11 мин.

No one likes us...

Почему не любят «Милуолл» и «Кардифф»? Сколько украл в «Челси» Кен Бэйтс? Можно ли попасть на стадион, неся с собой двенадцать кухонных ножей? Это и многое другое обсуждают, сидя в уютном пабе, четверо фанов, чьи клубы бесят всю Англию.

Наши герои:

Майк Джонс, региональный менеджер, болельщик «Кардиффа» (К.).

Грэм Гарви, школьный учитель, «Лидс» (Л.).

Марк Рэнн, временный управляющий недвижимостью, «Челси» (Ч.).

Питер Гарстон, менеджер по развитию, «Милуолл» (М.).

Что люди говорят, когда вы им рассказываете, за кого болеете?

К.: Сначала думают, я хулиган. Жутко удивляются, когда я говорю, что обычно хожу в костюме с галстуком. Никто не верит, что у фана «Кардиффа» может быть нормальная работа.

М.: Первое, о чем вспоминают — хулиганизм. А я их спрашиваю, не читают ли они случайно «Сан». Только там таких глупостей и можно набраться.

Л.: Ну, для меня-то все не так плохо, у нас ведь в Лидсе и округе за другие клубы никто не болеет. Когда дела в команде были плохи, многие фаны куда-то подевались, но сейчас уже вернулись. Мы самый большой клуб Йоркшира, поэтому есть и места вроде Брэдфорда, где каждый только и мечтает поколотить фаната «Лидса».

Ч.: Для нас звание одного из самых нелюбимых клубов страны, в общем-то, в новинку. Мне кажется, господину Абрамовичу можно сказать спасибо не только за титулы, а и за это. Но лично я думаю — пусть ненавидят, лишь бы мы выигрывали.

Вас напрягает, что вас не любят?

М.: Ну, мы же «Милуолл». «Нас не любят — нам плевать», и все такое. Забыл?

Л.: Точно. Кому какая разница, кто что говорит? Пусть болеют за своих, а мы будем за своих, да и все тут.

М.: Часто, когда люди говорят, что ненавидят «Милуолл», — это просто по незнанию. Я им рассказываю, как клуб пытается поменять отношение к себе. Надеюсь, до них доходит.

Вы так говорите, как будто вам совсем не плевать…

М.: На что мне не плевать, так это на то, что каждый случай с участием наших хулиганов раздувают в целое событие. Если драку устроили фанаты «Дерби» или «Болтона», почему бы так и не сказать? Зачем в сотый раз твердить старую сказку про злой страшный «Милуолл», когда в других клубах те же проблемы?

Л.: Да правда нам все равно. Многим фанатам «Лидса» вообще на все плевать — вот это действительно плохо. Это до добра не доведет.

Ч.: Я вообще по этому поводу не загоняюсь. Зачем оно мне?

К.: Честно говоря, меня это все волнует, но только в определенном смысле. Порой хочется болеть за какой-нибудь другой клуб, чтоб на выезды ездить спокойно. Бывают проблемы в быту оттого, что нас не любят и считают хулиганами. Мы когда в поезд залазим, у остальных пассажиров на лбах написано, как мы им противны. Приятного мало. Но как бы меня ни ненавидели, «Кардифф» я любить меньше не стану. Ни на граммулечку.

А друг к другу вы как относитесь?

Л.: Есть вражда между «Лидсом» и «Челси». Все началось в 1967 году, когда на «Вилла Парк» в матче Кубка не засчитали гол. Так что наша неприязнь — только из-за истории. А вот к «Кардиффу» мы сравнительно нормально относимся, но Ридсдейла им все-таки всучили.

К.: Да уж, спасибочки!

Л.: А откуда ты знаешь, вдруг он вас в Лигу Чемпионов вытащит?

К.: Этот-то вытащит… Он, конечно, много чего может натворить, только вот хороших дел за ним маловато водится.

М.: Я равнодушен к «Челси». Они мне особо ничем не насолили.

Ч.: Да, у нас с «Лидсом» были напряженные отношения, но сейчас они двумя лигами ниже, так что все идет на спад. Самым отвратительным клубом для нас был «Тоттенхэм», но в последнее время «Ливерпуль» его переплюнул.

Л.: Все из-за Лиги Чемпионов.

К.: А «Фулхэм» как же?

Ч.: Кто-кто? Да ну, это несерьезно просто.

Л.: Вы их младшими братьями считаете?

Ч.: Мы их никем не считаем. Вообще в расчет не берем.

Л.: А «Милуолл»?

Ч.: В восьмидесятые — да, там все жестко было. А сейчас не то уже.

К.: Наши главные враги — ясное дело, «Суонси» и «Бристоль Сити», но мы и еще кое-кого не любим. «Бернли», к примеру.

Как думаете, почему именно вас особенно не любят?

М.: Наверное, потому что сейчас всякие гопники из пригородов Лондона приезжают на наши матчи. Вместо того, чтобы болтаться по улицам и бить друг другу морды, они бьют морды на футболе. Это нехорошо.

Ч.: Нас это в общем-то не беспокоит.

