7 мин.

Записки селекционера (продолжение)

                                    

                                   «А бабочка крылышками бяк, бяк, бяк…»

 

  Почему же базовая школа ФК «Краснодар» работает только на массовость – 12000 детей в 28 филиалах Академии, а на выходе, точнее входе в интернат-плачевные результаты ( см. мой предыдущий блог от 23 марта)?  

 «Количество переходит в качество» - так упрощенно говорят, имея в виду один из законов диалектики, общий закон развития, закон «перехода количественных изменений в качественные». Любое изменение характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное увеличение не может продолжаться бесконечно. В какой-то момент оно обязательно приводит к качественному изменению, и тогда в этой точке перелома, критической точке происходит качественный скачок.

Здесь ключевое слово развитие. Однако развитие -  это не рост.  Рост-это увеличение, т.е. чисто количественное изменение. Развитие же означает не увеличение, а переход к качественно новой ступени, приобретению нового качества. Очень точно различие этих понятий показывает нам естественная наука биология. Гусеница растет, увеличивается в длине и толщине – это рост. Но приходит время, она превращается в куколку, а затем в бабочку. Вот это уже развитие, поскольку произошло качественное изменение-гусеница стала куколкой, а затем и красивой бабочкой.

 Это не ответ на вопрос о провальной работе базовой школы Академии «Краснодара», но ключ к этому ответу.  Колоссальные цифры численности детей, тренеров, манежей – это рост, рост и еще раз рост. Это здорово, но раздувающаяся гусеница становится огромной, неповоротливой, все никак не может превратиться в куколку, а уж когда из куколки выпорхнет бабочка, этот вопрос пока остается без ответа. Мы уже говорили, что развитие- это изменение, происходящее от одной ступени к другой в соответствии со своими собственными внутренними законами. Так может не работают в базовой школе эти внутренние законы, или они такие, что развития не происходит?

 С этим селекционной службе пришлось столкнуться осенью 2016 года, когда оставалось чуть более года до зачисления в интернат воспитанников 2005 года рождения. В интернат Академии ФК «Краснодар», напомню, зачисляются дети с 12 лет. В базовой школе было более 500 воспитанников этого возраста и примерно столько же числилось в селекционных группах филиалов. Месяц мы просматривали кандидатов в матчах первенства базовой школы, где играют все команды филиалов, посещали все тренировки головного филиала, который тренируется в манеже Академии, присутствовали на тестировании и уже к концу сентября поняли, что по большому счету вся эта громада за пять лет подготовила для интерната не более 15 игроков. Из них по-настоящему ярких, с собственным почерком и стилем, 3-4 человека. Кураторы базовой школы, заместитель главного тренера по базовой школе рисовали более оптимистичную картину в 35-40 подготовленных игроков. Тогда на совещании мы вышли с предложением отобрать в интернат две группы по 22-23 человека. Президент же, уверенный в хорошей работе базовой школы, утвердил совсем другую цифру-80 человек! Спорить было бесполезно, и мы приступили к выполнению заранее невыполнимой задачи. Хорошо, что к этому времени уже были в нашей базе несколько интересных ребят из России и год поисков впереди. В итоге задание президента оказалось не выполненным, 1 сентября 2017 года зачислили 65 человек, из них 25 из России. Откровенно, «натянули за уши», потому что из 65 как минимум 25 просто не соответствовали уровню интерната. Сформировали три группы, последняя по ранжиру из них была обречена сразу… Так и получилось, уже в декабре отчислили 13 человек: 11 воспитанников базовой школы и 2 пришедших со стороны, не привезенных селекционной службой. Если бы не было гонки за президентской цифрой, то и из России селекционная служба рекомендовала бы не 25, а максимум 20 человек. Думаю, в конце учебного года отчислят еще 8-10 ребятишек. И тогда останутся две группы по 20-22 человека. И даже это число завышено, потому что первая группа практически на голову сильнее второй. В первой группе в основе выходят не более 4 игроков базовой школы. Привезенные селекционной службой ребята из Калининграда, Астрахани, Воронежа, Орла, Красноярска, Электростали, Батайска, Новосибирска, Белгорода, Волгограда, Энгельса, Алушты, Самары превосходят воспитанников Академии.

Итак, гусеница растет и растет, а бабочка все не вылетает, только крылышками внутри кокона шевелит. Какие же внутренние законы, говоря языком диалектики, здесь не работают?

