9 мин.

Победа ценой некачественной игры. Разбор матча «Зенит» - «Арсенал»

Однообразие в построении атак

По сравнению с матчем против «Енисея», Семак внёс лишь одно изменение: вместо Эрнани с первых минут на поле вышел Кузяев. Пара глубинных плеймейкеров Нобоа-Паредес сохранилась в центре. В очередной раз направлением построения атак выступили фланги, куда оба опорника «Зенита» закидывали длинные передачи, дублируя функции друг друга. Нобоа открывался чуть выше, но всё равно из этой позиции редко искал варианты в центре.

Поначалу у «Зенита» неплохо получалось доставлять мяч вперёд через короткие перепасовки, что было вызвано неграмотным прессингом со стороны «Арсенала».

Свой прессинг «Оружейники» акцентировали, естественно, на опорниках «Зенита». Горбатенко, имея изначально более глубокую позицию, должен был находиться за центральной линией, чтобы перекрывать линию передачи на Нобоа, а Ткачёв должен был активно накрывать Паредеса, вынуждая его пасовать назад. Однако вместо этого Игорь зачем-то выдвинулся на Леандро, дезориентировал тем самым Сергея и открыл возможность для передачи.

Подобные ситуации повторялись регулярно, поэтому Кононову пришлось отказаться от прессинга. Ткачёв и Горбатенко встречали Паредеса и Нобоа, находясь у них за спинами, что добавило компактности в центре.

И вот тут у «Зенита» уже начались проблемы. Дело в том, что концепция Семака предполагает использование так называемой ложной десятки. Поднападающий редко опускается за мячом в глубину, в основном стараясь открываться за спины защитникам в момент, когда мяч доходит до вингера, чтобы сразу был вариант для продолжения атаки. Из-за этого все атаки строились по одной и той же схеме, которая, стоит признать, не работала против низкого блока «Арсенала», к которому Кононову пришлось прибегнуть. После того, как мяч доходил до адресата на фланге, вариантов для продвижения его вперёд практически не было.

Смольников получил мяч на фланге, явного продолжения нет. Лесовой грамотно накрыл его, не дал возможности продвинуться вперёд и, следуя параллельным курсом, выжал назад.

Также осложняло ситуацию и не самое грамотное движение Кузяева, который не чувствовал момент для смещения к флангу, чтобы хоть как-то помочь принимающему. Обратимся к выше описанному эпизоду:

Туляки держат далеко не самое компактное построение: разрывы между линиями значительны. Особенно важна в этот момент выделенная зона в правом полуфланге, где Кузяев должен был находиться. Тогда у Смольникова появился бы вариант для передачи, а также был бы сформирован треугольник с Маком, и создалась бы ситуация 3-в-3.

Кузяеву надо прибавлять в движении в атакующей трети. Всё-таки десятка – не совсем его позиция, поэтому нужно время для адаптации.

После того как мяч с фланга вновь возвращался в центр, темп атаки спадал окончательно, «Арсенал» успевал закрыть все бреши и выстроиться компактно и глубоко. В таких ситуациях единственным выходом были передачи под диагональные рывки фланговых защитников в штрафную.

Проблема состояла в том, что исполнить такую передачу – задача непростая даже для Паредеса или Нобоа. Нужно отдать точно, но при этом выдержать не очень высокую траекторию, чтобы пас пошёл быстро, и сопернику было бы тяжелее среагировать. В общем, особой опасности они не приносили.

Теперь можете зациклить всё, что я здесь описывал, и получите ± весь атакующий перфоманс «Зенита» в матче. Абсолютно однообразные атаки с определёнными проблемами в исполнении (у фуллбэков, вингеров и Кузяева 5 обводок на пятерых, из которых 4 успешных, у Дзюбы – 6 попыток и 1 успешная; навесы всё ещё исполняются небрежно), – вот причина того, что почти все опасные моменты пришли либо со стандартов, либо в ситуациях, возникавших сразу после них, т.е. на подборе и т.п. Также более-менее что-то получалось на контратаках, но это, конечно же, редкость для таких матчей.

Почему так произошло?

Всё дело в том, что Семак решил сыграть, что называется, от себя. Стартовый состав не был адаптирован под соперника, а замены по ходу матча не были направлены на какие-либо коренные изменения в игре в атаке.

Кузяев вместо Паредеса в опорной зоне – первое изменение, которое стоило внести. Далер умеет разбивать линии соперника силовым дриблингом, что работало бы крайне эффективно (вы сами видели, что игра в позиционной обороне у «Арсенала» хромает) и добавило бы динамики атакам «Зенита». Его позицию десятки мог бы занять Дриусси. Себастьян намного лучше двигается при построении атак, находясь в правильных зонах, чем помогает при построении атак. Иногда он опускается чуть глубже в центре, где качественно открывается между линиями и способствует продвижению мяча через центр. Благодаря этому команда получила бы альтернативный вектор для развития атак.

