Томь, 12 000 зрителей, 5 миллионов долларов и многострадальный хоккейный маркетинг
Занятное интервью дал один из руководителей футбольного клуба "Томь" (Томск) Юрий Степанов. Для тех, кто не знает, "Томь" это что-то вроде футбольной "Лады", только с протянутой к премьер-министру рукой томичи ходят успешнее. Бюджет "Томи" - 600 млн рублей (20 млн долларов). Такие деньги нужны, чтобы в Росгосужасе бороться в лучшем случае за 10-ку, в худшем - не вылететь (как Нальчик с 12 млн выносит многих я не знаю).
Так вот, Степанов сетует, что самим зарабатывать получается мало, вот и приходится надеяться на спонсоров. На билетах и абиках клуб заработал 100 млн рублей в год (4 млн баксов), на атрибутике - 30 млн (лям грина).
Была объявлена средняя посещаемость домашней арены "Томи": 12 200 человек. У замечательного автора Павла Катрича немного другая цифра - 11 920. Да не суть. Упоминалась также минимальная стоимость билета - 200 рублей. 200 рублей - это нормальная цена для похода на хоккей для любого города в КХЛ, к слову.
От себя добавлю, что абик на "Томь" идет от двух тыщ (одна тыща для студентов). И Томск - странный сибирский город, увлеченный футболом, а не хоккеем или бенди, принимает только 15 домашних матчей в чемпионате, и еще парочку в Кубке, если повезет.
Казалось бы, причем тут хоккей и КХЛ? А притом. Если унылая провинциальная команда ногомячистов за 17 домашних матчей на билетах и атрибутике может собрать 5 млн долларов, то аналогичная по посещаемости хоккейная - почти в два раза больше, так как в КХЛ домашних игр 27-28 в одной только регулярке. А 10 млн долларов - это уже бюджет команды типа "Витязя" или "Автомобилиста". А если еще потрудиться над другими видами концессий на арене, если не отбрасывать традиционный для России "спонсорский" бюджет (но не соц. ответственность бизнеса, а реальные медийные возможности), то сумма может легко возрасти до бюджета рижского "Динамо". А как выступают рижане - дай бог каждому.
И тут мы плавно подходим к тому, с чего я собственно и затеял этот пост. Все вышеперечисленное достижимо за счет того, что в среднем на "Томь" ходят 12 000 человек. Вот теперь-то понятно зачем строить большие хоккейные арены? А также понятно почему тот, кто решил построить 8-тысячник в Уфе должен убить себя об стену, а те, кто в Тольятти хотят строить 6-тысячник и при этом заикается о КХЛ-перспективах, желая повторить уфимские ошибки, должен, мягко говоря, поумнеть.
Предлагаю всем этим людям просто выкинуть из лексикона фразу: "А зачем строить большие арены? У нас в городе на 7000 - в самый раз. Больше и народу не ходит". Народ надо привлекать. Мировая история знает как это делать. Просто надо работать, а не тупить, ориентируясь на нынешнюю посещаемость. Иначе светлого будущего и "перехода на новый уровень" не будет никогда. Я не раз это говорил и готов повторять бесконечно: развитие любого хоккейного клуба как предприятия напрямую зависит от того, сколько зрителей посещает его матчи. А этот фактор зависит от величины дворца.
У меня все.
Абонементы стоят от 2000 до 7000, не считая ложи. Значит, билеты, по логике, будут стоить примерно от 200 до 700 рублей.
Всё равно, это вполне нормальные цены для России, жаль что, например, Салават с его посещаемостью устраивает коммунизм, продавая билеты по 80 рублей. Зато барыги просто счастливы, прибыль от перепродажи таких билетов за 500% зашкаливает. Сам видел.
Дело за малым - построить всем дворцы по 12000+ зрителей и нанять грамотных манагеров, которые смогут обеспечить хорошую посещаемость. Ну и пиво разрешить продавать во всех дворцах)
Да многие за одну пятницу больше могут прогулять! И далеко не только в Москве. И далеко не самые богатые люди.
А то местами смешно, чесслово. В Уфе не слишком далеко от арены есть такой кинотеатр «Родина». Обычный такой советский кинотеатр, только с ремонтом. Я там дождь пережидал как-то. Так вот билет на дневной сеанс стоил 160 рублей. 160 рублей за то, чтобы попялиться в экран. Днём. А чтобы посмотреть вживую на игру Радулова, нужно отдать вдвое меньше.
===================
При хорошей работе менеджеров, клубу не обязательно, чтобы конкретный болельщик ходил на все матчи сезона. Просто необходимо умело расширять число болельщиков и пусть каждый из них посетит хоккей всего 5, 3, 1 раз за сезон, но за счет общей массовости, дворец все равно будет заполнятся. В миллионных городах такая задача совсем не кажется невыполнимой. А на три игры за сезон и по 1000 рублей не жалко.
Спасибо. Если пойти от противного, и посчитать среднюю стоимость при выручке 100 млн., получим
100 000 000 / (15*12 000)=555 рублей. То есть в среднем такова должна быть цена билета на матч Томи.
> Все вышеперечисленное достижимо за счет того, что в среднем на «Томь» ходят 12 000 человек. Вот теперь-то понятно зачем строить большие хоккейные арены?
Тут, кажется, Вы упустили один момент - именно потому, что хоккейная команда проводит вдвое больше матчей, её болельщику за сезон надо выложить вдвое большую сумму по сравнению с болельщиком футбольной команды. При одинаковой цене билетов. И из того, что футбольные болельщики готовы платить Х рублей за сезон, не следует автоматом, что хоккейные болельщики заплатят 2Х с той же готовностью. То есть либо другая целевая аудитория, побогаче, либо же - цены пониже, либо же - посещаемость хуже.
Про атрибутику тоже наверняка гонит господин Степанов. Чтобы заработать 1 лям баксов, каждый из 12 тыщ болельщиков должен на каждом матче (если считать, что их 17, хотя по факту их 15 всё же, какой там кубок) покупать что-то за 150 рублей. Что лично мне сомнительно.
Ещё неясен смысл степановского слова «заработали». Здесь уместно говорить о выручке, а не о прибыли. Полиграфические расходы на билеты/абики, на производство атрибутики, оплата работы кассиров и продавцов - всё это, что, не учитывается в заработках? Не исключаю, что с учётом всего этого клуб вообще в минус работает по атрибутике.
В общем, очевидно процветание двойной бухгалтерии в Томи. Но при этом наглости нищебродствовать под дверью премьера им всё равно хватает.
Судя по Минск-Арене, которая убыточна.
Не совсем понятны числа «от Степанова»
При средней стоимости билет 200 р., 12200 болельщиках на игре и 15 домашних матчах получается выручка от билетов 36,6 млн. рублей. Почти в 3 раза меньше, чем озвученные 100 млн. рублей.
Но вот так:
«100 000 000 / (15*12 000)=555 рублей. То есть в среднем такова должна быть цена билета на матч Томи.»
всё правильно, только можно уточнить формулировку: «555 человек в среднем должен приносить в кассу одно посещение стадиона болельщиком».
И если, допустим, мы прикинем, как это сделает человек, купивший абонемент - получим, что он должен купить абонемент за 8325 рублей. А поскольку человек «средний», условный, стало быть, абонементы должны быть частью дешевле, а частью дороже, чтобы дать в итоге среднее. А по факту оказывается, что «средний» абонемент дороже всех существующих абонементов. Уже как бы странно.