 Таким огромным количеством детей управлять естественно очень сложно. Где взять столько квалифицированных тренеров? Как добиться не просто профессионального, но и просто добросовестного отношения их к работе? Как наладить контроль за работой тренеров в филиалах? Насколько квалифицированы сами кураторы базовой школы?  Если филиал за пять лет (с 7 до 12) не подготовил ни одного игрока для интерната, то кто и как спрашивает с тренеров и с кураторов? Почему тренеры в Калининграде, Новосибирске, Красноярске дают всесторонне подготовленных игроков, несмотря на весьма скромные условия? Другая система тренировок, работают по другой программе? Есть уверенность в том, что программа подготовки игроков в Академии «Краснодар» правильная? Именно с этим нужно разобраться, чтобы бабочки все-таки полетели. Кто должен разобраться? Есть ли желание разобраться?

 Но исходя из собственных наблюдений, все же попытаюсь обратить внимание на такие моменты. Когда мы проводили тестирование 2005 года, нашли немало ребят с отличными показателями по скорости и силе, однако они не были рекомендованы тренерами филиалов. И, действительно, обученность этих игроков была на очень низком уровне. За пять лет на ребят с выдающимися физическими данными не обращали внимания, не пытались на этой природной базе сделать футболистов. Так постепенно они с их прекрасными данными утратили свое первоначальное преимущество.

 Далее. В команде почти каждого филиала были один-два интересных игрока, выделявшихся, в первую очередь, игровым мышлением. Их всегда отмечали тренеры, знали о них кураторы еще с 8-9 лет, но почему-то к 12 годам эти ребята, играя в общей серой массе, теряли свои качества. Почему же не собирать таких звездочек уже лет с 10, формировать команды из самых сильных, самых смышленых, делать как бы «прединтернатовский» отбор. Такие возможности в Академии есть. Селекционной службе удалось частично реализовать эту идею, правда, не на уровне базовой школы. Мы смогли убедить руководство зачислять в интернат детей из других регионов России не с 12 лет, а на год, полгода раньше. Во-первых, в отличных условиях интерната эти способные ребята начинали бурно прогрессировать, во- вторых, они попадали в компанию сильных партнеров,тренируясь с игроками на год старше, что обязательно способствует росту, в-третьих, мы опережали конкурентов (об этом в другой части моих записок).

 Можно было еще сказать об уровне работы кураторов и руководства базовой школой, но об этом в другой части, когда мы будем разговаривать о взаимодействии селекционной службы с другими подразделениями Академии.

 Как же происходит зачисление в интернат Академии ФК «Краснодар».

 Первая необходимая ступень зачисления - это полное медицинское обследование кандидата. Можно спорить о деталях, о нужности тех или иных обследований, но то, что это правильно, сомнений нет.

 Далее, порядок оценки качеств игрока. Ведется протокол, где обязательно отражаются результаты голосования по каждой кандидатуре. В обсуждении участвуют не менее 10 человек: заместитель главного тренера Академии, заместитель главного тренера по базовой школе, кураторы базовой школы (2 человека), селекционеры Академии (3 человека), тренеры этого возраста базовой школы, тренеры Академии как по возрастам, так и по специализации, например, тренер вратарей.

Потом список игроков, рекомендованных этой комиссией, утверждается главным тренером Академии.

 По каждому футболисту составляется служебная записка, которая с визами главного тренера Академии, главного врача, директора общеобразовательной школы, подписывается директором Академии.

 Затем издается приказ о зачислении.

 С родителями зачисленного ребенка оформляются все необходимые документы: договора об обучении, заявления, согласия, доверенности и т.д.

 Наверное, такой порядок зачисления выглядит очень строгим и даже усложненным, может в других Академиях и футбольных школах все проще. Возможно, но такие правила позволяют надеяться, что зачисляются здоровые дети, готовые к серьезным нагрузкам, ежедневным тренировкам, режиму; что оценка качеств будущего футболиста носит объективный характер; что отсутствует протекционизм, зачисление «по блату», как теперь принято говорить, коррупционная составляющая. В этом «террариуме единомышленников», каким является комиссия по обсуждению каждой кандидатуры, никто не рискнет устроить протекцию какому-нибудь ребенку, зная, как внимательно наблюдают за ним благожелательные коллеги.

  А если вдруг про кого-нибудь из состава комиссии распустят слухи о протекционизме, зачислении по блату, в получении взяток за зачисление ребенка? Что ж, есть негодяи, которые хотят просто сожрать мешающего им человека, и есть дураки, которые этой подлости верят.

 Значит ли это, что в интернат не попадают дети, без обсуждения такой строгой комиссией? Конечно попадают,... они просто зачисляются в интернат. В таких случаях принято многозначительно смотреть наверх… Но это обычные реалии нашей действительности. В конце концов их (таких детей) не очень много, и они точно не портят качество команд Академии.