You’ll Never Walk Alone. Сегодня Ливерпуль будет петь эту песню всю ночь
Повод есть!
Уже 55 лет болельщики «Ливерпуля» исполняют легендарные строки перед каждым матчем – и это не просто традиция, иногда гимн творит чудо. Например, сегодня, когда «Ливерпуль» отыгрался с 0:3, завалил четыре тер Стегену и вышел в финал Лиги чемпионов.
Просто посмотрите на этих людей.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/67/c7673c2c648db8cef95c0b0a966f3.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/ad/a90ee75324d179bf43ccb0ad46fb7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/59/1edeeeef54f05b84fdfa164abe976.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/ad/0738e72ee4e6e8c49e0d2ae10818e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Стамбульский финал Лиги чемпионов-2004/05 – еще один такой случай. После первого тайма Мерсисайд горел 0:3, стадион разделился на ликующих итальянцев и горюющих англичан. Все изменилось, когда фанаты красных запели.
«Я сидел на холодном бетоне в проходе между рядами, пытаясь смириться с тем, что произошло. Я был избит. В этот момент откуда-то издалека донеслись отголоски You’ll Never Walk Alone. Всего лишь первые несколько слов. Я оставался там, где был, продолжая жалеть себя. Мой друг со злостью выкрикнул: «Эта песня – не ответ на все вопросы», – вспоминал фан «Ливерпуля» Пол Джонс.
«Но песня становилась все громче и громче, люди поднимались с пола и помогали подняться другим. Они воскресали, как в кино, пока все 40 000 человек не встали на ноги. Несколько голосов, поющих в отчаянии, за секунды превратились в сплоченную массу надежды и солидарности. Это было самое искреннее исполнение You’ll Never Walk Alone, которое мне когда-либо доводилось услышать. Каждое слово было пронизано верой и страстью. Итальянцы думали, что они уже победили и вовсю праздновали на противоположной стороне стадиона, в то время как мы были разбросаны по трибунам, словно сдутые красные шарики. Видели бы вы, как за время исполнения одной песни изменился наш настрой. Фигуры выпрямлялись и становились крепче, головы поднимались и смело смотрели вперед сквозь шторм».
«В Европе нет клубов с таким гимном. В мире нет клубов, настолько сроднившихся со своими болельщиками. Я был там и чувствовал настоящий трепет – 40 тысяч болельщиков стали одним целым, поддерживая свою команду», – Йохан Кройфф тоже был на «Ататюрке» и тоже видел магию.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/1e/8108435d249fda470b7744121a2a5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Эта песня впервые прозвучала не в Ливерпуле. И даже не в Англии
YNWA сочинили в Нью-Йорке.
Авторы – композитор Ричард Роджерс и писатель Оскар Хаммерстайн. По одной версии, мотив пришел в голову Роджерса на похоронах лучшего друга. По другой – тандем вдохновило близившееся окончание Второй мировой войны. В произведении гармонично сочетаются трагизм и надежда, поэтому легко поверить в обе версии.
Впервые песня прозвучала 19 апреля 1945 года в бродвейском театре – на премьере мюзикла «Карусель». Постановка рассказывает о романе пекаря и девочки с мельницы. YNWA появляется дважды: в сцене, когда главную героиню утешает двоюродный брат после недавнего самоубийства мужа, и в развязке, когда ребенок главных героев, считавший себя изгоем, впервые в жизни расстается с чувством одиночества.
Роджерс написал для «Карусели» два десятка песен, но YNWA запомнилась зрителем сильнее остальных. Американский композитор Ирвинг Берлин сравнил сингл с двадцать третьим Псалмом («Господь – пастырь мой, Я ни в чем не буду нуждаться»). Когда известный джазовый музыкант Мел Торме сказал Роджерсу, что YNWA заставила его плакать, тот нетерпеливо кивнул: «Так и должно быть». Возможно, стране, уставшей от Великой Депрессии и войны, не хватало как раз гимна надежды и объединения.
