Бундеслига на пороге перемен
После того, как президент «Ганновера» Мартин Кинд отозвал свое заявление на приобретение большинства голосов (акций) в клубе, Немецкая футбольная лига (DFL) объявила о начале обсуждения будущего правила 50+1 и возможных изменений в нем. Это значит, что Бундеслигу ждут большие перемены.
Что такое правило 50+1?
Правило 50+1 вступило в силу 1 января 1999 года. Звучит оно следующим образом:
«Акционерная компания может получить только 1 лицензию и членство в лиге, если клуб обладает в ней (компании) преимуществом и имеет свое футбольное подразделение (Fußballabteilung), которое в этот момент впервые получает лицензию для участия в лиге. Клуб имеет преимущество в своей дочерней компании, если располагает более 50% голосов и по крайней мере еще одним голосом на собрании акционеров».
Это означает, что инвесторы не смогут иметь более 50% голосов (то есть не более 49% акций), все решения будут принимать члены клуба (в том числе и болельщики), а главной целью клуба будут спортивные достижения, а не получение прибыли.
Подробнее об этом можно почитать тут.
Как будет проходить обсуждение возможных изменений в правиле 50+1?
Официальный сайт Немецкой футбольной лиги сообщает, что обсуждение пройдет независимо от дел «Ганновера» и Мартина Кинда, и в нем примут участие все 36 клубов 1 и 2 Бундеслиги.
Согласно опросу Bild, 12 из 18 представителей клубов 1 Бундеслиги высказались за реформу. Только руководители «Боруссии Дортмунд», «Боруссии Мёнхенгладбах» и «Фрайбурга» хотят оставить правило 50+1 без изменений.
Что говорят представители клубов Бундеслиги сейчас?
Михаэль Прец («Герта», генеральный менеджер): «В нынешних условиях каждый клуб должен решить для себя, каким путем он пойдет и какой инвестор ему нужен. У нас был прекрасный опыт работы с KKR, а сейчас мы в поиске нового стратегического партнера, который подойдет и Берлину, и «Герте». Есть ли у правила перспективы, время покажет. У 50+1 есть и положительные, и отрицательные стороны. Если правило отменят, это не значит, что каждый клуб будет обязан найти себе инвестора».
Франк Веттштайн («Гамбург», финансовый директор): «На мой взгляд, решение, приятое в понедельник, ничего не меняет и показывает лишь то, что лига уже давно находится в тяжелой ситуации. Решение должны принимать на собрании членов каждого клуба».
Франк Бриль («Хоффенхайм», финансовый директор): «Мы в «Хоффенхайме» приветствуем открытую и плодотворную дискуссию. Разумеется, только лишь благодаря отмене правила 50+1 ситуация в чемпионате не изменится, и немецкие клубы не станут успешнее на международной арене. Я за стратегическое сотрудничество, которое должно быть долгосрочным и стабильным. Но каждый клуб сам должен решить для себя, что для него хорошо».
Михаэль Шаде («Байер», генеральный директор): «Мы считаем, что DFL приняла верное решение пересмотреть содержание правила 50+1. Клубам нужны новые источники финансирования, чтобы сократить постоянно растущее отставание от европейских топ-клубов. Сейчас немецкий футбол может сам провести необходимую реформу правил для инвесторов и выработать юридически обоснованное положение».
Рувен Шрёдер («Майнц», спортивный директор): «Если в лиге состоится обсуждение, то вопрос в том, как оно будет проведено. Важно, чтобы с самого начала все карты были на столе. Нет, мы не будем выступать против всех предложений. Если будет проведена реформа, и будут условия, при которых клуб остается хозяином положения, то почему бы и не подумать о привлечении новых денег».
Кристиан Хайдель («Шальке», спортивный директор): «Нужно собраться вместе и подумать, не устарело ли правило 50+1 и есть ли у него пути развития. Чего хотят клубы? Я считаю, что сейчас нам надо все обсудить и найти лучшее решение для всех. Мы, профессиональные клубы, являемся членами Немецкой футбольной лиги. Но, конечно, мы не найдем решения, которым будут довольны абсолютно все».
