«Мане - радость народа»
Продолжаю серию постов о футбольных героях прошлого. Я уже рассказал вам об элегантном дистрофике, о грузном «перебежчике», о легендарном алкоголике и безупречном Кайзере. На очереди – гениальный простофиля, который так до конца жизни и не понял, как конвертировать свой дар в хрустящие купюры.
Крёстный отец Нилтон Сантос
Он был полукровка, в нём текла кровь южноамериканских индейцев, африканских рабов и европейских рабовладельцев. Может, поэтому он получился таким божественно гениальным. В футбол Мане начал играть за команду текстильной фабрики, на которой работал с 14 лет. Работник из Гарринчи был так себе – обязанности свои он исполнял спустя рукава, был не дурак и за воротник в рабочее время заложить. Однако всё это компенсировалось вдохновенной игрой за «Пау Гранди» (так называлась любительская фабричная команда).
В 19-летнем возрасте Гарринча делает попытку перейти в профессионалы, отправляясь на просмотр в большие клубы Рио. Ему последовательно отказывают «Фламенго», «Флуминенсе», «Васку да Гама» и «Сан-Кристован». Однако удача, как всегда, пришла откуда не ждали. Игрок «Ботафого» Арати приехал судить один из матчей «Пау Гранди», в котором Гарринча забил 4 гола. Арати тут же купил нашему герою бутсы и форму и повёз на просмотр в «Ботафого». На смотринах в двусторонке ему противостоял легендарный защитник сборной Бразилии Нилтон Сантос, которого Мане возил как ребёнка. Дальше приведу слова самого Гарринчи:
«Вместо того чтобы обидеться, он подошёл ко мне после тренировки и сказал: „Молодец, парень!“ Он стал моим крёстным отцом в футболе. И если бы на моём пути встречалось побольше таких людей, как Нилтон, я не пережил бы столько несчастья»
Однако похвалой самому Гарринче Нилтон не ограничился, он пошёл ходатайствовать за новичка к главному тренеру Кардосо, который отсутствовал на тренировке: Если этот малый окажется в другом клубе, я не смогу спать спокойно, – заявил Нилтон своему тренеру. – Если же он закрепится у нас, тогда не будут спать защитники других клубов».
Таким образом Гарринча получил путёвку в большой футбол, а «Ботафого» приобрёл величайшего футболиста в своей истории.
Двукратный чемпион мира
Мировая известность Гарринчи началась на шведском чемпионате мира 1958 года. Поначалу тренер бразильцев Феола оставлял Пеле и Гарринчу в запасе и только, когда перед третьим матчем в группе за двоих гениев попросила вся команда, тренер решился на перестановки в составе. Так получилось, что под горячую руку (или ногу) Пеле и Гарринчи попалась советская сборная. Классные футболисты сборной СССР, которые за два года до описываемых событий выиграли Олимпиаду, а через два года победят на Евро, откровенно не знали, что делать с сорвавшимися с цепи бразильцами. Как итог, 2:0 в пользу южноамериканцев и две голевых передачи нашего героя.
Стоит ли говорить, что тот Мундиаль бразильцы выиграли за явным преимуществом, таким образом навсегда смыв с себя позор 1950 года и положив начало гегемонии бразильского футбола на мировой арене. Мане вошёл в символическую сборную турнира, естественно, на своей коронной позиции правого форварда.
Следующий Мундиаль и вовсе стал бенефисом Гарринчи. А начиналось всё с того, что Мане по своей привычке запил и потерялся в многочисленных барах Рио. Да так потерялся, что пропустил вылет сборной Бразилии в Чили. И только директор «Ботафого» смог разыскать и доставить своего непутёвого подопечного в расположение сборной.
Однако на этом подвиги Гарринчи не закончились. Прямо во время чемпионата у него разыгрался бурный роман с бразильской поп-звездой Элзой Суарес, которая приехала в Чили, дабы морально поддержать футболистов. Но вышло так, что поддержала более чем физически. По признанию партнёров по сборной, на протяжении нескольких недель турнира по ночам из гостиничного номера Гарринчи доносились вполне недвусмысленные стоны и поскрипывания кровати. Однако наутро Мане просыпался и показывал свой лучший футбол.
Во втором матче чемпионата серьёзную травму получил Пеле, и Гарринча был вынужден взять на себя роль безусловного лидера команды. С этой задачей Мане справился блестяще. Особенно памятен в этой связи полуфинальный матч с чилийцами, в котором наш герой забил два гола и однажды ассистировал Вава. В конце того поединка, завершившегося со счётом 4:2 в пользу бразильцев, Гарринча в шутку пнул в очередной раз сфолившего на нём чилийца. Футболист сборной Чили ничуть не обиделся, и они тут же пожали друг другу руки. Однако судья матча Артуро Ямасаки был иного мнения и выгнал Гарринчу с поля. Таким образом, лучший игрок чемпионата лишался возможности выйти на поле в финале… Но тут слово взял Жоан Авеланж, который добился отмены дисквалификации Гарринчи, который всё-таки сыграл в победном финале с Чехословакией. По итогам турнира нашего героя признали лучшим футболистом чемпионата.
