Александр Иванович не меняет профессию
На первое занятие в третьем семестре Школы спортивной журналистики, мы, как настоящие студенты, опаздывали. По иронии судьбы последним пришел парень, который живет рядом с «Останкино». Что ж, простим, тем более, наш собеседник и учитель Александр Иванович Шмурнов улыбчиво добавил: «Ничего страшного, в первый раз бывает». Тот «образ из телевизора» предстал перед студентами. На его лице во время всего разговора сияла улыбка. Александр Иванович признался, что каждая новая группа в Школе – причина радости. Когда-то он сам ворвался в профессию, которая стала делом всей его жизни.
- Как вы пришли в профессию и поняли, что это ваше?
- В 1992 году мой друг, Олег Винокуров, папа которого – известный спортивный журналист, сказал, что приятели его отца хотят сделать радиопередачу. Нужен был выпускающий эфиров. Я даже не думал, сразу пошёл на собеседование. Отчетливо помню, как встретился с руководителем спортивной редакции. Он тогда спросил: «А кто сейчас четвертая ракетка мира?» Я задумался: «На прошлой неделе был Беккер, но уже, возможно, поменялись». На что услышал: «Спасибо, всё ясно». Ему нужно было понять, застанет ли меня врасплох какой-нибудь вопрос. А меня трудно было застать врасплох спортивной темой, как и сейчас. Там проработал год. Сначала вне эфира, потом вёл и общеполитические программу, и спортивную. Позднее тот же Винокуров пригласил в еженедельник «Футбол», который на тот момент был, наверное, главным спортивным изданием. И выяснилось, что писать я тоже умею.
- Помните первый матч в роли комментатора?
- Честно говоря, нет. Дело в том, что комментировать начинал на радио, где, как правило, были переклички: говоришь о нескольких играх параллельно. А вообще, как сказал Мэтт Басби, самый главный матч - следующий! Поэтому мой самый главный матч – завтрашний, ПСЖ - «Страсбур». Остальное не интересует.
- За время работы изменился ли у вас подход к футболу?
- Наверное, изменился. Сейчас смотрю на футбол, может быть, как актер. Как человек, которому от игры нужен подарок для зрителя. Хочется, чтобы он, как и я, получал удовольствие от того, что проиcходит на поле. Конечно, мне интересны результат, тактика, но основная задача – прийти, убедить и рассказать об этом «вкусно». Важно найти, в чем кайф, и я это делаю в каждом матче.
- Ну, заниматься тем, что нравится и получать за это зарплату – круто.
- Наша профессия только снаружи кажется тем хобби, которое приносит деньги. Мы все говорим: «Как же повезло, я с детства хотел смотреть этот футбол, и еще с ребятами бла, бла, бла во дворе, а тут за это и деньги платят». Это отчасти правда, отрицать не буду. Но не пробивается тот, для кого главная цель - сделать хобби предметом заработка. Это следствие, не причина. Когда ты действительно умеешь разговаривать, писать, излагать свои мысли и очень хочешь в этой профессии доказать своё право, всё получается. И вообще журналисты, как футболисты, спортсмены, актеры не могут без установки «быть лучшим».
- Должен ли комментатор убивать в себе болельщика?
- Убивать не нужно, но и взращивать не обязательно.
- Вы сами болеете за московский «Спартак» с 1976 года. Как так вышло?
- Мне было 9 лет. С папой пошли на матч «Спартак» - «Локомотив». В турнирной таблице красно-белые занимали место 14, в конце сезона вообще вылетели. Но отец болел за «Спартак», который уже почти никого не интересовал. Уж, больно плохо всё было. И в тот день проиграли 0:3. Когда вернулся во двор, меня спросили, где был. Объяснил. Ну и дети мне сказали, что я лузер. С тех пор пытаюсь это опровергнуть. Перетерпел, как они вылетели, а на следующий год ходил, потому что мне уже было интересно: может, вернутся. А вот когда вернулись, начал болеть серьезно.
- С полным набором атрибутики?
- Никогда в шарфе не ходил. Не понимаю, зачем это нужно? Вся атрибутика у меня внутри. Сейчас болею за многие команды, но их клубную продукцию держу только в качестве сувенира.
- Поддерживаете многие команды?! Не уточните?
- Главная любовь – сборная Голландии. Национальная команда Уругвая, «Интер», «Барселона», «Париж» - тоже нравятся. Болею против тех, кто много выигрывает. Даже как-то был против «Спартака» романцевского. Стало не интересно смотреть в турнирную таблицу. «Ювентус» видеть не хочу. Сколько уже можно. На «Баварию» невозможно смотреть.
