Когда дождь приносит титулы: феномен „Кайзерслаутерна“
Кайзерслаутерн, город с населением всего 100 000 человек, – необычное место для футбола. Здесь, словно в зоне повышенной футбольной магии, может произойти все что угодно. Стадион Бетценберг, который теперь носит имя Фрица Вальтера, считается мифическим местом. Одна из многочисленных легенд, окружающих ”Кайзерслаутерн”, связана с вполне обыденной вещью – погодой.
«Фрицу его погоду» – так говорили не только на Бетценберге. Когда речь шла о «погоде Фрица Вальтера», все понимали, что тучи сгустились. Легендарный капитан “Кайзерслаутерна” любил сырую погоду. Даже в 1954 году в Берне, когда сборная Германии стала чемпионом мира, дождь, который он так обожал, не прекращался. Фриц и его погода принесли “Кайзерслаутерну” два чемпионства – в 1951 и 1953 году.
В 1970-е годы стадион Бетце стал местом, которое даже “Бавария” предпочитала обходить стороной. Та самая легендарная мюнхенская команда с Беккенбауэром и Мюллером в 1973 году потерпела поражение от “Кайзерслаутерна” со счетом 4:7 после того, как они вели 4:1. Это самый запоминающийся пример, но даже не самое крупное их поражение на этом стадионе.
В период с 1972 по 1982 год “Бавария” 13 раз приезжала на Бетценберг. За все это время она выиграла у “Кайзерслаутерна” только один матч. «Будет лучше, если мы отправим очки по почте», - сказал Пауль Брайтнер после одного из почти обязательных поражений в Бетценберге. Говорят, что уважение к “Кайзерслаутерну” в те времена было настолько велико, что даже Пауль Брайтнер и Карл-Хайнц Румменигге всегда закрывали глаза, когда автобус проезжал мимо стадиона. Снять проклятие “Бавария” смогла только благодаря смене цветов. Бразильская желто-синяя форма стала для них “счастливой формой Бетце”.
Настоящей золотой эрой для “Кайзерслаутерна” стали 1990-е. В 1990 году тренером “красных дьяволов” стал кубковый специалист Калли Фельдкамп – в предыдущие годы он уже выигрывал трофей с ”Юрдингеном” и ”Айнтрахтом”. За несколько месяцев он вывел команду из зоны вылета и дошел с ней до финала кубка. Именно тогда в команде появился дуэт нападающих Лаббадиа и Кунц.
Однако несмотря на победу в кубке, никто не верил, что команда сможет конкурировать в Бундеслиге. Они едва не вылетели в прошлом сезоне и заняли 12 место. Целью клуба было просто остаться в Бундеслиге. Тем не менее сезон 1990/91 стал продолжением кубкового успеха.
«У нас в команде было несколько игроков, которых можно было поставить куда угодно. Это был наш главный козырь», - так объяснил помощник тренера Райнер Холльманн силу команды. Так, например, капитан “Кайзерслаутерна” Штефан Кунц играл на всех позициях – от либеро до нападающего. «Дух 1950-х годов живет с нами, и я горжусь этим», - говорил Фриц Вальтер. По рекомендации «старого Фрица» игроки перед важными матчами образовывали в раздевалке круг, брались за руки и смотрели друг другу в глаза.
Однако не только атмосфера, но и деньги подпитывали команду. Благодаря чрезвычайно высоким премиальным - при низких основных зарплатах - “Кайзерслаутерн” стимулировал команду. За каждое очко выплачивалось 2400 марок, а за домашние матчи - еще 500 марок сверху, если на них присутствовало более 28000 зрителей. Таким образом, домашняя победа приносила каждому игроку 5300 марок в дополнение к основной зарплате (тогда в Бундеслиге была двухочковая система).
В одном из интервью в том сезоне Штефан Эффенберг с насмешкой сказал, что “остальные слишком глупы, чтобы стать чемпионами”. Этот комментарий лишь сплотил «Кайзерслаутерн», что нашло отражение в футболках с надписью »...лучше Бетценберг, чем Эффенберг». А Штефан ошибался. «Красные дьяволы» совершили одну из самых громких сенсаций в истории Бундеслиги. 15 июня 1991 года на чемпионский матч в Кёльне поехало 40000 болельщиков “Кайзерслаутерна”. “Кёльн” не сумел вовремя отрегулировать продажу билетов. Поэтому изобретательные фанаты «красных дьяволов» не упустили такой шанс и раскупили большинство мест, так что фанатов хозяев практически не было слышно. Матч стал по сути домашним для “Кайзерслаутерна”. После этой игры в пригороде Альзенборна Италия Вальтер открыла дверь в сад и крикнула мужу: «Шнугголино, они выиграли!». Потому что Фриц Вальтер слишком нервничал, чтобы наблюдать за игрой своей команды.
