Записки селекционера (продолжение). Вот вам, мамаша, деньги за вашего мальчика
Вернусь к цифрам. За 2015-2017 годы селекционная служба Академии ФК «Краснодар» привезла в интернат более 120 юных футболистов, в среднем по 40 человек в год. При средней численности игроков в интернате Академии в 200-220 воспитанников, ежегодное обновление составляло 20% и более.
Раздуваться от гордости селекционеры могут, но не будут. Эти цифры на самом деле говорят не только о дефиците хороших игроков в Академии, но и о том, что селекционная служба просто не может вести нормальную целенаправленную работу по поиску действительно ярких, самобытных юных футболистов, потому что есть огромный перекос в селекции по возрастам. Каждую осень, планируя на следующий год набор 12-летних футболистов, сталкиваемся с одной и той же бедой- отвратительной работой базовой школы. Именно базовая школа должна готовить почти полный набор в интернат, селекционных игроков должно быть не более 15 %, но по факту (мы говорим о первом составе, группе в 20-22 человека) ребят из России приходит не менее 60 %. Это значит, что селекционная служба большую часть времени тратит именно на поиск 12- летних детей. Например, в 2017 году селекционеры Академии просматривали игроков на 58-ми турнирах. Цифра немалая, но больше половины - это были турниры с участием кандидатов на первый набор. Зачастую просто не хватало времени и сил, чтобы выезжать на турниры других возрастов. К тому же руководство Академии, постоянно передергивая тренеров по возрастам, "не забывало" и селекционную службу: в 2017 году забрали двух ведущих селекционеров, переведя их на другие должности, ослабив отдел не только количественно, но и качественно.
Хороший результат, что завели в интернат Академии 25 игроков 2005 года рождения, из которых 70% игроки первого состава, что уже сейчас, за полгода до зачисления, сформировали практически костяк основы команды 2006 года рождения, тоже провального года в базовой школе. Однако максимально не сработали по другим возрастам, просто не успели. Тем более, что занятые интригами руководители тренерского штаба Академии, бросили силы на борьбу с неугодными людьми в селекции, добились своего, в феврале 2018 года разгромили отдел, наплевав на результат селекции. То, что за это время не смогли привлечь нескольких ярких ребят более старших возрастов – факт, потому что эти ребята, мы уже знаем, оказались в ЦСКА, «Зените», «Чертаново», «Спартаке». Могли бы они прийти в «Краснодар»? И да, и нет.
Это во многом и вопрос конкуренции ведущих футбольных академий России. Конкуренция очень серьезная, у каждой школы свои козыри, свои методы работы.
Что может помочь Академии ФК «Краснодар» в этой борьбе за привлечение талантов? В первую очередь, самые лучшие в России условия. Это уже известно всем, поэтому ежедневно приходят письма, раздаются звонки почти со всех регионов России. Поэтому на «День открытых дверей», который проходит четыре раза в год, приезжают сотни детей. Желание одно: попасть в Академию «Краснодара». Но очень редко бывает, что из этих сотен желающих, приезжающих на однодневный (всего полтора часа) просмотр, отбираются действительно талантливые дети. Так, в 2017 году из почти 1100 (одна тысяча сто) человек с «Дня открытых дверей», зачислено в интернат Академии 3(три) человека.
Однако такие массовые мероприятия нельзя назвать селекционной работой. Селекционный отдел за этот же год привлек в интернат Академии 41 человека, из них 34 были отмечены непосредственно на турнирах, а 7 просмотрены и отобраны по рекомендациям. Но, как я уже говорил, большее количество времени селекционеры затратили на поиск талантливых детей 2005 года рождения, потому что надо было просто спасать набор в интернат, а вот на детей других возрастов не хватило времени и сил:зачислено 25 детей 2005 года рождения и 16 - 2000-2004 годов рождения. Это цифры 2017 года, близкие к ним показатели были и в 2016, и в 2015 годах.