«В этой песне удивительно мало чего-то светлого. Она состоит из чистого трагизма бытия, лишь немного сопровожденного надеждой: «Иди навстречу буре, иди сквозь дождь, пусть даже все твои мечты уже смяты и унесены ветром». Эта песня, как рассказывают безвестные, но совершенно реальные люди из комментариев в YouTube, действительно имеет самое прямое отношение к вопросам жизни и смерти. У кого-то под нее сочетались свадьбой родители, которых гораздо позже хоронили под ту же мелодию. Кто-то не может сдержать слез, слыша ее, потому что она напоминает ему обо всех уже ушедших из жизни; кто-то во время войны во Вьетнаме напевал ее про себя, уходя в смертельный бой», – писал много лет назад Михаил Калашников.
В США и сам мюзикл, и песня оказались очень популярны. В 1956 году постановку перенесли на большой экран. По замыслу режиссера, главную роль должен был сыграть Фрэнк Синатра, но между музыкантом и съемочной группой возникло недопонимание. В 50-х фильмы снимали два раза на разные виды пленок. Согласно популярной версии, когда Синатра узнал о том, что сниматься предстоит дважды, то ушел со съемочной площадки, заявив: «Вы не получите двух Фрэнков Синатра по цене одного».
Позже музыкант смягчился и записал саундтрек к адаптации, исполнив и YNWA. Каверы на хит сделали многие звезды 50-х: Рой Хэмилтон, Рэй Чарльз и Луи Армстронг.
«Ливерпуль» обыграл всех в борьбе за права на трек
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/2f/6398b68784c3cb7e62a1dd76c2bbc.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
1963 год стал переломным моментом. Песня стала популярной в Великобритании благодаря ливерпульской группе Gerry & The Pacemakers: их кавер возглавил большинство британских чартов. Правда, менеджер группы, Брайан Эпстайн, который представлял интересы и The Beatles, чуть было все не запорол. Он не хотел, чтобы Pacemakers перепевали старую американскую песню, а требовал записать трек Hello Little Girl, сочиненный Джоном Ленноном. Лидер группы, Джерри Марсден, настоял на своем. И оказался прав.
В 60-х годах «Ливерпуль» был прогрессивным клубом: пригласил диджея, чтобы перед каждым домашним матчем он ставил десятку самых популярных песен недели. В подборке часто бывали местные знаменитости – The Beatles, Cilla Black и Gerry & The Pacemakers – всем им с удовольствием подпевали болельщики.
YNWA впервые попала в хит-парад 19 февраля 1963 года перед домашним матчем против «Вест Брома». Через две недели песня возглавляла топ и играла прямо перед началом игры с «Лестером». Хит продержался на первом месте четыре недели, а из топа не выходил десять недель. Даже когда песня покинула плей-лист, болельщики заряжали ее перед стартовым свистком. Клуб быстро сориентировался, и вскоре YNWA стала звучать перед каждой игрой «Ливерпуля». С этого момента она и считается гимном клуба.
В 1965-м году болельщики «красных» исполняли YNWA на победном финале Кубка Англии против «Лидса» на «Уэмбли», а телевизионный комментатор Кеннет Уолстенхолм назвал сингл фирменной песней «Ливерпуля».
Хотя YNWA принято ассоциировать именно с «Ливерпулем», песню регулярно исполняют болельщики еще 20 клубов (среди них дортмундская «Боруссия», японский «Токио» и софийский ЦСКА).
Иногда болельщики других клубов пытаются присвоить открытие хита. В 2004 году фанатка «МЮ» публично заявила, что именно «дьяволы» первыми исполнили YNWA после Мюнхенской трагедии 1958 года. А в Глазго до сих пор уверены, что мировой хит впервые затянули фаны «Селтика».
Возможно, на «Энфилде» понимали, что трек был скорее народным, но уступать кому-то его не собирались. В 1992 году, в честь столетия клуба, эмблему «Ливерпуля» существенно изменили: верхнюю часть дополнили воротами Шенкли, на которых написан девиз: You’ll Never Walk Alone. Теперь ни у кого нет сомнений, какому клубу принадлежит песня.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/66/dd8535e0e4191bc23251d8a252bf0.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
После «Хиллсборо» YNWA пели даже болельщики «Эвертона»
«Почему cимволом футбола стала именно эта песня с ее достаточно сложной мелодией, которую не могут одинаково спеть даже признанные вокалисты? Почему именно песня о смерти, о горе, о разрушенных мечтах? Почему не «Россия – чемпионка», не «Ole-ole-ole, we gonna celebrate»?
