Хольгер Альфес: «Пока никто не разорился»
– Можно ли говорить о какой-то превалирующей организационно-правовой форме в немецком футболе?
– Скорее нет. Есть именно три группы: коммандитные общества на акциях, зарегистрированные объединения и общества с ограниченной ответственностью. Хотя есть и акционерные общества – «Бавария» и «Айнтрахт». То есть о какой-то единственной популярной форме говорить не приходится.
– Какие футбольные клубы вы называете «частными»?
– В Германии только частные футбольные клубы и есть, так сложилось исторически. Мы свою приватизацию, так сказать, уже пережили. Не осталось государственных концернов, владеющих футбольными клубами или спонсирующих их. С натяжкой исключением можно назвать «Вольфсбург», спонсируемый Volkswagen, в котором 25% принадлежат федеральной земле Нижняя Саксония. Но никакой роли это не играет.
Иногда бывает, в наблюдательный совет клуба избирают бюргермейстера или известных общественных деятелей, но это скорее вопрос «связей с общественностью», а не способ влияния государства на футбол.
– В России порой критикуются клубы, дотируемые из государственного бюджета – мол, налогоплательщики оплачивают дорогостоящих игроков…
– Такой вопрос поднимается и у нас – в связи с оплатой налогоплательщиками подключения к телевизионной и радиосети. Получается, что оплачивая все более дорогостоящие трансляции футбольных матчей, граждане косвенно финансируют клубы.