Однако только одними условиями талантливых ребят заманить сложно. По каждому яркому мальчику, пришедшему в интернат Академии «Краснодара», проделана большая работа и, что самое главное, выдержана огромная конкуренция с другими ведущими футбольными школами страны. Конечно, в ряде случаев удалось сыграть на опережение, первым увидеть в глубинке талантливого игрока. Так появились в «Краснодаре» ребята, например, из Читы, Бийска, Энгельса, Бердска, Астрахани, Батайска, Алушты, Ессентуков и других не самых футбольных городов России. Но часто по одному и тому же ребенку одновременно ведут работу селекционеры разных клубов, и тут уж кто окажется проворнее, красноречивее, удачливее в разговорах с тренерами, родителями и самими детьми!
Конечно, за такие знаменитые клубы как «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» во многом работает само имя клуба, его история, популярность. Если папа всю жизнь болеет за «Спартак», то трудно убедить его отдать ребенка в другой клуб. Также очень важен территориальный аспект. Так, традиционно дети из центральных регионов России ориентированы на карьеру в столице, из северо-западных областей смотрят в сторону Санкт-Петербурга, из областей Поволжья и Приволжья едут в Казань или Тольятти. Но не только имя помогает ведущим клубам страны привлекать самых ярких и талантливых ребят, но и наличие в штате квалифицированных специалистов, грамотно поставленная селекционная работа, материальные возможности.
Некоторые клубы держат в разных регионах России штатных селекционеров.
Другие привлекают внештатных, но оплачивают им за результат, за каждого привлеченного по их информации юного футболиста.
Также вознаграждается работа первого тренера талантливого ребенка.
Часто выплачиваются договоренные суммы и родителям. А как ты не заинтересуешь их, если за дверью стоят селекционеры из других клубов! Цифрами в сто-двести тысяч рублей здесь никого не удивишь.
Почти во всех ведущих клубах обязательно оплачивается приезд ребенка (и одного из родителей) на просмотр.
Это далеко не полный перечень работы «купцов».
Не будем говорить, какие клубы пользуются этими разнообразными и законными методами и средствами, скажем только, что в Академии ФК «Краснодар» этого нет. Нет и все! Такая практика утверждена руководством клуба, поэтому селекционная служба работает, исходя из этих реалий. Есть только одна материальная компенсация: выплаты за игрока производятся согласно Регламента РФС клубу, где начинал подготовку юный футболист, причем только после того, как ФК «Краснодар» заключит с этим игроком полноценный трудовой договор, то есть годам к 17-18.
А так, в отличие от других ведущих клубов страны, в «Краснодаре» селекционеров в регионах нет, за информацию о талантливых детях не платят, родителей и тренеров на местах не вознаграждают, проезд на просмотр не оплачивают – как тогда найти игрока, заинтересовать его, привезти на просмотр, найти контакт с тренером, уговорить родителей?
Да, великолепные картинки на сайте, заманчивые рассказы о суперусловиях Академии привлекают много желающих, как и любая реклама. Но мы говорим о селекции, не о наборе, а об отборе действительно ярких, талантливых будущих футболистов.
«День открытых дверей» - больше рекламное, политическое мероприятие, чем реальная возможность отобрать детей. Причем и отношение к нему среди руководства и персонала Академии соответствующее: все понимают, что за полтора часа просмотра среди 150-ти детей одного возраста, гораздо проще не увидеть, чем увидеть действительно стоящего мальчика. Отсюда и скудные результаты. 3 человека отобраны из более чем 1000 в 2017 году, причем не все из них смогли закрепиться дальше, уже отчислены…
Вот мы и подошли к практике работы селекционного отдела Академии ФК «Краснодар». Конечно, похожие методы используют и другие футбольные школы, велосипед здесь изобрести сложно, но все же поделюсь нашим опытом работы.
