2 мин.

Томь, 12 000 зрителей, 5 миллионов долларов и многострадальный хоккейный маркетинг

 Занятное интервью дал один из руководителей футбольного клуба "Томь" (Томск) Юрий Степанов. Для тех, кто не знает, "Томь" это что-то вроде футбольной "Лады", только с протянутой к премьер-министру рукой томичи ходят успешнее. Бюджет "Томи" - 600 млн рублей (20 млн долларов). Такие деньги нужны, чтобы в Росгосужасе бороться в лучшем случае за 10-ку, в худшем - не вылететь (как Нальчик с 12 млн выносит многих я не знаю). 

Так вот, Степанов сетует, что самим зарабатывать получается мало, вот и приходится надеяться на спонсоров. На билетах и абиках клуб заработал 100 млн рублей в год (4 млн баксов), на атрибутике - 30 млн (лям грина). 

Была объявлена средняя посещаемость домашней арены "Томи": 12 200 человек. У замечательного автора Павла Катрича немного другая цифра - 11 920. Да не суть. Упоминалась также минимальная стоимость билета - 200 рублей. 200 рублей - это нормальная цена для похода на хоккей для любого города в КХЛ, к слову. 

От себя добавлю, что абик на "Томь" идет от двух тыщ (одна тыща для студентов). И Томск - странный сибирский город, увлеченный футболом, а не хоккеем или бенди, принимает только 15 домашних матчей в чемпионате, и еще парочку в Кубке, если повезет. 

Казалось бы, причем тут хоккей и КХЛ? А притом. Если унылая провинциальная команда ногомячистов за 17 домашних матчей на билетах и атрибутике может собрать 5 млн долларов, то аналогичная по посещаемости хоккейная - почти в два раза больше, так как в КХЛ домашних игр 27-28 в одной только регулярке. А 10 млн долларов - это уже бюджет команды типа "Витязя" или "Автомобилиста". А если еще потрудиться над другими видами концессий на арене, если не отбрасывать традиционный для России "спонсорский" бюджет (но не соц. ответственность бизнеса, а реальные медийные возможности), то сумма может легко возрасти до бюджета рижского "Динамо". А как выступают рижане - дай бог каждому.

И тут мы плавно подходим к тому, с чего я собственно и затеял этот пост. Все вышеперечисленное достижимо за счет того, что в среднем на "Томь" ходят 12 000 человек. Вот теперь-то понятно зачем строить большие хоккейные арены? А также понятно почему тот, кто решил построить 8-тысячник в Уфе должен убить себя об стену, а те, кто в Тольятти хотят строить 6-тысячник и при этом заикается о КХЛ-перспективах, желая повторить уфимские ошибки, должен, мягко говоря, поумнеть. 

Предлагаю всем этим людям просто выкинуть из лексикона фразу: "А зачем строить большие арены? У нас в городе на 7000 - в самый раз. Больше и народу не ходит". Народ надо привлекать. Мировая история знает как это делать. Просто надо работать, а не тупить, ориентируясь на нынешнюю посещаемость. Иначе светлого будущего и "перехода на новый уровень" не будет никогда. Я не раз это говорил и готов повторять бесконечно: развитие любого хоккейного клуба как предприятия напрямую зависит от того, сколько зрителей посещает его матчи. А этот фактор зависит от величины дворца.  

У меня все.