Французский форвард, который пугает всех обмороками прямо во время матчей
Что не так с Бафетимби Гомисом?
Темнокожий парень шел по мощеной улочке французского Тулона. Навстречу неслись его одногодки – ребята 14-15 лет. Все они выросли в самой ветхой части этого маленького городка, затерянного на юго-востоке Франции. Пацаны возили друг друга в неизвестно где найденных тележках, таскали фрукты из соседских садов, и за этим делом их постоянно ловили местные жители. Часто кто-то из них получал палкой по спине или даже отправлялся на воспитательную беседу в полицейский участок, но наказания лишь сильнее грели буйную африканскую кровь.
Сегодня парень, помахав рукой друзьям, прошел мимо. Уже завтра он должен переехать в Сент-Этьен.
«В Тулоне размещена военно-морская база, стратегически важный объект. Поэтому жители городка делятся на обычных людей и военных. Они очень любят порядок, а мы его разрушали, как варвары – Великий Рим. Дети африканских переселенцев бесили жителей южного городка. Мы шкодили то тут, то там. Многие потом оказались за решеткой, а я на зеленом газоне», – вспоминал потом тот самый парень.
Спустя несколько лет он превратится в одного из лучших форвардов Франции и ворвется в Зал Славы самого титулованного клуба Франции. Его имя – Бафетимби Гомис.
Семья Гомиса из Сенегала, а во Франции они искали лучшую жизнь – в самом начале 80-х на родине совсем нечего было есть. Семья была многодетная, помимо Гомиса – еще девять ртов.
Примерно в то же время Бафетимби сильно поверил в Бога, избрав веру родителей, которые поклонялись Лурдской богоматери.
«Я часто езжу в Лурд с мамой, а если не удается, у меня в доме есть небольшая часовня, где я молюсь. Это помогает мне», – утверждает французский нападающий.
Благодаря катехизису Бафетимби сумел удрать из преступного мира. «Каждую среду вместо того чтобы бродить по улицам, я изучал слово Божие. И это было очень важно. Я помню одну фразу, подчеркнутую в моем Новом Завете: «Просите, и дано будет вам». Она придала мне много сил», – говорит Гомис.
Отец семейства брался за любую работу, которая не требовала специального образования: грузил мешки в порту, раскидывал навоз по приусадебным участкам зажиточных кварталов, красил фасады зданий.
«Отец много работал и мало учился, поэтому ему было трудно контролировать мою домашнюю работу даже в начальных классах. То же самое могу сказать и про мать. Она всю жизнь была домохозяйкой. Я остался один на один с учебой. И не справился», – вспоминает Гомис.
Вот футбол – другое дело. Уже в шесть лет он гонял мяч на тулонских улицах. Хотя мячом это можно было назвать только при наличии развитой фантазии – пацанам было достаточно старого ботинка или туго набитого клубка из пластика, старого тряпья и всевозможных ниток. Главное – чтобы предмет летел от удара ногой.
Однажды Гомису здорово повезло: он запулил этим в окно тренеру городской команды. Удар понравился старику, и он взял Бафа в команду. В «Спортинг Тулон» паренек провел 6 лет, а на рубеже тысячелетий его присмотрел «Сент-Этьен».
После перехода в молодежку «зеленых» Гомису ничего не стоило финансово поддерживать семью. В 15 лет он выбросил школьный портфель на свалку. Туда же он отправил мнения недовольных учителей и директора.
«Попробуйте удержать за партой школьника, который зарабатывает больше любого из своих преподавателей. В голову сразу же крадутся мысли: а зачем учиться, если и так можно заработать много денег и жить в свое удовольствие? Теперь жалею, что не инвестировал в свое образование. Только став взрослым, понял всю важность знаний и стараюсь наверстать упущенное», – рассказал Гомис в июне 2014-го в интервью L`Equipe.
Пошатавшись несколько лет по молодежным организациям «Сент-Этьена», к 17 годам Гомис выстрадал первый профессиональный контракт. Этому поспособствовал Руди Гарсия, который уже тогда заподозрил в Гомисе будущую звезду.