Л.: Ага, потому что вы с этим все равно ничего сделать не можете.

Ч.: Может, и так. Но нас ведь не из-за хулиганов не любят, а за то, что мы выигрываем!

Л.: И из-за менеджера вашего.

К.: Я вот не понимаю, почему «Челси» не любят. По-моему, они для этого маловато выиграли. Пару чемпионатов и Кубков, но до Лиги Чемпионов-то пока не добрались.

Ч.: Я знаю болельщиков «Ман Юнайтед», которые никак не привыкнут, что нейтральные фанаты болеют за них в матчах с нами. Боятся, что у них от этого весь настрой собьется.

М.: А что это за «нейтральные фанаты» такие? Я, например, чужой клуб согласен только за деньги смотреть. А болеть я буду за тех, кто подальше от нас. Если «Арсенал» играет с «Галатасараем», то за «Галатасарай». Когда я слышу, как какой-нибудь Алан Мюррей говорит: «Все лондонцы болеют за “Арсенал” в еврокубках», я думаю: «Это какие еще все?». Я такого ни одного не знаю. Никто не хочет, чтоб его соседи выигрывали.

Л.: Точно. Если Ланкашир впервые за семьдесят четыре года выиграет Чемпионат Графств по крикету, мы в Йоркшире знаешь, как расстроимся? Лучше бы они еще столько же не выигрывали.

К.: Ну, меня злит немного, что именно нас так не любят. Почему не «Ман Юнайтед», «Ливерпуль», «Суонси» или «Бристоль Сити»?

А может, это СМИ виноваты в том, что вас так воспринимают?

Л.: Тут дело в том, что некоторые клубы легко поносить. Журналист увидит какую-нибудь гадость и скажет: «Точно как в “Лидсе”». Вроде и не сказал ничего, а люди запомнят. Возможно, это еще со времен Дона Реви идет, уже тогда только ленивый не говорил, как грязно мы играем. Потом, когда дела пошли хуже, фанаты оказались крайними, а сейчас — руководство клуба. Короче, все, что относится к «Лидсу», кому-то не нравится или не нравилось.

М.: Мы когда в прошлом году играли с «Брайтоном», их фанаты кричали: «Чайки! Чайки!» (англ. — Seagulls! Seagulls!), а на следующий день в «Сан» написали, что фаны «Милуолла» кричали «Зиг Хайль!». Такую вот утку состряпали журналюги, чтоб облить нас грязью. Чего ж тут странного, что нас не любят?

Ч.: Вот нам приписывают, что мы высокомерные и все время ноем. Это из-за некоторых слов нашего менеджера, но он ведь не единственный, кто ноет. Просто когда Моуриньо так себя ведет, пресса это сразу подхватывает и настраивает народ против нас. А вообще менеджеры все такие.

Л.: А как насчет случаев, о которых СМИ не говорят? Тут недавно один шеф-повар, фанат «Лидса», пошел на футбол прямиком с работы. Естественно, все свои двенадцать ножей он нес с собой. Не знаю уж, как он пролез на стадион, но так с этими ножами всю игру и посмотрел. Никого не заколол и не зарезал, и нигде ни слова не написали об этом!

Сами видели что-то, что укрепляло бы неприятные впечатления о вашем клубе?

М.: На матче с «Саутендом» их фанов от нас отделяли всего лишь несколько стюардов, и те потом ушли. Само собой, наши фанаты полезли на их сектор и начали их валить. Я не говорю, что так и надо, я только говорю, что если б стюарды остались на месте, этого бы не случилось.

Л.: В прошлом году был случай: во время матча с «Ипсвичем» фаны «Лидса» выбежали на поле, и матч остановили. Вот сразу и сложное положение, а чтоб в него попасть, много не надо.

М.: Да иногда даже мелкие нелепицы попадают в газеты и в итоге сказываются на отношении к нам. Я однажды прочитал, что какой-то болельщик бросил на поле кусок пирога. Обязательно что ли об этом в газете писать?

К.: На матчах «Кардиффа» можно встретить таких людей, которых я бы вообще на футбол не пускал, и это печально. Они ведь своим поведением подводят не только «Кардифф», но и весь Уэльс. Им, право, стоило бы быть поумнее.

Ч.: Антисемитские кричалки на играх со Шпорами — это ужасно. Когда я говорю, что Абрамович тоже еврей, на меня смотрят, как на дурачка какого-то.

Что клубы делают для смены образа?

М.: Ну, клуб держит связь с жителями нашего района, пытается привлечь на стадион побольше народу, причем цвет кожи и религия тут не важны. Местным детям раздают билеты бесплатно. Так как в районе живет много неангличан, их немало и среди этих новых фанов.

Л.: У нас есть образовательные программы, с маленькими детьми занимаются чтением. Вот что клуб делает, но об этом не говорят и не пишут — не гламурно это.

К.: Сейчас каждый, кто ездит на выезды, обязан отмечаться в клубе. Таким образом отслеживают, кто именно ездит, и не пускают тех, в ком подозревают хулиганов.