«Благодарность» «Ботафого»
За 12 лет выступлений Гарринча сыграл за «Ботафого» 579 матчей, в которых забил 249 мячей. Он до сих пор остаётся величайшим футболистом, когда-либо выступавшим за клуб из Рио. Однако руководство «Ботафого» поступило с Гарринчей просто мерзко.
Началось всё с того, что в 1963 году у Мане начались проблемы со здоровьем. Однако руководство клуба продолжало эксплуатировать мировую известность Гарринчи в чисто коммерческих целях, абсолютно наплевательски относясь к здоровью своего гения. В итоге, в 1965 году великий Мане был выкинут из клуба как старый, потерявший нюх охотничий пёс. При этом, отдавший своему родному клубу 12 лет карьеры, а также своё здоровье футболист остался ещё должен денег (!!!) «Ботафого».
Остаток карьеры Гарринчи больше походил на агонию. Он пытался трудоустроиться в «Коринтианс», «Фламенго», уругвайский «Насьональ» и аргентинскую «Боку». Однако максимум, чего добивался – это несколько месяцев маловразумительных выступлений.
В 1966 году Гарринча по протекции Авеланжа даже съездил на Мундиаль, где забил свой последний гол и провёл последний матч за сборную.
18 декабря 1973 года состоялся прощальный матч Гарринчи, который прошёл на «Маракане» при стечении 130 тысяч зрителей. Все сборы от матча пошли на покрытие многочисленных долгов Мане.
Любимец нации умер в нищете и забвении
После своего прощального матча Гарринча оставался на этом свете только 10 лет. Эти годы он провёл в беспробудном пьянстве, наделав кучу долгов и потеряв последних друзей. 20 января 1983 года его доставили в бедняцкую больницу Рио в критическом состоянии, из которого он уже не вышел. Среди причин смерти фигурировали цирроз печени, отёк лёгких и общее расстройство нервной системы.
На похороны «Радости бразильского народа» пришли 300 тысяч человек. Мане вдруг резко всем стал нужен. Крокодиловы слёзы над гробом лили и эксплуатировавшие его руководители «Ботафого», и бывшие партнёры по сборной, забывшие его сразу после того, как Мане перестал пинать мяч. Но Мане было уже не вернуть…
Он прожил жизнь маленькой пёстрой индейской птичкой «гарринчей», порхая над футбольными полями, радуя людей своей бескорыстной красотой и не требуя ничего взамен.
Мы никогда не забудем тебя, Мане!
Интересные факты о Гарринче:
— В детстве Мане очень любил ловить маленьких тропических птичек, которые на индейском наречии назывались «гарринча», и поразительно точно имитировал их щебет. Ничуть неудивительно, что прозвище «Гарринча» приклеилось к пацану намертво.
— Левая нога Гарринчи была короче правой на 6 см.
— В 1957 году в товарищеском матче встречались «Ботафого» и аргентинский «Ривер Плейт». Матч проходил в Мексике. Местные болельщики были так впечатлены мастерством Гарринчи, что каждое его удачное действие стали сопровождать криком «оле». Впоследствии этот возглас стал традиционным на стадионах всего мира.
— В 1961 году Гарринча стал участником одного из первых эпизодов fair play в Бразилии: в матче с «Флуминенсе» защитник соперников Пинейро упал на поле в результате мышечного растяжения. Тогда Гарринча вместо того, чтобы воспользоваться отсутствием игрока соперника, выбил мяч за пределы поля, чтобы Пинейро была оказана медицинская помощь.
— До сих пор никто точно не знает, сколько у Гарринчи было детей. Достоверно известно о четырнадцати отпрысках от разных женщин.
— По одной из легенд перед чемпионатом мира 1958 года в Швеции руководство бразильской сборной решило весьма оригинальным образом повысить настроение своим футболистам и пригласило на базу целый отряд проституток. Юный Пеле от услуг жриц любви отказался, мотивируя это тем, что в Бразилии его ждёт девушка. Тогда Гарринча ничтоже сумняшеся подошёл к тренеру и спросил: «Мистер, Пеле ведь отказался от проститутки? Можно мне использовать сразу двоих?»
.
Вся правда о Гарринче и о бразильском футболе ХХ века представлена в книге «Одинокая звезда», которую написал бразильский писатель-биограф и журналист Руи Кастро. Русский перевод книги публикуется на сайте garrincha.ru