5 мин.

Из первых уст. «Локомотив» чемпион России по бизнес-футболу

«Озадачен. Не вовремя я запустил этот блог.  Или, наоборот, чертовски вовремя.»

Эти мысли возникли у меня ввиду того, что я наткнулся на одно занимательное интервью на «Чемпионате». Его я и хотел бы обсудить. Проблема в том, что я только начал свой «блог», и толком не успел поделиться своими мыслями и наблюдениями, а предмет сегодняшнего разговора нещадно «спойлерит» будущие публикации.

Все-таки не могу не поделиться, поскольку, с моей точки зрения, интервью просто шедевральное. Я не имею компетенции оценивать журналистскую работу или структуру интервью, но на выходе получился один из лучших текстов, что я видел, на тему бизнеса в спортивном клубе. Спасибо автору Олегу Лысенко за проделанную работу.

Итак, к сути. Разговор шел с Алексеем Смертиным, директором по маркетингу и коммуникациям футбольного клуба «Локомотив», клуба №1 в России в сезоне 2017-2018. Да-да, это полный тезка известного в прошлом футболиста, а ныне функционера футбольного клуба «Динамо», но, определенно, не он.

Алексей Смертин, ФК &quout;Локомотив&quout;

Ссылку мне вставить не дает сервис. Смотрите в коментариях.

Рассмотрим самое интересное:

Любому шоу нужны зрители.

Первый вопрос и ответ сразу в «десяточку».

«Понятно, что самая важная задача клуба – спортивный результат. Всё-таки основным элементом производимого нами шоу является футбол, и счёт в нём важен всегда. Но один из главных KPI, который у нас есть и будет, — это посещаемость.»

Алексей обозначает, сразу 2 очень важные мысли:

  • Футбол – это шоу. Причем шоу, которое циклично, и повторяется раз в 1-2 недели (берем сезон в активной стадии). А в шоу самое главное – это зрелищность, которая порождает интерес у зрителя, а значит и денежный поток. Источником «Зрелищности» в спорте могут выступать разные моменты: результаты, атакующая игра, сопутствующие шоу и тд.

Зрелищность – Отдельная тема для разговора №1.

  • Хоть и кажется внешне для клубов самое важное это результат, и чемпионство, но для бэк-офиса все-таки важнее другие показатели. Выручка, лояльность аудитории, охват и тд. Ну и, конечно, заполняемость чаши – ключевой момент. Забавно, что успех в достижении этих показателей, при грамотной работе, дает возможность для отработки негатива от плохих результатов. Например, ФК «Зенит» провел отвратительный сезон по игре и результату, но после 30го тура активно акцентировал внимание на рекордах посещаемости, и на миллионном посетителе арены.

KPI – тема №2.

Заполняемость стадионов – №3.

Санкт-Петербург Арена, Аншлаг

Конкурируем с клубами?

Или не только.

«Наша задача – борьба за новые аудитории. За людей, которые не только не являются активными болельщиками, а рассматривают футбол как времяпрепровождение – для себя, друзей, семьи. Когда мы оказываемся на этой территории, то конкурируем уже не только со «Спартаком» или с ЦСКА. — А с кем же? — С кино, парками, торгово-развлекательными центрами – традиционными местами отдыха горожан. С этими конкурентами достаточно сложно бороться…»

  • Я просто счастлив, что существуют маркетологи, которые видят конкурентов не только в других компаниях, предоставляющих такие же услуги, но и рассматривают компании предоставляющие услуги-субституты. Условно, для «Кока-Колы» конкурент не только «Пепси», но и, к примеру, молоко или чай. Или парк развлечений должен рассматривать как конкурента даже просмотр любимого сериала дома. Очень важно это понимать, и об этом говорят в ВУЗах даже, но мимолетно. А на деле редко кто видит «дальше своего носа».

Конкурентная среда – №4.

Страхи и барьеры

«Мы добиваемся, чтобы в этот ряд потенциальный потребитель поставил и нас, вспомнил: «Сегодня же на «РЖД-Арене» вроде футбол. А там же не только игра – движуха, приятные люди». Важно, чтобы у него возникала ассоциация не с рядами ОМОНа в броне и с дубинами или антисоциальными элементами с закрытыми шарфами лицами и файерами в руках, а с зелёным газоном, пуфиками, живой музыкой, вкусной едой.»

  • Одна из самых больших проблем в футболе, на мой взгляд. У большой части потенциальных посетителей стадионов, существует страх, что поход на футбол небезопасен. Тем более для походов с семьей. Причем таких «барьеров» достаточно много, и не все они оговорены в статье. В частности, я бы в ряд с обозначенными моментами, добавил расизм. Все же помнят, что в ФК «Зенит» существует «фейсконтроль» на новых футболистов с палитрой цветов у вышибалы. Шутка, конечно же, но, во-первых, «нет дыма без огня», и во-вторых, у зрителя уже сложился такой стереотип. Такие моменты очень важно отрабатывать.

Барьеры - №5.

ОМОН на стадионе

Коммуникация

«— Как происходит коммуникация с категорией потенциальных болельщиков? — Задействуется полный спектр инструментов. Но поскольку мы не проводим активных рекламных кампаний, не идём в телевизионные промо или «наружку», подобно некоторым другим клубам, то основной упор делаем на собственные СМИ. Есть отдел, который круглосуточно занимается работой с целевыми аудиториями в социальных сетях. Это вопрос не формального присутствия в «Твиттере» или «Инстаграме», а создания уникального контента. Контента, который будет держать аудиторию и обеспечивать прирост подписчиков. Наши показатели в соцсетях не поражают воображение, но мы живём в своих реалиях и отмечаем положительную динамику.»

  • Тут самое очевидное. Где, когда и как взаимодействовать с аудиторией (по-обычно-русскому «рекламироваться», или, мое любимое «пиариться»).

Инструменты коммуникации – №6.

Социальные сети – №7.

 

Инстаграм

Конечно, я выделил далеко не все моменты, достойные отдельного внимания. После прочтения, я на память прикинул, и какие темы, затронутые в интервью, мне еще вспомнились:

Территориальные ограничения – №8;

Поиск новых аудиторий – №9;

Ценообразование – №10;

Спонсорство – №11;

Ко-брендинг – №12.

Наверняка что-то упустил. Если Вас заинтересовал какой-то момент, из перечисленных, или даже не перечисленных, то обязательно спрашивайте в комментариях. Буду рад обсудить.

Определенно, очень достойный материал и обязателен к прочтению тем, кто желает работать в отрасли, или, кому она просто интересна. Что я хотел сказать этим постом? Да все просто – мир спортивного маркетинга огромен и практически безграничен. И поле непаханое. Очень приятно, что уже хоть кто-то в России научился работать в этой индустрии. Есть чему поучиться у более именитых и опытных коллег. Ну и про международный опыт не стоит забывать никогда. Международный бенчмаркинг - №13. :)

 

Выражаю отдельную благодарность журналисту Олегу Лысенко за профессионализм, проделанную работу и заочное знакомство с Алексеем Смертиным.