- За «Лестер» не болеете?
- Ни в коем случает. Только с детства. (смеётся)
- Хотели когда-нибудь всё бросить?
- С 1992 года такого ощущения не было. Мне нравятся разные вещи, в том числе и Школа спортивной журналистики. Люблю двигаться вперед, путешествовать, снимать небольшие фильмы. Привлекает история футбола. Когда-то даже выпускал энциклопедию, а сейчас занимаюсь проектом, связанным с чемпионата мира.
- Действительно никогда не надоедала спортивная журналистика?
- Футболом не интересовался только в 1986 году. Но все остальное время, начиная с детства, увлекался. Бегал с мячом на поле и комментировал происходящее. Недавно вчитался в одну фразу Стругацких из «Отеля погибшего Альпиниста». Один спрашивает у другого: «Слушай, ну, неужели вы верите во всю эту чепуху: в привидений, драконов, неземных существ?» А тот отвечает: «Как можно в это не верить? Если их не существует, зачем нашему мозгу это знание? Зачем ему представление о драконе? Значит, он существует». Точно так же всегда верил и я. Думал, что комментатор может быть таким, каким себе его представляю.
- Раз уж заговорили о Школе, как пришла идея её создания?
- Это вообще счастливый случай. Нашему директору, Алику Бегларяну, спортивные судьи предложили сделать школу, где бы они и футболисты раскрывали журналистам секреты профессии. А я пришел и говорю: «Ну что я тут буду рассказывать про себя, давайте лучше позанимаемся вами». Через полгода с Аликом решили создать свою школу. Пригласили людей, которые, на мой взгляд, умеют не просто делиться опытом, а, что называется, «включают» возможности учеников, по-настоящему мечтающих в нашу профессию попасть.
- Прогресс наблюдаете?
- Конечно. Мне кажется, с точки зрения методики мы нашли то, что нужно, хотя, безусловно, есть к чему стремиться. Хочу вырастить поколение в журналистике, что называется, проверенное мной. Думаю, сейчас на правильном пути и буду этим заниматься в ближайшие годы с огромным удовольствием.
- Студенты вас чему-нибудь научили?
- Благодаря обратной связи людей, которые приходили, их реакциям, научился понимать, что делаю правильно в течение занятий. Учусь не столько у ребят, сколько у самого процесса. Хотя, вот пример: на занятиях мы читаем стихи. Пришел на курс человек, который лучше меня владел этим мастерством. Подсмотрел некоторые его методики, кое-что новое узнал. Поэтому с каждой последующей группой учусь мелочам и приобретаю, так сказать, новый культурный слой.
- Журналистика требует вовлеченности в работу 25 часов в сутки. Как в таком графике найти время и на Бродского, и на семью?
- Не надо сидеть, сложа руки. Хотя в нашей профессии это очень полезно: сидишь и думаешь. Но все же самое опасное - потребительское отношение: хочу получить, хочу сделать. Главное - мечтать сделать. Недавно на стуле в Париже увидел замечательную фразу Цветаевой: «Я тут обнаружила девиз своей жизни: глагол “быть” - гораздо важнее глагола “иметь”». Надо чем-то быть, значит, надо что-то делать. А поэзия - это же кайф! В Новый год, например, выучил новое стихотворение Бродского. Причем благодаря студентам: кто-то его озвучил на занятиях, но сделал это, по-моему, не совершенно. Я уже в трех компаниях его читал.
- Никогда не было желания создать собственный проект, например, в интернете?
- Желание есть. Вопрос лишь в том, готов ли я поменять на новый проект то, что у меня есть сейчас на телевидении. Не боюсь отказаться от чего-то, просто мне доставляет наслаждение сегодняшняя работа.
- Есть цель, достигнув которую, скажете: «Все, дальше двигаться некуда»?
- Застрелиться, в смысле, как Маяковский? (смеётся) Цель – делать ежедневный шажочек вперед. Честно вам скажу, последние 2-3 года пытаюсь ограничивать себя в путешествиях. Хотя это огромный кайф, но все-таки это безделье. Нужно меньше бездельничать. Отдать все, что ты можешь отдать – и есть задача. И всякий раз, когда ты видишь, что у тебя впереди Гамлет, начинаешь мечтать о нём, о том, как его сыграешь.
Дарья Гирикова