Борьба стихий
Тысячи теннисных мячей полетели на поле перед началом второго тайма недавнего матча между «Айнтрахтом» из Франкфурта и «РБ Лейпциг». Так в Германии проходит неравная битва между «народным» и коммерческим характерами футбола.
Активные формы протеста становятся все более распространенным явлением на немецких стадионах, там, где уже давно воспринимают как данность, что без болельщика нет клуба и футбола. И хотя с этой точкой зрения согласен весь мир, именно немцы горды тем, что называют в своем языке выражением «Der Verein», что означает реальное общество людей, которые едины с клубом. И как бы кому-то не хотелось думать иначе, но парни, выходящие играть на поле, играют, прежде всего, за Спортивное Общество (Клуб) и только потом за всякие бонусы и привилегии.
Протест болельщиков «Айнтрахта» был направлен не против клуба «РБ Лейпциг», как можно было бы подумать, а против DFL, которая устраивает игры тура в понедельник. Болельщикам трудно посещать игры в будний день, особенно если на выезд нужно ехать через полстраны. Протест фан-сообщество «Айнтрахта», который уже поддержали с десяток аналогичных сообществ, направлен на то, чтобы немецкая лига перестала заниматься тем, чем клубы Германии никогда не занимались исторически – не зарабатывали от телетрансляций через неудобство для своих фан-сообществ.
«Это романтика, традиция, в конце концов. Начиная с начала 80-ых, мы играем большинство матчей в воскресенье и несколько игр в субботу. «Коммерциализация» это как рак, стоит тебе дать ему часть себя – и он сожрет твою ткань полностью. Сначала мы (фан-движения – прим.ред.) промолчали, когда они сделали пятницу игровым днем. Хорошо, впереди два уик-энда, и мы можем выкроить время. Но делать матчи в понедельник – это край неуважения к своим болельщикам», - комментирует решение DFL Торбен, один из организаторов акции болельщиков «Айнтрахта».
Стена пала почти тридцать лет назад
Природа протестов против «коммерциализации» и за «правило 50+1» родом из того самого времени, когда упала Берлинская стена. Это событие обусловило довольно сложный период «экономической акклиматизации» Востока и Запада. Но если в социально-экономической сфере за прошедшие двадцать пять с небольшим лет Германия добилась относительного успеха, то футбол так и не прошел свой этап адаптации.
Когда рухнула стена, и клубы из бывшей ГДР остались предоставленными самим себе, начался тотальный развал футбольной системы на востоке страны. Восточногерманским командам не удалось влиться в стройные ряды Бундеслиги – вполне себе коммерческой лиги со всеми вытекающими экономическими особенностями. Они попросту оказались неконкурентоспособными.
Дабы удержать ситуацию на плаву, и сохранить на Востоке то, что еще можно было сохранить, немецкая лига пошла на очень непопулярный шаг (непопулярный в середине 90-ых, когда в Англии блистала Премьер-лига и ее феномен пытались перенять другие страны), а именно – был введен ряд положений, ограничивающих деятельность частного капитала в структурах владения клубов. Правило «50+1» - это венец тех мер, которыми DFL превентивно спасало футбол бывшего ГДР от краха. Благодаря этим шагам, спортивные общества получили законодательную возможность участвовать в жизнедеятельности клубов и принятии решений. ГДР-овский футбол был построен именно на этих принципах, и они были интегрированы в футбольную систему объединенной Германии. Для клубов бундеслиги это было не выгодно, но они пошли за Францем Бакенбауэром и пожертвовали финансовой свободой ради сохранения германской футбольной школы.
Долгие 15 лет футбол на Востоке был в вегетативном состоянии и это устраивало всех: Лигу, ибо нижние лиги были наполнены клубами с Востока, которые давали посещаемость; клубы с Востока – они понимали, что не могут тягаться с западными клубами, и сделали ставку на развитие юношеского футбола; болельщиков – они получили законодательное право участвовать в жизни клубов, а на Востоке – не потеряли это право и не развалили клубные системы (за редким исключением).
Но вот пришли деньги
Но в 2009 году в подвалах немецкой футбольной системы появился клуб, которому предстояло стать главным раздражителем для футбольной системы Запада. Имя ему «РБ» и рожден он был в Лейпциге.
К тому моменту Бундеслига знала только лозунг «Wir wollen keine Werksvereine», который переводится как «Нам не нужны заводские команды». Так называемые «фабричные клубы» – «Байер», «Вольфсбург», «Штутгарт» – были связаны с концернами, которые по принятому правилу 50+1 могли быть немного «равнее остальных». В его основе есть очень важный пункт –если член клуба состоит в нем более 20 лет, то он имеет первоочередное право на покупку голосов и соответственно получение повышенной коммерческой прибыли. Благодаря данной лазейке мы могли, например, увидеть «чудо Вольфсбурга» конца нулевых. Без нее заводской команде вряд ли был бы по карману ряд игроков.
Но пока все это происходило на Западе, общественность закрывала на это глаза. Дитмар Хопп влил в регионал-лигу 30 миллионов евро? Ай-ай-ай, как плохо. Но он тридцать лет состоит в клубе, имеет полное право. А это что еще за чудо-монстр появился в Саксонии? Это плохо, они пришли и влили денег. Ай-ай-ай, с этим надо что-то делать.
«РБ Лейпциг» стал важным триггером для развития современного немецкого футбола. Сразу установив очень высокие условия клубного участия «РБ» бросил вызов всей системе, сформированной в 90-ые годы. «Клуб для семьи» и агрессивная маркетинговая кампания помогли саксонцам и концерну «Ред Булл» сплотить вокруг бренда «РБ» всех недовольных из бывшего ГДР. Это парадокс, но похоже на то, что мы видим в России на ближайших выборах, где олигарх идет во главе КПРФ. В Германии таким «олигархом» является «РБ» и стоящий за ним концерн, а повели они в путь всех «Осси».
«Мы идем побеждать в Европе!» - это основной лозунг РБ. И он по душе фанатам с Востока. Если условия сложились так, что невозможно достать «Баварию» - мы помним, что в казино выигрывает только хозяин казино,– то почему бы не замахнуться на что-то большее и глобальное?
Таким образом, бросаемые теннисные мячи на поле в перерывах это, прежде всего протест против пересмотра правила 50+1, против «коммерциализации футбола». С учетом того, что DFL потихоньку продолжает «коммерциализировать», смею предположить, что в системе германского футбола все не так однозначно, и у сложившихся систем в «Хоффенхайме» или «Лейпциге» есть свои сторонники.
Одним из них видится «Ганновер», руководство которого начало свой «крестовый поход» против «активных болельщиков». Станет ли от подобных тенденций ходить меньше народа на стадионы – не думаю. Выходит, все крики в защиту правила лишь прикрытие для борьбы за место под солнцем для лидеров групп болельщиков.
Кто победит в противостоянии – покажет время, но я бы сделал ставку на коммерцию. Иначе бундеслига рискует потерять место в ТОП.
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!
***
Автор текста: lipecktraveller.