Первое-это посещение и просмотр максимального количества турниров. Как я уже выше говорил, в 2017 году селекционеры Академии просмотрели детей на 58-ми турнирах. Выезду на турнир предшествует подготовительная работа: сбор информации об уровне соревнования, составе участников, регламенте, возможности увидеть ранее отмеченных игроков, знакомых тренеров, от которых можно получить дополнительные сведения и т.д. Сам по себе поиск турниров-важнейшее дело. Мы старались выбирать турниры не только по статусу, например, финальная часть Первенства России среди спортивных школ, куда съезжаются все лучшие, но и по возможности первыми увидеть самородков из глубинки. Поэтому выезжали на состязания регионального, даже областного масштаба в достаточно далекие от Краснодара области: за три года побывали почти во всех уголках Сибири, Урала, Поволжья и других регионов. Очень результативными бывают выезды в то время, когда селекционеры других клубов еще сидят за праздничным столом – 2-3 января в Екатеринбург, Барнаул, Красноярск. Приятно, что именно с этих турниров в Академии появились игроки, дошедшие сегодня до уровня сборной России по своему возрасту, молодежного состава ФК «Краснодар», команды второго дивизиона «Краснодар-2».
Именно на турнирах начинается первое знакомство с родителями тех детей, которых мы отмечаем и хотим пригласить на просмотр. Быстрая реакция, умение завязать разговор, найти с родителями нужный тон в общении –все это требуется от селекционера. Родители часто сопровождают детей на соревнованиях, особенно детей младших возрастов, а если вдруг родителей понравившегося игрока нет, то можно их координаты получить через пап и мам партнеров этого мальчика.
Также на турнирах мы стараемся наладить контакт с тренерами всех команд-участниц, в первую очередь с теми, у кого играют отмеченные юные футболисты. Это, пожалуй, самый сложный момент коммуникации, потому что не все тренеры, мягко говоря, приветствуют интерес селекционеров к их игроку. Но об этих взаимоотношениях в другом разделе записок.
Вся эта информация отражается в отчете о турнире, где есть обязательные к заполнению пункты: общался с тренерами (ф.и.о., команда, телефон); общался с родителями (ф.и.о.,контакты).
Отчет о турнире-это важнейший инструмент селекционной работы. Здесь есть информация о результатах турнира, лучших игроках, отмеченных игроках, тренерах, родителях. Обязательно копии протоколов всех игр, по возможности, заявочных листов команд-участниц. После каждого турнира эти отчеты заносятся в специальную программу, анализируются. Тех игроков, которых по итогам турнира не удалось вызвать на просмотр, заносят в специальный раздел «отмеченные игроки», и в дальнейшем они не выпадают из поля зрения селекционной службы.
Далее, это постоянный сбор информации от тренеров в регионах, с кем установились нормальные дружеские отношения. Сведения, полученные от них, проверяются и перепроверяются, и когда приходит понимание, что информация действительно ценная, ищутся возможности просмотра, посещения, знакомства с игроком. Здесь все зависит от коммуникабельности селекционера, его умения наладить и поддерживать контакт и дружеские отношения на протяжении долгого времени.
Если удается вызвать понравившегося на турнире игрока на просмотр, как говорится, по горячим следам, то это большая удача, потому что параллельно вокруг него, его родителей, тренера команды словно коршуны кружат селекционеры других команд. Часто бывает, что родители честно говорят: мы сначала поедем в «Спартак», ЦСКА, «Чертаново» и далее, далее, далее, а потом к вам. Бывает, наоборот, приезжают, а потом, мы узнаем, направляются в другие команды.
Очень часто решить вопрос с просмотром не удается, то у родителей, то у тренера находятся причины не приезжать: «возможно позже, заняты в соревнованиях, мальчик приболел и т.д». Поэтому мы старались придумать какие-то новые пути привлечения.
