звеньев что-то будет нарушено – у всех у нас будут проблемы.
– С кем футбольные клубы конкурируют в первую очередь?
– Они конкурируют друг с другом, с другими видами спорта, а также фильмами, онлайн-играми и прочими видами развлечений. У каждого из нас в сутках 24 часа. А, например, у Сoca-Cola может оказаться всего 10 миллионов долларов, которые компания будет готова потратить. Клубы конкурируют не только за зрителей, но и за спонсоров. А у болельщика сейчас куда больше возможностей хорошо провести время, чем раньше. Мой сын проводит много, я думаю, слишком много времени за компьютером. И он куда реже смотрит телевизор, чем это делал я в его возрасте. И футбольным менеджерам нужно понимать это.
Еще одну возможность коммуникации предоставят телевизоры с выходом в интернет. Сегодня люди уже имеют возможность не просто смотреть матч, как когда-то мы сами, у них есть айпады и айфоны, которые позволяют им параллельно следить за статистикой и последними новостями команд. Примерно 30% зрителей во время просмотра телевизора имеют под рукой какое-то мобильное устройство. В 2013 году, согласно прогнозам, 95% домохозяйств в Германии будут оснащены телевизором с возможностью выхода в интернет. Это будут устройства с одним большим экраном, на котором одновременно можно будет делать все. Это будет очень удобно для болельщика и чрезвычайно эффективно для спонсора.