Тот случай, когда струхнул в прямом эфире Матч ТВ?
Интересным образом повёл себя во время трансляции ответного матча 1/16 Лиги Европы между петербургским "Зенитом" и "Селтиком" из Глазго комментатор телеканала Матч ТВ Георгий Черданцев.
Чем скорее приближался конец игры, тем более явным становилось стремление комментатора всячески избежать в этом репортаже упоминания московского "Спартака". По ходу матча Г. В. Черданцев без стеснения поименовывал других участников еврокубка - ЦСКА и "Локомотив", а когда стало ясно, что "Зенит" также одерживает победу, буквально пел оду трём командам, уже прошедшим в стадию 1/8 финала. Однако о том, что то же самое предстоит попытаться сделать столичному "Спартаку", скромно умалчивал вопреки обычной практике комментаторов и ведущих Матч ТВ, которые в текущем репортаже предваряют следующий, чтобы вызвать интерес телезрителей и удержать их на канале как можно дольше.
Лишь в самой концовке встречи Г. В. Черданцев, похвалив ЦСКА, "Локомотив" и "Зенит", смог выдавить из себя фразу с пожеланием успеха "следующей российской команде, принимающей эстафету". Однако что это будет за команда, когда состоится матч с её участием и будет ли он показан по Матч ТВ (а до начала трансляции на этом канале игры "Атлетик" - "Спартак" оставались считаные минуты), он так и не сказал.
Некоторые наблюдатели посчитали поведение комментатора очередным этапом политики информационного продвижения петербургского "Зенита", которую телеканал Матч ТВ якобы последовательно проводит с того момента, как владельцем акций телеканала стало ПАО "Газпром" (посредством своей дочерней структуры АО "Газпром-Медиа Холдинг"), одновременно являющееся собственником "Зенита". Если верить гуляющим на спортивных форумах слухам, то и в новостях, и в программах, посвящённых футболу, приоритетным для Матч ТВ является освещение событий вокруг "Зенита", а лишь затем внимание должно уделяться другим российским клубам.
Мы не будем поддерживать ту или иную точку зрения. Как обстоит дело на самом деле, любой болельщик может судить сам, сравнив частоту упоминаний команд, количество и длительность сюжетов и репортажей о клубных событиях, наличие или отсутствие специально закреплённых за футбольной командой телекомментаторов и прочие интересные подробности из жизни Матч ТВ.
Однако отметим, что нашлись сегодня и те, кто считает, что никакой такой целенаправленной политики телеканала нет и что Георгий Черданцев провёл комментарий трансляции таким образом всего лишь по собственной инициативе. Молва гласит, что после ноябрьского матча российской футбольной премьер-лиги между "Спартаком" и "Зенитом" (3:1), когда комментатору невольно пришлось хвалить московскую команду, лихо разгромившую соперников с берегов Невы, он почувствовал некоторую неловкость и даже отчасти вину перед председателем правления компании, де-факто владеющей Матч ТВ. Ведь А. Б. Миллер является истовым болельщиком "Зенита", о чём неоднократно можно было судить по его ликованию в VIP-ложе одноимённого стадиона (в дни, когда "Зенит" не проигрывал "Тереку"), по наличию у него на шее во время футбольных матчей бело-голубого шарфика, а также из рассказов тележурналистов о встречах с высоким руководителем. И, вероятно, слышать хвалу в адрес "Спартака" из уст своего, по сути, подчинённого в прямом эфире своего же, по сути, телеканала было достаточно болезненно.
И якобы теперь, дабы не причинять боссу моральных страданий, Г. В. Черданцев и решил - не по просьбе сверху, а самостоятельно, по собственной инициативе - избегать упоминаний нелюбимого тем московского "Спартака" в эфире матча с участием "Зенита".
Мы, опять же, не будем поддерживать сторонников или противников этой версии, а сошлёмся лишь на мнение известного российского журналиста В. В. Познера. В одной из публицистических колонок, опубликованных на своём официальном сайте, он рассказывал о случае из детства. Будучи семилетним ребёнком, Володя стал свидетелем сцены, когда выловленная в океане акула прямо на корабле откусила руку моряку. И вот повзрослев более чем на 30 лет, опытный и бывалый Владимир Владимирович увидел знаменитый фильм "Челюсти", а вскоре испытал страх при купании в Чёрном море, постаравшись скорее вернуться на берег, хотя сознательно понимал, что никакие акулы в этих местах не водятся. Несмотря на то, что бояться было абсолютно нечего, тот давний и глубоко засевший детский страх сработал на все сто.
Этим воспоминанием В. В. Познер проиллюстрировал работу российской прессы. Довольно долго в отечественных СМИ существовала цензура, когда каждый журналист понимал, что за не понравившееся где-то наверху слово он может не только потерять работу, но и лишиться свободы. Сейчас же, отмечает В. В. Познер, столь суровой цензуры нет. Журналистам не грозит ни тюрьма, ни психушка, ни изгнание из профессии. Но тем не менее говорят они всё меньше и меньше, всё более робко. И всё потому, что власть прекрасно понимает, как работает описанный выше механизм. Мол, стоит нас, журналистов, немного припугнуть, как мы, услышав знакомый мотив, разворачиваемся в сторону берега и, превратившись в людей-торпеды, плывем что есть силы к мелководью.
Таково мнение Владимира Владимировича Познера. А имеет ли этот механизм журналистского страха перед руководством какую-либо связь с отношением Георгия Владимировича Черданцева к Алексею Борисовичу Миллеру, судить не нам.
Автор , все по делу.
бгг