Программа спасения российского футбола
Текущая ситуация
Нынешнее межсезонье напоминает фарс.
Только вдумайтесь, что всё это произошло одновременно:
Банкротство клуба - текущего победителя Кубка России
Банкротство "Амкара", которому в городе-миллионнике не удалось наскрести денег на один из самых скромных бюджетов в РФПЛ
Банкротство двух клубов ФНЛ
Отказ от участия в ФНЛ сразу двух победителей своих зон ПФЛ
Сохранение места в ФНЛ даже клубом, занявшим последнее место
Тенденции
Чего нам ждать в будущем? Есть ли пути оздоровления ситуации?
Текущие тенденции не позволяют верить в лучшее. Поскольку:
произошла и дальше только усиливается централизация крупного бизнеса
на местах остаётся всё меньше как собственно налогоплательщиков, так и что важнее реальных владельцев этих налогоплательщеков
принята масштабная общероссийская экономическая программа развития, в которой большие задачи поставлены именно перед местными властями.
Всё вместе будет оказывать серьёзное давление на региональный футбол в сторону дальнейшего сокращения как бюджетного, так и частного финансирования - и смерти региональных клубов, вне зависимости от реальной эффективности их менеджмента.
Решение
В то же время даже при всех этих тенденциях у страны есть возможность существенно повысить эффективность функционирования футбольного хозяйства, гарантировав нормальное существование всех региональных клубов и продвижение наверх самых эффективных управленческих команд. Следите за руками.
1. В стране вводится фактически запрет на финансирование конкретных футбольных команд из государственных бюджетов всех уровней, а также из бюджетов всех компаний с выручкой больше какой-то отсечки.
2. Это вовсе не значит, что "Газпром", "Лукойл" и бюджет Ростовской области совершенно перестают тратить деньги на профессиональный футбол. Просто теперь эти отчисления идут не в бюджет конкретной команды, а в бюджет "Ассоциации развития футбола Российской Федерации".
3. Размеры этих отчислений могут быть как определены на законодательном уровне, так и спускаться неофициально. Важно то, что их можно начинать с текущего уровня и понемногу снижать, на мой взгляд, без потери эффективности.
4. "Ассоциация развития футбола Российской Федерации" выкупает телевизионные и некоторые иные права на все профессиональные лиги РФ: РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ.
5. В заключаемом контракте на приобретение прав чётко прописывается, что деньги распределяются определённым образом: 1% администрации, X рублей чемпиону РФПЛ,Y рублей второму месту РФПЛ и так вплоть до Z руб. для последнего места в зонах ПФЛ.
6. То есть вся собранная сумма чётко делится и каждый футбольный клуб сразу же получает сумму, соответствующую последнему месту своей лиги. А в конце сезона получает доплату в зависимости от занятого места.
7. Вводится внутренняя система фейр-плей. Объёмы постоянных обязательств (типа ФОТ) каждой команды должны составлять определённый процент от минимального дохода для данной лиги. При этом у каждого клуба должна быть проработана программа постепенного снижения расходов в случае понижения в классе - попадания в лиги ниже. Скажем, у клубов РФПЛ не может быть на третий год жёстко определённых расходов выше Z - минимума для ПФЛ (н-р, часть контрактов с игроками должны быть с возможностью разрыва при понижении в классе).
Что будет на выходе
* Будет гарантировано выживание всех заявившихся региональных команд, кроме, возможно, выбывающих из ПФЛ по спортивному принципу.
* Место команды будет гораздо более жёстко привязано к умению менеджмента собрать команду, включая тренерский состав, т.к. будет ликвидирован текущий огромный разрыв в начальных условиях - объёмах финансировании команд внутри одной лиги
* Соответственно, поскольку объём финансирования будет привязан в основном к спортивным результатам, то будет происходить естественный отбор самых эффективных менеджерских и тренерских команд. Подьём наверх - реально достойнеших. И если менеджмент условного Зенита хуже условного Амкара, то вскоре бюджет Амкара может оказаться выше бюджета Зенита. То же касается и ускоренного отбора наверх достойнейших тренеров и игроков.