Ч.: У нас много внимания уделялось кампании «Вышиби расизм из футбола», но я думаю, что всегда можно сделать еще что-нибудь. С другой стороны, нам бы очень помогло, если б Жозе Моуриньо хоть иногда вел себя более достойно. Но я опять же думаю, он точно не хуже Рафы Бенитеса.

Если вас не любят, кого же тогда любят?

Л.: Я-то откуда знаю? Я только за нашими слежу.

М.: «Арсенал».

Ч.: Лично я, уж извините, больше никого не люблю.

К.: Ха, мне «Мертир Тайдфил» нравится! Но ты ведь не об этом спрашивал?

У ваших клубов в последние годы были по-своему выдающиеся владельцы. О них что скажете?

К.: Выдающиеся? Может, ты имел в виду «жадные до славы»?

М.: Если честно, приход Тео Папитиса спас клуб, и мы тогда вышли в финал Кубка. А вот оставил он нас, мягко говоря, не самыми богатыми. Когда я занял пост в фан-клубе, я понял, что нам нужна стабильность, а не шумиха, как тем, кто хочет по-быстрому пару раз победить и попасть в газетные заголовки. Думаю, мы эту стабильность получили с приходом Стюарта Тилла. Он болельщик, и вместе с другими членами совета директоров думает, как бы помочь клубу, а не как бы настричь купонов. И тем не менее, это бизнес.

Л.: «Лидс» работает, как благотворительный фонд, помогает обогащаться бывшим игрокам и менеджерам.

К.: Я сегодня хотел прийти в повязке «Сэм Хаммам, вон!». При Хаммаме мы окольными путями таки-пролезли в Чемпионшип, и за это ему спасибо. Но уйдя, он оставил клуб в весьма сомнительном финансовом положении. Я один раз ехал с гостевого матча в одном с ним поезде. Когда я задал ему пару вопросов о том, как он управляет клубом, он вместо ответа начал меня запугивать. Ты, мол, больше никогда не попадешь на игру «Кардиффа». За такие штуки фанаты его не любили. А теперь у нас Ридсдейл. В жизни не поверю ни одному слову этого проныры.

Л.: Неудивительно. Но могло быть и хуже, достанься вам Кен Бэйтс.

Ч.: А я Кена Бэйтса очень уважаю.

Л.: Хочешь, чтоб он вернулся?

Ч.: А ты посмотри, что он сделал для «Челси». Прошел сквозь огонь, воду и медные трубы, чтобы обеспечить будущее клуба.

К.: А сколько денег он прихватил при уходе?

Ч.: Целый самосвал, но дальше-то что? Сколько было разговоров о том, что кто-то там мог купить клуб, но где же были все эти загадочные покупатели?

К.: По-моему, с Хаммамом то же самое: он подобрал клуб, который никому не был нужен.

Л.: Кен Бэйтс в качестве владельца «Лидса» — фигура более чем странная. Принято, чтобы владелец клуба жил в Йоркшире, а этот вообще в Англии не живет! Вопросов о Бэйтсе куда больше, чем ответов. Много говорят про оффшорные компании на Каймановых островах. Короче, что происходит под ковром, толком никто не знает. Отношения с фанатами тоже плохие.

Ч.: А ты бы кого хотел видеть владельцем?

Л.: Ну, может, Абрамовича.

М.: А вот в «Милуолле» все наоборот. Стюарт Тилл хочет, чтобы фанаты знали обо всем, что происходит, и на этом выстроил с ними хорошие отношения.

Л.: Нет, у нас команду любят, а руководство ненавидят.

Как, по-вашему, сложится этот сезон?

Л.: Вообще мы сейчас в трех очках от последнего места в Лиге Один, так что двигаться есть куда. Но порой кажется, что мы опять в Лиге Чемпионов. Настрой сумасшедший, и, кстати, надо бы отомстить кое-кому за прошлый сезон. Все это нас очень подстегивает, и я думаю, у нас есть все шансы как минимум на плэйофф.

К.: Даже не знаю. Мы два раза проиграли дома, зато дважды победили на выезде. Как тут что-то предскажешь? Если Робби Фаулер и Джимми Флойд Хасселбайнк сыграют так, как могут, возможно все. Но если они приехали доигрывать, как пока и кажется, то будем бороться за выживание.

М.: Мы плохо начали, но будем надеяться, это временные трудности. Я верю, что Вилли Донахи все еще изменит.

К.: Оу! Вон крыса побежала!

Л.: Точно. Пошел-ка я отсюда!

М.: Да? А была на ней футболка «Вест Хэма»?

Гм, у нас тут прям музей пыток… Скорее всего, вам показалось. А «Челси» что скажет?

Ч.: Мы должны победить во всех турнирах, но думаю, как всегда, не победим.

К.: Максимум, что вы получите — Кубок.

Ч.: Самое главное для нас — Лига Чемпионов.

Л.: Ну да, пока «Ливерпуль» вас не выбьет.

Ч.: Не думаю, что выбьет. Хотя, если честно, я бы выбрал победу в чемпионате, а не Лигу. Да пусть просто «Ливерпуль» ничего не выиграет — и то я буду доволен.

Ноябрь 2007 года.

Оригинал.

Подписываемся!