Дело, как мне кажется, в том, что футбол трагичен по своей сути. На стадион приходят в поисках единения, в поисках катарсиса, в поисках чего-то большего, чем ты сам. Радость объединяет, я не спорю, но горе объединяет куда прочнее и вернее – и настоящая радость наступает лишь тогда, когда она выстрадана годами и десятилетиями. Тогда, когда уже стали седыми стариками те, кто помнят предыдущий триумф, – а кто-то так и не дожил до момента славы. В увешанном трофеями «Ливерпуле» могли петь эту песню много лет – но лишь после того, как произошла трагедия на «Хиллсборо», ее точно не перестанут петь никогда», – объясняет Михаил Калашников.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/20/8f75d16444f159847f93e50f59b53.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
13 апреля 1989 года «Ливерпуль» играл в полуфинале Кубка Англии на выезде против «Ноттингема». На стадионе «Хиллсборо» началась давка, в которой погибло 96 болельщиков «красных».
«Cмысл песни в нашем сознании резко изменился. Мы уже не просто говорили футболистам, что они никогда не останутся одни, и не советовали им держать головы высоко поднятыми и ничего не бояться. Теперь мы пели You’ll Never Walk Alone для тех 96, кто покинул нас», – вспоминают болельщики «Ливерпуля».
19 апреля, через четыре для после трагедии, лигочемпионский матч «Реала» и «Милана» был остановлен на минуту молчания. На 20 секунд «Сан Сиро» погрузился в тишину, пока кто-то на Curva Sud – фанатской трибуне «Милана» – не затянул YNWA. Через мгновение вся Южная Трибуна скандировала песню в память о погибших на «Хиллсборо».
Из-за давки матч с «Ноттингемом» был остановлен, а в переигровке «Ливерпуль» победил и вышел в финал, где встретился с «Эвертоном». Дерби проходило на «Уэмбли», и перед стартовым свистком группа Gerry & The Pacemakers исполнила YNWA в память о жертвах катастрофы «Хиллсборо». В 2013 году в интервью для официального сайта «Ливерпуля» солист группы Джерри Марсден рассказал о происходившем в тот день: «Мы исполнили её после Хиллсборо, и болельщики вели себя фантастически, даже болельщики «Эвертона» подпевали нам. Это какая-то магия – очень значимый момент в моей жизни».
Для убитых горем жителей Ливерпуля песня о надежде стала настоящим исцелением. После финала Маргарет Аспинол из группы поддержки семей Хиллсборо сказала о YNWA: «Она много значит для нас, это будто бы наша молитва. И сейчас она принадлежит семьям, она наша. Прости, Джерри, но она принадлежит тем 96-ти».
Исполнение гимна в день трагедии «Хиллсборо» стало ежегодной традицией, а к микрофону все еще выходит порядком постаревший Джерри Марсден.
YNWA вдохновил Queen на We are the champions и We will rock you
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/55/fef6b26fd413e95c0ad47b2be8413.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
У болельщиков YNWA в первую очередь ассоциируется с «Ливерпулем», но и за пределами футбола песня очень популярна.
В 1967 году Элвис Пресли записал свою версию хита, отдавая дань уважение кумиру детства Рою Гамильтону («король рок-н-ролла» признавался, что YNWA в исполнении Гамильтона сильно вдохновляло его). Хит перепели еще два десятка топ-музыкантов.
Трек сильно повлиял на музыкальную индустрию. На концертах Queen и Pink Floyd зрители скандировали YNWA, вызывая музыкантов на бис. Гитарист Queen Брайан Мэй рассказал, что спонтанное исполнение зрителями YNWA по окончании концерта вдохновило музыкантов на сочинение рок-классики We are the champions и We will rock you. В 1971 году Pink Floyd включили исполнение фанатами «Ливерпуля» YNWA в альбом «Meddle».
Для остального мира YNWA стала универсальным символом надежды и единства.