* Правильный отбор, вознаграждение именно для самых эффективных и успешных - на мой взгляд, чуть ли не главный принцип=основа развития.
p.s.
Это вовсе не значит смерть и упадок Спартаков и Зенитов и попадание на их место Колоса из деревни Гадюкино и Нефтяника из пгт Ошкамошка.
У больших клубов во-первых останется возможность привлечения допфинансирования от билетной программы, атрибутики, сопутствующих вещей. И, кстати, появится огромный стимул улучшать свою работу в этой сфере.
Во-вторых, из правила о запрете финансирования корпорациями и бюджетами проффутбола будут выведены вопросы финансирования детско-юношеского футбола и академий. Соответственно "большие клубы" сохранят преимущественный доступ к молодым талантам. И возможность дополнительно пополнять бюджет за счёт продажи этих талантов. И, кстати, всё это опять же придаст дополнительный стимул развивать эти самые академии.
В третьих, для любого игрока всё равно приятнее жить в Москве или Санкт-Петербурге, Краснодаре или Самаре, чем в Новогадюкинске и ОшкаМошке.
В четвёртых, не последнюю роль всё же играет имя клуба, история. Поэтому при прочих равных игроки будут предпочитать клубы, которые и сейчас значатся грандами.
p.p.s.
Более ровное размазывание денег по российской футбольной системе заставит снизить зарплаты "лимитчикам" => увеличит желание последних уезжать в топ-клубы, вне зависимости от лимита
Формирование основной части бюджета из "фикса" + "бонуса, зависящего от места", заставит клубы бороться за каждую строчку таблицы и сдвигать ФОТ своих игроков в сторону, опять же, "фикса" + "премии за результат", что окажет сразу несколько оздоровляющих эффектов. Во-первых, увеличит давление на игроков и мы увидим от них больше желания и игры на максимуме - что важно для развития игроков. А во-вторых из-за этого давления "негарантированности значительной части з/п" усилит желание лимитчиков уезжать в топ-чемпионаты Европы.
Всё, что я написал это не хайпа ради. Я, действительно, считаю это верной програмой. И хотел бы продвигать её наверх через любые доступные мне и вам каналы.
Если вы видите в программе минусы и недоработки - пишите, пожалуйста.
А единственное, что можно сделать сейчас - Расширить РФПЛ до 18 клубов и вернуться к Весна-Осень. (Все титулы ЛЧ берут только клубы, где в лигах не менее 18 команд...А после перехода на О-В мы в Европе терпим только неудачи вообще по всем фронтам). Желаю удачи!
Это никоим образом не панацея.
Предлагаемая мной модель как раз и предполагает создание "равной конкуренции"
Разница между частной и государственной компанией, расходами из бюджета частной компании и бюджета государства не такая большая, как вы думаете. Государство "само по себе" деньги всё равно не зарабатывает (кроме редких случаев вроде сеньоража). Деньги приносит экономическая деятельность. Можно и из частной компании 90% доходов изымать в бюджет, через огромные налоги. И из "государственной" 1-2%, оставляя деньги сотрудникам или под развитие.
Соответственно, вопрос о том какую часть общественного продукта следует перераспределять через государственный бюджет, а какая часть должна перераспределяться в обществе без прямого участия государства - это вопрос технический и однозначного ответа не имеет. Не секрет же, что есть успешные страны со сравнительно маленькой долей госбюджета в ВВП и есть страны не менее успешные с большой. Н-р, в США это 33%, а в Швеции 61%. Поэтому основной вопрос не в этом, а в эффективности расходования. Предлагаемая мной система как раз-таки и является базисом для кратного роста эффективности из-за прямой зависимости финансового результата от результата спортивного.
* социализм - это нормальная западная практика. Во многих европейских странах социалисты либо главенствуют у руля, либо занимают ряд постов в правительстве.