Правда, была проблема. На одной из дебютных тренировок во взрослой команде Гомис внезапно опустился на колени, а через мгновение уже лежал на животе без чувств. Врачебная бригада оттащила парня за бровку, где он тут же очнулся. Это списали на особенности растущего организма и благополучно забыли.
«С ним случались припадки, но мы думали, что это особенности подросткового организма. Не придавали никакого значения. Тем более что все тесты подтверждали бычье здоровье Бафа», – вспоминает Гарсия.
Больше всего в «Сент-Этьене» Гомис тащился от игры бразильца Алекса Диаса. Баф увлекся, когда еще ребенком смотрел матчи по телевизору. А теперь кумир был совсем рядом – 17-летнего парня уже привлекали к тренировкам с основой.
Первый гол во взрослом футболе Бафетимби отпраздновал так: подбежал к угловому флажку и, встав на четвереньки, пополз в сторону ревущих трибун, изображая пантеру на охоте. Пантомима не оказалась эксклюзивной, однажды так уже делал Диас.
После победы в подэлитном дивизионе «Сент-Этьен» готовился к Лиге 1 и на Гомиса не рассчитывал. Нового основного форварда видели в Федерике Пикьоне. Баф снова отправился в Лигу 2, теперь в «Труа». Там он забивал в каждой второй игре, и болельщики надеялись, что клуб подпишет его на постоянной основе. Правда, руководство «Стефануа» было другого мнения.
Впрочем, коуч «Этьена» Эли Боп все равно ставил долговязого Пикьона.
Ничего не изменилось и после назначения Ивана Гашека, брата великого хоккейного кипера. Гомис во время матчей гениально проводил время на скамейке, изучая полоски на своих бутсах, а в свободное время ходил в церковь, пытаясь найти причины своих неудач. Впрочем, Божий это промысел или нет – доподлинно не знает никто. Точно известно, что избавителем стал Лоран Русси.
С его приходом в 2007-м Пикьон покинул «Сент-Этьен», а Гомис выдал мощнейшую серию, набрав десяток баллов по системе гол плюс пас за 11 матчей. Тот чемпионат он закончил в тройке лучших бомбардиров, втащив клуб в еврокубковую зону.
Чемпионат Европы-2008 Гомис смотрел уже с поля. В первой же игре за сборную (товарищеский против Эквадора в конце мая) он оформил дубль, став вторым после Зидана, кто забил дважды в дебютном матче. Вызов на Евро забронировал ему место и в зале славы «Сент-Этьена», который в последний раз делегировал игрока в национальную команду аж в 95-м – великого Лорана Блана.
К концу сезона-08/09 стало понятно: из «Сент-Этьена» он уйдет. Летом 2009-го президент «Лиона» Жан-Мишель Олас за 35 миллионов евро продал Карима Бензема в «Реал». 13 из них пошли на покупку Бафетимби Гомиса.
Поначалу публика на «Жерлане» сомневалась в парне. Гомис обладал мощью небольшого бульдозера и пластикой гимнаста, но оставался очень зависимым форвардом. Это не молодой Карим и не готовый конкурент Лисандро Лопесу.
Со временем ситуация выправилась. Он сам ее переломил, как это уже случалось в «Сент-Этьене». До трофеев так и не добрался, зато устроил несколько шоу.
В октябре 2009-го из-за травмы Франка Рибери Гомиса экстренно вызвали в сборную. На тренировке перед игрой с Фарерами Баф рухнул на газон. Мигом прилетевшие врачи диагностировали потерю сознания и отправили Гомиса в больницу.
«Бафетимби знает, что с ним это могло случиться. Обмороки бывали и раньше. После этого мы неоднократно проверяли его сердце. Обмороки связаны с чрезмерным стрессом для организма. Все это излечимо. Мы хотим быть уверены, что игрок находится в полной безопасности. Весь мир беспокоится о его здоровье, а он – нет», – рассказал врач «Лиона» Эммануэль Оран.
Обследования не выявили серьезных проблем с сердцем, но Раймон Доменек больше не вызывал Гомиса.
