Спортивный маркетинг. Начало
Небольшое предисловие.
Около 5 лет мне потребовалось, чтобы ручки дошли до этого блога. Да, я давно хотел писать именно на тематику спортивного маркетинга. Но ленивый…. За это время заматерел, появился определенный опыт и, что важнее, взгляд на маркетинг в целом, и в спортивной индустрии в частности. Интерес к маркетингу у меня профессиональный (и со временем стал серьезным интересом), а к спорту, наверное, с самого детства, чуть больше отдает такими клишированным понятием, как к «хобби». А так как я всегда считал, что человек наиболее продуктивен в работе, когда его деятельность ему интересна, то, получается, что моя задача искать себя на стыке «маркетинга» и «спорта». Вот и собираются потихонечку мысли в голове, которые, ввиду моей несобранности, «на бумаге» чуточку более структурные.
Но, не буду тянуть и сразу к теме….
...или нет… Мне кажется, что этот, первый блог будет наиболее скучный – все просто, рассуждать на тему «спортивного маркетинга» нужно дать определения понятиям…. Скукотищааааа… Думаю, именно поэтому я позволил себе такое длинное вступление – оттягиваю удовольствие :)
Поехали!
Первое, с чем сталкиваешься, когда приходишь в отрасль – критичное отсутствие какой-либо литературы, а то, что есть – ну прямо совсем плохо. Да, можно найти несколько книг/работ профессоров-теоретиков, начала 2000-х. Существует литература практиков из Олимпийского комитета, которые, на мой взгляд, ввиду того, что «Олимпиада» само по себе топовое событие, подготовка к которому готовятся на протяжении 6-7 лет, живут слишком далеко от реалий, да и вообще это же политика (что, кстати, крутой маркетинговый ход – уверен, что рассмотрим его), а не спорт. Существует несколько книг, также начала 2000-х, которые достойны внимания, но в условиях глобализации и технологического прогресса, к сожалению, устаревают с годами в геометрической прогрессии. В частности, просто великолепная книга «Маркетинг спорта», авторы: Саймон Чедвик, Джон Бич.
Остальное, откуда по крупицам приходится собирать информацию – это биографические книги мировых спортивных звезд, таких как З. Ибрагимович, М. Шарапова, сэр А. Фергюсон и многие-многие другие. К сожалению, ввиду специфики жанра тут все приходится «делить на два», но зато в плане легкости чтения они, безусловно, выигрывают, как говорится «на изи».
So…. Маркетинг, что это? По классике, определение понятию дал старина Ф. Котлер (да-да, я говорил, что это будет скучно). Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Емко – да, но «спорт», как явление, несет под собой значительно большее, нежели товар, поскольку тут есть фактор неожиданности (никогда не знаешь результат заранее), азарта, привязанности к клубам болельщиков. Нельзя даже «за уши» притянуть понятие «спорт» к понятию «товар» для «обмена». Точно также можно выкинуть термины «нужда» и «потребность». Ничего от определения не остается.
Возвращаясь к литературе, кстати, в большинстве книг определение спортивного маркетинга звучит так: вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей в спортивной сфере посредством обмена. Как говорится слово «спорт» подставьте куда больше нравится. Слабая попытка, господа.
Конечно, маркетинг в спорте разительно отличается от классического маркетинга, о чем, собственно я вам и расскажу в этом блоге. Но пока не об этом. В процессе изысканий, я наткнулся и на ряд других определений, но, на мой взгляд, одним из самых интересных определений понятия «спортивный маркетинг» дали в своей одноименной книге (да-да, то самой) Джон Бич и Саймон Чедвик. Оно, как мне кажется, в большей степени отражает все особенности внешней маркетинговой среды спортивной индустрии. Оно выглядит так:
«Спортивный маркетинг – это непрерывный поиск возможностей и комплексного решения как непосредственных, так и косвенных задач потребителей спорта, компаний, работающих в спортивной сфере, и других физических лиц, и организаций, связанных со спортом, в условиях изменчивой и непредсказуемой среды, характерной для самого понятия «спорт».
В этом определении, авторы особое внимание обращают на понятие «непредсказуемость среды». Я (видимо, как и мои более именитые и успешные коллеги) категорически убеждены, что именно непредсказуемость результатов делает спорт таким привлекательным для зрителей и потребителей. Люди идут на скачки, футбольный или баскетбольный матч из-за азарта, который вызывает в них то, что точно неизвестно, кто выиграет, а кто проиграет в определенном матче. Их это возбуждает и доставляет им ни с чем несравнимое удовольствие. А если болельщики лишаются этой неизвестности, то их интерес к спорту мгновенно падает.
Достаточно вспомнить ситуацию в «Формуле-1» в начале нашего тысячелетия, когда на протяжении 5 лет подряд немецкий гонщик Михаэль Шумахер не имел достойных конкурентов и выигрывал все соревнования, в которых участвовал. В этот период интерес к «королевским гонкам» испытал резкий спад, потому, не было никакой интриги, а, следовательно, и азарта. Еще одним примером может служить то, что болельщики проигрывающей команды уходят с футбольных матчей до финального свистка, когда результат становится ясным, интрига исчезает, и азарт тоже. Азарт заключается не только в материальных рисках болельщиков, но и в моральных. Спорт дает возможность пережить болельщикам и зрителям ощущение успеха, или, наоборот, постичь горечь поражения. Однажды, почувствовав вкус победы, они готовы терпеть поражения, лишь бы еще раз порадоваться за своего любимого спортсмена вновь.
Выходит, что ключевая специфика «спорта», как продукта – это та самая «непредсказуемая среда». А для меня, как для профессионала, пожалуй, именно эта фишечка, и является «бонусом» в работе. В этом кроется самый интерес. Конечно, в реалиях российского, да, и, пожалуй, мирового маркетинга, практика и теория вообще не имеют ничего общего. Именно поэтому я и решил создать этот блог, и разобраться (по крайней мере постараться) в этой не простой, но чертовски интересной мне отрасли.