11 мая 1985 года во время пожара на стадионе в Брэдфорде погибли 56 человек и Джерри Марсден собрал артистов, певцов и телевизионщиков в ансамбль The Crowd («Толпа»), чтоб записать благотворительный сингл в фонд пострадавших от пожара. Пол Маккартни написал слова соболезнования на обратной стороне обложки сингла. Песня стала лучшей в Великобритании, сделав Марсдена первым исполнителем, возглавившим хит-парад с двумя версиями одной песни. К удивлению музыканта, фонд отказался от денег, а издатели отказались выпускать сингл бесплатно, поэтому сильно уменьшенный сбор отдали в исследовательский ожоговый центр.
В 2001 года американская певица Барбара Стрейзанд спела YNWA в часть жертв теракта 11 сентября 2001 года на церемонии «Эмми». Оперная певица Рене Флеминг дважды исполнила сингл: на годовщину теракта 11 сентября и для инаугурации Барака Обамы 20 января 2009 года.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/5b/33a9ceea346e8803f618d6c0d9e91.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Одно из самых впечатляющих исполнений произошло в 1990 году в Лондоне. На «Уэмбли» состоялся концерт, посвященный освобождению Нельсона Манделы из тюремного заключения. Когда на сцену поднялся Мандела, его встретили пятиминутной овацией, которая превратилась в спонтанное исполнение You’ll Never Walk Alone. Изумленный Мандела спросил у ведущей что это за песня, и услышал в ответ: «Футбольная песня».
***
О значимости YNWA можно спорить бесконечно.
Спустя годы лидер Gerry & The Pacemakers Джерри Марсден рассказал, что для него значит YNWA: «Я был в США на шоу Эда Салливана. Туда отправился Билл Шенкли и весь «Ливерпуль». Я предложил Эду пригласить парней на сцену, чтобы мы все спели You’ll Never Walk Alone. Мы исполнили песню для 66 миллионов человек по всем Штатам, и когда мы шли со сцены, Билл Шенкли сказал мне: «Джерри, сынок, я дал вам футбольную команду, а ты дал нам песню». Что я еще могу добавить к словам этого великого человека?».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/d7/5db80f44d4edc8bac16028bb30bdf.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Конечно, YNWA – это намного больше, чем отличный футбольный гимн. «Ты никогда не будешь в одиночестве» – эту строчку по всему миру спели тысячи людей: отчаявшихся, потерявших надежду, идущих на смерть. YNWA подарила им надежду, возможность в трудную минуту почувствовать себя частью чего-то большего.
И устоять.
Фото: REUTERS/Carl Recine/Action Images (1,2), Phil Noble (3); Gettyimages.ru/Clive Brunskill (4,5); en.wikipedia.org/ebay.com/usr/sfxarchive; REUTERS/AI Project; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport, Keystone; REUTERS/Shaun Best; Gettyimages.ru/Christopher Furlong
Помню матч ЛЧ Сельтик - Барселона, где полные трибуны на Селтик Парк перед свистком пел YNWA, там есть траиция что сначала музыка включается на стадионе, болельщики подхватыватю, потом постепенно мелодия затихает вплоть до того как перестаёт играть... пока не остаются только голоса болельщиков и поёт реально весь стадион. Ощущения просто невероятные, для меня это объесняет всегда почему Celtic дома настолько лучше, чем на выезде. Потому-что я конечно не знаю, что чувствуют футболисты на поле, но даже мне за тридевять земель, не имеющим никакого отношение к Шотландии или клубу, хочется туда бежать и бится за этот клуб. Я просто не представляю как можно халтурить и не выкладываться при такой атмосфере.
YWNA - великая песня.
Такие победы и делают команды великими, которых будут помнить всегда. В тот момент я был также горд за английский футбол, как и в 99-м на Камп Ноу, когда Юнайтед Сэра Алекса вырвал историческую победу.
Назвал двух самых самых распространнёных философ в ВКонтакте и давай упрекать Бритов в примитивности.
Роджер и Фрэнсис Бэйкон, Томас Мор, Герберт Спенсер дружище. Я уже молчу про писателей и поэтов вроде Олдоса Хаксли и Оруэлла.
То что, у них массовая культура за пояс развита, но на стене двоих друзей нет их цитат, это далеко не значит, что они поверхностные.