Вольфганг Дитрих («Штутгарт», президент): «Для «Штутгарта» этот вопрос не стоит так остро, потому что 1 июня 2017 года на собрании членов клуба мы приняли решение продать до 24,9% наших акций. Мы разработали пятилетний план развития и уверены, что таким образом достигнем своих целей. Если 50+1 будет отменено, то это сильно повлияет на ситуацию в чемпионате».
*2 июня «Штутгарт» принял решение о создании акционерного общества VfB Stuttgart AG.
Тим Шумахер («Вольфсбург», генеральный директор): «На наш взгляд, правило 50+1 способствует равенству интересов. Тем не мене «Вольфсбург» приветствует решение президиума DFL и заинтересован в дискуссии».
Карл-Хайнц Румменигге («Бавария», председатель правления): «Каждый клуб должен решить для себя сам. У нас четко установлено, что 70% голосов должны оставаться у клуба. Поэтому для «Баварии» отмена правила 50+1 не является острой темой».
Также за реформу выступили «Кёльн», «Вердер», «РБ Лейпциг», «Айнтрахт», «Аугсбург» и, конечно, «Ганновер».
Кто против отмены 50+1?
Макс Эберль («Боруссия Мёнхенгладбах», спортивный директор): «Я боюсь этого [отмены 50+1]. На мой взгляд, это было бы плохим знаком. Есть уже 12-13 клубов, которые уже продали часть своих акций. Мы относимся к той части, которая еще не целиком погрузилась в это».
Ханс-Йоахим Ватцке («Боруссия Дортмунд», генеральный директор): «Мы будем дальше бороться за 50+1. Я буду за сохранение этого правила, пока ни один противник его не даст мне убедительное объяснение, почему оно должно быть отменено, несмотря на то, что «Реал» и «Барселона» являются самыми успешными клубами мира с 50+1».
Фриц Келлер («Фрайбург», президент): «Мы изо всех сил будем бороться за сохранение правила. Многие клубы ищут новые деньги, но пример Англии должен быть предостережением».
Почему немецкие болельщики против отмены 50+1?
Во многих европейских лигах присутствуют инвесторы из ОАЭ, Катара или Китая – в «ПСЖ», «Милане», «Интере», «Манчестере Сити» и т.д. В Германии все совершенно иначе. Здесь боятся, что без правила 50+1 клубы попадут в руки инвесторов, которых волнуют не интересы клуба и его болельщики, а только прибыль. Именно поэтому фанаты «Мюнхена 1860» и «Ганновера» выступают против Хасана Исмаика и Мартина Кинда соответственно.
Мюнхенский клуб в прошлом сезоне вылетел из 2 Бундеслиги и был вынужден перейти в 4 дивизион, потому что его инвестор, иорданский бизнесмен Исмаик, отказался платить за лицензию в 3 лиге. Многие болельщики обвиняют Исмаика в проблемах «Мюнхена 1860» и регулярно пишут гневные комментарии под постами на его странице в фейсбуке. Прогнать ненавистного инвестора мюнхенцам пока не удалось.
Ганноверские болельщики не хотят отдавать клуб в руки Мартина Кинда, который финансово поддерживает команду уже 20 лет, потому что он рассматривает его исключительно как коммерческое предприятие и не скрывает этого.
Что будет теперь?
Конечно, отмена правила 50+1 откроет двери для инвесторов и поможет сократить отставание от других европейских чемпионатов. Но что тогда ждет немецкий футбол? Немцы не хотят видеть у себя высокие цены на билеты, пустые трибуны и превращение футбола в ТВ-шоу. В общем, все из того, что есть в других лигах, открытых для олигархов и шейхов. Поэтому полная отмена 50+1 маловероятна. Большинство клубов выступает за изменения нынешних условий, и, кажется, это самый верный путь к сохранению традиций и привлечению инвесторов.
Подписывайтесь на Telegram-канал о немецком футболе, чтобы узнавать все самое интересное - Der Feierabend.
В чём отставание БЛ от других европейских чемпионатов? Недавно где-то читал, что средние зарплаты игроков БЛ на втором месте в Европе. По посещаемости немцам вообще равных нет. Чего не хватает-то? Трансферов в 200 млн евро? Шейхов и Абрамовичей неприменно нужно завести? Или дальневосточные инвесторы проявили себя отменными знатоками футбола?