Ровно через два года после обморока «Лион» в последнем туре группового этапа Лиги чемпионов играл с загребским «Динамо». На кону – путевка в 1/8 финала, но шансы «Лиона» были лишь математическими. Задача – не только победить на «Максимире», но и закинуть не меньше 7 мячей. Уже в начале первого тайма Матео Ковачич, казалось, развеял все шансы на успех, но удаление Йерко Леко и гол Гомиса внесли интригу в это вялое противостояние. Второй тайм вошел в историю: Гомис забил еще три и итоговые 7:1 вместе с победой «Реала» над «Аяксом» (что и требовалось) отправили лионцев в плей-офф, а самого форварда – в элитный клуб бомбардиров, которые забивали 4+ гола в одной лигочемпионской встрече.
Через год Гомис снова устроил погром, на этот раз на «Велодроме». Баф – первый, кто положил тройку «Марселю» на его стадио.
Гомиса часто сравнивали с Дидье Дрогба – возможно, поэтому много лет им интересовались в Англии. Сам Баф, правда, не был настроен на такой трип.
«Лучше я буду играть в лидере лиги 1, чем перейду в середняк премьер-лиги», – ответил Гомис на очередной вопрос журналиста о трансфере в «Эвертон».
Но Жан-Мишель Олас устроил все по-своему. Из-за переговоров о новом контракте между президентом «Лиона» и Гомисом случилась короткое замыкание и как итог – возгорание. Олас продал Гомиса в «Ньюкасл», но сам Бафетимби уходить отказался. Его отправили в запас, где он тренировался все с той же непосредственной улыбкой.
Правда, после ухода Лисандро Жан-Мишель смягчился. Он позволил Реми Гарду использовать Гомиса в основном составе, за что форвард отплатил 14 голами. Они по-прежнему не разговаривали: Олас – хмурился, Гомис – улыбался. Оласа это жутко бесило, но год надо было потерпеть.
В итоге Гомиса продали в «Суонси», о котором француз узнал только из футбольного менеджера, но пообщавшись с тренером Гарри Монком, понял, что не ошибся. Гарри строил интересную команду, частью которой Гомис хотел быть.
Правда, получалось не очень. К 28-му туру Гомис забил всего пару голов и редко попадал в основной состав. На матч с «Тоттенхэмом» он наконец вышел в основе в полной готовности порвать соперника.
Шла 12-я минута матча на «Уайт Харт Лейн». Игроки «шпор» прессинговали соперника, Насер Шадли открыл счет. Игроки «Суонси» доставили мяч на центр поля, но в этот момент трибуны замерли. Гомис тяжело оперся на руки и рухнул на газон. Бригада врачей, реанимобиль.
«Мне стало нечем дышать, очень не хватало воздуха. В какой-то момент мое сознание отключилось», – вспоминал форвард.
На стадионе, кажется, действительно стало меньше воздуха. Болельщикам «Тоттенхэма» такая ситуация была знакома: игрок «Болтона» Фабрис Муамба однажды похожим образом повалился в игре против их любимой команды.
Гомиса унесли в подтрибунное помещение, надев кислородную маску. Матч доиграли, а затем миллионы глаз следили за информацией о здоровье Бафа.
«Я делал свою университетскую работу, когда узнал про случившееся с Гомисом. Я не знаю обо всех деталях, но, очевидно, он свалился в обморок, когда рядом никого не было. А когда я понял, что это произошло еще и на «Уайт Харт Лэйн», подумал: «Неужели снова здесь?!». После такого сложно было сконцентрироваться на работе», – рассказал потом Муамба.
Но вскоре Гомис всех успокоил: «Со здоровьем у меня все в порядке. Все выглядело намного страшнее, чем на самом деле было. Сейчас я чувствую себя хорошо. Я сильно устал, знаете, накопилось. Из-за здоровья моего отца я вынужден постоянно летать во Францию».
Гомис рассказал, что его преследует необычная болезнь – вазовагальная эпилепсия. Больной теряет сознание из-за недостаточного притока крови к мозгу. Обморок – защитная реакция организма, и врачи не считают, что она вообще опасна, кроме шанса разбить голову при падении. Такая патология встречается в основном у пожилых людей и возникает не на пустом месте. Основная причина – психология. Эмоциональное потрясение, словно узконаправленный молниевый столб, бьет точно в сердце больного, перекрывая значительную часть сосудов, через которые кровь несется к головному мозгу. Характерно, что потери сознания преследовали Бафа именно на фоне сложных жизненных ситуаций вроде болезни отца или адаптации в новом коллективе.