Этого уже хватило бы для определённого разнообразия впереди. Да, безусловно, команда только строится, но определённая концепция уже прослеживается. Только вот нужно уметь адаптировать её, а не использовать один и тот же план под всех соперников. Это, на мой взгляд, главный урок для тренерского штаба после матча.

У «Арсенала» не получилось практически ничего

В начале текста я уже отметил неудачный прессинг. Владеть мячом команде Кононова также не удавалось. Тут сработала совокупность факторов. Во-первых, проблемы возникали при начале атак. На это есть две причины: прессинг (1) «Зенита» (он появился, но только совсем эпизодически) и ошибки центральных защитников в принятии решений (2).

1)

Триггерами прессинга (определёнными действиями, провоцирующими переход в активный отбор) были грамотно выбраны передачи на фуллбэков. Дзюба и Кузяев делают так, чтобы у Григалавы не было иного выбора. Мак сразу, как только увидел пас от Григалавы, выдвинулся на Хагуша с целью перехватить. Вернуть своей команде мяч Роберту не удалось, но своим действием он спровоцировал соперника на пас назад.

Здесь Дзюба накрывает Беляева, вынуждая его принимать решение быстрее. Максим решает выполнить непростую, но потенциально эффективную, передачу на Кангва, однако, скорее всего из-за давления Дзюбы, обрезает.

2)

Во-вторых, позиционная структура в атаках иногда была просто ужасной.

4 (!!) выделенных игрока находятся в одном вертикальном канале (на фланге), владеющий мячом Чаушич – на их границе. Перспективное пространство между линиями (обведено) никем не заполнено.

В-третьих, брака в передачах было слишком много (72% точности – крайне мало).

Трудно сказать, что именно послужило такому провалу. «Зенит» всё же оборонялся неидеально, иногда давал свободно разыгрывать мяч, да и в той же игре против «Динамо» туляки смотрелись прилично против намного более закрытой команды. Да, там было удаление, но для команды, привыкшей низко обороняться, это не критично. Возможно, такое влияние оказал психологический момент: «Арсенал» пытается играть от владения, а тут его заполучить подолгу не удавалось (причина – провалы в прессинге и контрпрессинге), и от этого всё порушилось. Тем не менее всё было бы не так плохо, если бы у Тулы был полноценный нападающий. Уже после матча стало известно об очередной аренде Джорджевича, который, за счёт индивидуального мастерства в завершении, поможет набирать очки на старте сезона.

Отдельно по Дзюбе

После ЧМ об Артёме большинство людей говорят либо хорошо, либо никак. Однако я всё-таки попробую критически оценить его игру в данном матче.

Его хаотичное движение по полю – пока что своего рода загадка. Загадка в том плане, что действительно ли требует от него этого Семак или это чистой воды импровизация. В теории, таргетмен может уходить на фланги, когда его команда находится под интенсивным высоким прессингом. Тогда диагональная передача на него действительно может стать эффективным средством выхода из обороны. Однако, как мы уже поняли, у «Арсенала» прессинг совсем не удался. Дзюбу это не останавливало: в позиционных атаках он всё равно уходил во фланги, где был меньше нужен, чем в центре. Всё же не форварду его комплекции пытаться создавать остроту с краёв. Также таргетмен может опускаться в глубину, но эффективно это только тогда, когда его команда обороняется позиционно. В этом случае лонгболл на него с последующей скидкой может стать потенциально качественным способом развития контратаки. Стоит признать, что в игре против «Арсенала» действительно это приносило пользу. Но, опять же, это не эффективно, когда команда таргетмена атакует позиционно. Дзюбу это не останавливало (х2):

Причём, не скажешь, что  перемещения Дзюбы как-то сильно помогали в продвижении мяча (большинство передач он выполнял назад, про дриблинг я уже отметил) или в обострении (всего одна передача под удар*). Артём хорош в игре на линии штрафной, где он может придержать мяч или обострить сам, в игре на опережение, в завершении. Абсолютно непонятно, почему он лишает себя возможности эти качества использовать чаще.

* - Если вы захотите проверить, то WhoScored, UnderStat и другие сервисы покажут вам две передачи под удар от Дзюбы. Дело в том, что в моменте на 52-й минуте, когда он навешивал в штрафную, мяч срезался не от Шатова, а от защитника «Арсенала» (на одном из повторов это отчётливо видно). Следовательно, оператор допустил ошибку.

***

Грустно это признавать, но факт есть факт: против команды, которая матч провалила, «Зенит» сыграл слабо. Наиболее опасный момент, удар Дриусси в концовке, единственный в своём роде. Более того, по xG он весит (0,76), как почти половина от всех других ударов, нанесённых командой (их было 15 и суммарно они весили 0,81). Согласно концепции ожидаемых голов, количество ударов «малого веса» с меньшей долей вероятности перейдёт в качество, чем немного «весомых» ударов. Это, кстати, ещё одно доказательство неудачной игры команды в атаке. В общем, ждём выводов от тренерского штаба.

Источник: https://understat.com/

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в котором вы можете найти больше аналитики по "Зениту".