Одним из них, очень даже себя оправдавшим, стала организация турниров (или серии товарищеских матчей) на базе Академии, куда мы приглашали всю команду, в которой играет один или несколько ярких ребят. Аргументы, с помощью которых мы смогли убедить руководство Академии в необходимости таких турниров, следующие:
- просмотр команд, в которых играют потенциальные кандидаты в интернат Академии;
- игровая практика минимум для двух команд Академии или базовой школы;
- возможность показать детям и их родителям все условия нашей Академии и так далее.
Так за два года мы провели восемь таких турниров и серий товарищеских матчей. Участвовали команды из Калининграда, Воронежа, Белгорода, Калуги, Бердска, Таганрога, Батайска, Симферополя. По итогам этих турниров больше 10 ярких ребят пополнили ряды воспитанников интерната Академии ФК «Краснодар», еще не менее 5-6 игроков 2006 года рождения находятся в стадии отбора. Все хлопоты по организации турниров тащила на себе селекционная служба, но и очень профессионально работали все службы Академии, предоставляя по необходимости и проживание, питание, транспорт. Важным было то, что вместе с детьми приезжали и родители (мы договаривались об аренде для них квартир в прилегающем микрорайоне). Они воочию увидели прекрасные условия для спортивного совершенствования, учебы, проживания, питания, досуга. Сотрудникам селекционной службы пришлось освоить и профессию экскурсовода, для того, чтобы и дети, и родители получили полную информацию о нашей Академии. Водили детей и родителей по территории Академии, показывали прекрасно оборудованную школу, «пятизвездочные коттеджи», манежи, футбольные поля, медицинский центр, бассейн- всю инфраструктуру.
Другой полезной практикой стало включение отмеченных селекционерами ребят в состав одной из команд Академии, выезжающей на какой-нибудь турнир. Приглашение мальчику из провинции поиграть за «Краснодар», познакомиться с игроками, попробовать свои силы в реальной конкуренции – очень хороший стимул. И большинство детей и их родителей с удовольствием откликались на такие вызовы.
Еще один действенный инструмент и качественного просмотра, и привлечения мальчика в Академию «Краснодара» - формирование команды для участия в турнире только из селекционных ребят. Это актуально для первичного набора в интернат, то есть для 12-летних детей. Так было в 2017 году с игроками 2005 года рождения, так уже дважды в этом сезоне комплектовалась команда приглашенных ребят 2006 года рождения.
Конечно, это не все, что мы использовали в селекционной работе, в конкурентной борьбе за каждого талантливого мальчика. Но то, что конкуренцию с ведущими футбольными школами удается держать-факт. Факт, потому что состав воспитанников Академии ФК «Краснодар» пополняют дети из «вотчин» московских клубов: Москвы, Московской области, Воронежа. Белгорода, Орла, Тулы, Калуги; «Зенита»: Калининграда, Иваново, Ярославля, Кирова, а также из Сибири, Урала, Дальнего Востока.
Селекционер любой детской Академии, даже самой ведущей, знает, что такое конкуренция, как тяжело привезти в интернат талантливого юного футболиста. Уверен, каждый селекционер готов отдать свои деньги тренеру, родителям только для того, чтобы будущая звездочка приехала именно в его школу. Если бы, конечно, они у него были… И как оскорбительно будет слышать селекционеру, если кто-то обвинит его в том, что он за взятку может пристроить ребенка в Академию или футбольную школу. «В футбол по блату не играют» - все знают эту футбольную истину. Но природа человеческой подлости не знает границ. Поэтому ради личной корысти и выгоды подлецы распускают слухи, строят интриги. Поразительно, что люди чаще готовы поверить именно в подлость и низость, нежели в честность и благородство. И верят, причем верят вроде бы умные люди, руководители высокого уровня. А негодяи, выставившие их легковерными идиотами, потирают руки.
В следующих «Записках селекционера» мы продолжим разговор о практике работы селекционной службы, об организационных моментах, о взаимодействии и взаимоотношениях селекционеров со всеми участниками футбольного процесса.