«Для профессионального футболиста случай абсолютно уникальный, – делился экспертным мнением глава медицинского штаба «Болтона» Марк Леве. – С профессиональной точки зрения случай чрезвычайно занятен и требует изучения. Парадоксально, но здоровью действительно ничего не угрожает. Он может преспокойно доиграть до 40 лет! Главное – не свернуть голову во время падения. Я с большим интересом буду продолжать следить за новостями о состоянии Гомиса», – подытожил Марк.
Гарри Монк подтвердил, что знал об этой особенности организма форварда еще до перехода: «Мы были озадачены этим фактом, но после ряда всевозможных испытаний оказалось, что все абсолютно нормально. Эти особенности не мешают Гомису играть и тренироваться».
Напрямую занялся своими обязанностями и рассвирепел Гомис только к концу сезона – в четырехматчевой голевой феерии досталось даже «Сити» и «Арсеналу».
На следующий сезон главный форвард «Суонси» Вилфрид Бони уехал в « Манчестер Сити», но результативность Гомиса даже ухудшилась. Лишь шесть голов в чемпионате – и в межсезонье в Уэльс приехал Фернандо Льоренте, а Гомис снова отправился во Францию. На этот раз – в «Марсель», куда позвали его старого знакомого – Руди Гарсию. Через месяц Руди подтвердил свои приятельские отношения с форвардом и назначил его капитаном команды. И это несмотря на то, что Гомис клубу по-прежнему не принадлежал.
Гарсии при поддержке Бафа удалось вывести «Марсель» из крутого пике и вклиниться в первую пятерку чемпионата. Гомис наколотил два десятка голов и придумал три голевые передачи за тридцать матчей, войдя в четверку лучших бомбардиров чемпионата, и обогнал Златана в тотальном споре бомбардиров Лиги 1 (122 мяча).
Руди Гарсия требовал от руководства подписать Гомиса, тем более что «Суонси» был готов отдать француза за символические деньги. Вопрос был только в зарплате самого игрока. И вот с этим случилась беда.
Стороны не договорились. Гомис плюнул и поехал в Турцию. «Марсель» взял Костаса Митроглу из «Бенфики» за 15 млн евро, который за две трети чемпионата забил всего 3 гола.
«Я хотел остаться в «Марселе», но, к сожалению, уже не чувствовал себя частью проекта. С самого начала переговоров я понял, что уйду. Во-первых, я не видел большого желания работать со мной дальше. А во-вторых, мне предлагали только два года контракта. Предложенные деньги только подтвердили мои предположения. Митроглу? Есть выбор, который надо уважать. Но сейчас для меня очевидно, что они купили игрока не лучше меня за цену значительно больше моей», – говорил Гомис.
В «Галатасарае» форвард долго не грустил, и клуб сделал для этого все возможное – почти 3,5 млн евро в год по трехлетнему контракту, подписной бонус в размере годового оклада. Игрок отвечает взаимностью, стабильно забивая гол в среднем раз в 100 минут.
Правда, на экваторе февраля Гомис снова напугал всех. На 7-й минуте гостевого матча против «Касымпаши» он как подкошенный свалился в ноги защитнику хозяев. Турки еще не привыкли к коллапсам француза, а потому в равной степени встревожились и удивились: после небольшой передышки он вернулся на поле и доиграл оставшиеся 80 минут. Правда, «Галатасарай» проиграл, а Гомис не забил.
Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Stu Forster, Steve Bardens, Isa Terli/Anadolu Agency; REUTERS/John Sibley, Vincent Kessler, Ronen Zvulun, Nikola Solic
Автор - греческое слово.Текст - латынь .Абсолютный - латынь. Идиотизм - др. греческий .Пацан - жаргон 20 в.
В общем, очень даже по-нашенски ) Соглашусь относительно излишних злоупотреблений, но, язык, без заимствований, быстро умирает. Например, слово трип, имеет свой подтекст, у путешествия немного иное значение..