Петрарка и вратарь
Юрий Дудь сходил на матч чемпионата Италии по хоккею и с удивлением узнал, что Серия А – это не только «Ювентус», «Чезена» и Гаттузо. Репортаж и фото с неведомого зрелища – в блоге «Заводной апельсин».
Джузеппе застегивает на подбородке каску и, распевая какой-то национальный попс, шлепает на рабочее место. Целых три периода он будет свисать с борта, фотографировать хоккейный матч и уворачиваться от шальной шайбы. В России прилипающие к площадке фотографы не пользуются особенными головными уборами. В стране, где не счесть причин быть живым и здоровым, Джузеппе не выходит на службу без шлема.
Сегодня его объектив направлен на игроков «Фасса» и «Азиаго» – славных команд, столкнувшихся в четвертьфинале чемпионата Италии. Матч гремит в Канацеи – небольшом, но очень известном городишке на границе с Австрией. Каждую зиму сюда валят толпы туристов, потому что более разнообразных трасс не найти ни на одном другом европейском шпиле. Здесь же, наткнувшись на развешенные по всем гостиницам и общепитам афиши, многие иностранцы узнают: мужчины, достаточно отважные, чтобы играть в хоккей, есть и в Италии.
Хоккейная Серия А – это 9 команд из маленьких и по большей части безвестных городков, замороженных в той части страны, где на немецком говорят так же хорошо, как на итальянском, а яблочный штрудель на десерт подают чаще тирамису. По итогам регулярного чемпионата клубы из Понтеббы, Ренноны и прочих Аллеге выплевывают девятого участника и закрываются в плей-офф. «Фассе» там приходится тяжело: в первом же раунде она натыкаются на действующего обладателя скудетто и пока горит в серии 1:2.
Альпийский хоккей дают в соответствующих декорациях: дворец спорта Канацеи построен в стиле шале – по сути, обычный горный домик, только вытянутый и с трибунами на три тысячи человек. Сегодня они заполнены ровно наполовину. Аудитория – немного туристов, много местных старичков, ну и ультрас, конечно. Полсотни юношей, взяв с собой барабан, бело-голубые флаги и несколько девушек, поют и скачут. Два десятка выездюков из Азиаго, разворачивают оранжевый баннер со львом, гонят своих вперед толерантным: «Forza, ragazzi!», но на большее не способны: долгая дорога (три часа на автобусе) их сильно утомила. За порядком во дворце следят ровно четыре подтянутых карабинера, да и те периодически поворачиваются ко льду задом, чтобы по достоинству оценить зад снующих мимо буфетчиц.
Бывший нападающий «Крыльев Советов» и «Спартака» Дмитрий Гоголев, два года отыгравший за итальянский «Мерано», консультирует меня по телефону:
– Тиффози там классные. Когда мы стали чемпионами, был очень трогательный момент. Руководство устроило акцию: мы всей командой выкатили на лед, и туда же пустили болельщиков. И целых два часа они брали у нас автографы. Потом всех рассадили по трибунам и устроили аукцион. Хоккеист выезжал на лед, ездил по кругу, а зрители – то ли табличками, то ли микрофоном, я уже не помню, – сообщали, сколько денег дают за его футболку. Это было так прикольно. И приятно – мою футболку продали дороже всех.
У буфета, куда вся трибуна перетекает в перерывах, установлен монумент бывшему президенту «Фассы». Его сын Матео отхлебывает из пластикового стакана глинтвейн и на блестящем английском рассказывает, сколько сейчас стоит итальянский хоккей:
– Бюджет команды вроде нас – это 400 000 евро в год. Откуда берутся деньги? Спонсоры – вон их сколько, – кивает он на залепленную десятком брендов растяжку. – И болельщики.
Мне приятно: потратив за входной билеты 14 евро, я отбил что-то около 0,0035 процента годовых затрат «Фассы». Кстати, в кассах многих клубов КХЛ – в том числе из мегаполисов – можно оплачивать билеты визавским пластиком?
– «Азиаго» гораздо более дорогая команда, чем мы, – продолжает Матео. – Они играют благодаря мастерству, зато мы благодаря своему сердцу, – последней фразой он почти цитирует цюрихскую речь Виталия Мутко.
Эквадорский футболист казанского «Рубина» Кристиан Нобоа, признавшийся в интервью PROспорт, что ходит на «Ак Барс» только ради драк, на чемпионате Италии явно бы заскучал. За час игры всего полторы потасовки. Зато веселит здоровяк из гостевой команды, одевший поверх темно-синей формы оранжевую спецовку – гости из солнечной Азии метут московские улицы почти в таких же.
– Это как в велоспорте, – объясняет Матео. – У нас есть правило, что лучший бомбардир команды может одевать футболку другого цвета. А может и не одевать. Вот наш сегодня скромничает.
Помимо итальянцев, по площадке кружит свора игроков из Канады, США, Финляндии и Чехии. Тренеры тоже неместные: «Фассу» тренирует чех, «Азиаго» – американец. Одна из главных звезд гостевой команды и всей Серии А – Майкл Хенрик – в 1998 году был выбран 13 номером драфта НХЛ и, как убеждает Википедия, стал первым хоккеистом еврейского происхождения, прорвавшимся в первый драфтовый раунд. В НХЛ с тех пор он так и не появлялся – играл в низших американских лигах да в Европе.
– Как ваши друзья реагировали, когда вы говорили, что переезжаете в Италию? – спрашиваю одну из звезд «Фассы», 30-летнего вратаря Франка Дойла.
– Удивлялись, конечно, но без шока. Канадские хоккеисты, как футболисты в Бразилии, играют по всему миру. Я слышал о тех, кто уезжал в Японию и Китай – вот это действительно экзотика. А Италия – это классно. Хороший уровень хоккея. Милые городки, где тебя все знают и уважают. Ну и просто места красивые. Если б не хоккей, может, я бы так никогда и не увидел Венецию…
– На лыжах, наверное, катаетесь с утра до вечера.
– Не-е-ет. На горе можно получить травму.
– Конечно, мы катались! – Дмитрий Гоголев за активный отдых. – В контрактах было написано, что нельзя – в случае травмы, полученной на склоне, клуб не оплачивает лечение. Но мы втихую...
Тренер «Фассы» Мирослав Фричер почти десять лет забивал за «Торонто», «Детройт» и «Эдмонтон», а заканчивать карьеру приехал в Италию. Закончив, остался.
– О чем мечтают ваши хоккеисты? Попасть в НХЛ?
– Думаю, парни реально смотрят на вещи. Многие уже в солидном возрасте, и об этой лиге думать поздно. Так что мечтают об этой лиге только самые-самые маленькие.
– Тогда, может, в чемпионате Италии есть хоть один игрок, который мог бы оказаться в КХЛ?
– О, думаю, нет. КХЛ – это слишком высокий уровень для них.
Средняя зарплата хоккеистов, играющих в этих краях, не превышает пару тысяч евро в месяц. Легионеры гнут спину только на льду, большинству итальянцев приходится совмещать хоккей со второй работой.
– Я заключал контракт на восемь месяцев, и каждый из них платили по 6 тысяч долларов. Это было очень солидно – раза в три больше, чем в России тех времен, – Дмитрий Гоголев снова на связи. – Легионеры, понятно, жили за счет хоккея. Среди итальянцев большинство работало где-то еще. Из того, кого помню, был парень, торговавший в телефонном магазине. Он нам всегда помогал с симками, тарифами и прочими полезными делами.
«Фасса» ведет в счете почти всю игру, но за две последние минуты получает две шайбы и проигрывает. «Азиаго» братается со своим фаньем, игроки «Фассы» аплодируют трибунам и проваливаются в раздевалку.
– Первое, что меня удивило в Италии, – простота, – Дмитрий Гоголев завершает рассказ. – Сыграли игру – берем жен и всей командой в пиццерию. Там уже сидит владелец клуба, который подсаживается к каждому игроку и болтает. В России мы вроде привыкли: вот президент, вот главный тренер, с ними всегда дистанция. В Италии – в разы проще…
Выбравшись из дворца-шале, я кутаю щеки в шарф и предвкушаю трехкилометровую прогулку к отелю по морозу в 15 градусов. У выезда со стадиона на поднятую руку, тарахтя и подпрыгивая, останавливается первая же машина – старый-престарый «Фиат».
– Был сегодня на игре? – заводя мотор, спрашивает молодой водитель.
– Ага. И ты?
– Я в нем играл. Ну как играл… Сидел на скамейке. Этот тренер меня не любит, – запасной игрок вздыхает. – Где тебя высадить?
– В той части города, куда ты сам едешь.
– Мне вообще-то в другой город – тот, который в противоположной стороне.
– Так зачем ты меня подобрал?
– На таком морозе болельщиков не бросают. Приходи на следующий матч. Аривидерчи.
Фото – Игорь Бонев
Этот и куда более интересные тексты можно прочитать в текущем номере журнала PROспорт:

Забавно в общем. А Гоголев, сдается мне, и в Ак барсе играл ...
Душевный у них хоккей, домашний такой:)