История “Кайзерслаутерна” в 90-х наполнена непредсказуемостью. Образ Анди Бреме с кубком Германии на Олюмпиаштадионе в 1996 году запечатлелся в памяти болельщиков так же, как и его слезы в объятиях Руди Фёллера за неделю до этой победы. «Я до сих пор часто думаю об этом, потому что мне было жаль Андреаса Бреме. Было очень больно видеть, каким разбитым он был во время телевизионного интервью. Можно было почувствовать, какое давление он испытывал. Я был рад, что мы остались, но это все равно было очень больно для меня», - рассказывал Фёллер в интервью SWR Sport.
“Кайзерслаутерн”, в котором было много известных имен, превратился в «чемпионов ничьих». 18(!) ничьих хватило лишь для того, чтобы занять 16-е место с 36 очками. Десять поражений за сезон – столько же, сколько у занявшей второе место «Баварии». В результате очередной ничьи 1:1 с Леверкузеном в последнем туре “Кайзерслаутерн” впервые за 33 года вылетел во 2 Бундеслигу. “Байеру” удалось остаться.
Перед финалом кубка на кону стояло многое: титул, участие в еврокубках и куча денег. Деньги, которые срочно требовались клубу для формирования команды, пригодной для возвращения в Бундеслигу. “Кайзерслаутерн” выиграл у “Карлсруэ” в финале. После матча Бреме признался, что он бы предпочел избежать вылета, а не выиграть кубок. Вместе с 17000 болельщиков, приехавших в Берлин, команда праздновала победу в финале до самой ночи. В то время никто не мог предположить, что всего два года спустя последует еще более грандиозная вечеринка.
Под руководством Отто Рехагеля они сразу же поднялись на ноги и ошеломили футбольный мир. Это было связано не только с тем, что клубу удалось сохранить большую часть состава после вылета из Бундеслиги, но и с тренером. Рехагель стал решающим кусочком этого пазла. «Он дал нам необходимое спокойствие и уверенность», - говорил Мартин Вагнер, один из героев чемпионского “Кайзерслаутерна”. В первом же матче сезона 1997/98 “Кайзерслаутерн” выиграл 1:0 у мюнхенской «Баварии», откуда Рехагель был уволен чуть менее двух лет назад. Это стало первой искрой для команды, которая в четвертом туре возглавила турнирную таблицу и не уступала первое место до самого конца.
“Кайзерслаутерн” выиграл чемпионат в сезоне 1997/98. Это первый и единственный случай, когда клуб, который только вышел в Бундеслигу, стал чемпионом. Команда и болельщики были в эйфории. «Это было чудо, что мы вообще смогли сыграть в последней игре сезона, потому что мы неделю тусовались как сумасшедшие», - вспоминал защитник Микаэль Шёнберг о концовке сезона. «Где-то за неделю до игры с «Гамбургом» в последнем туре у меня была первая утренняя тренировка. После ночной попойки я сел на велосипед в 8 утра и проехал 20 километров по лесу. Все еще пребывая в полной эйфории. Однако дорога к Бетценбергу становилась все длиннее и длиннее. Мои бедра просто горели. После тренировки я с ужасом ждал поездки домой на велосипеде. Похмелье было очень сильным. Потом я увидел, что один из моих коллег проколол мне шины. Идеальное алиби, чтобы позвонить жене и забрать меня”, - рассказывал о завершении сезона Андреас Бук.
“Мы хотим быть наравне с «Баварией»” – такие были амбиции клуба, возникшие после сенсации и сформулированные совершенно нескромно председателем правления Юргеном Фридрихом. Для того, чтобы их подкрепить, клуб приобрел не только любимчика Рехагеля Марио Баслера, но и чемпиона мира-1998 Юрия Джоркаеффа. На волне успеха “Кайзерслаутерн” разбрасывался деньгами.
Особым игроком в те годы для Отто был Чириако Сфорца. Союз игрока и тренера, принесший титул, распался два года спустя. Сфорца раскритиковал его публично в эфире программы Aktuelle Sportstudio: «Я пытался разобраться в ситуации на протяжении почти двух лет. Но я разговаривал со стеной». Рехагель покинул клуб после неудачного начала сезона 2000/01. Его место занял Андреас Бреме – без опыта, без тренерских успехов. К тому же его немногословный стиль общения вызывал вопросы. При Бреме клубу удалось дойти до полуфинала кубка УЕФА, но на этом успехи закончились. Помимо спортивных, клуб испытывал экономические трудности. Вскоре после окончания сезона всплыл финансовый скандал, связанный с тогдашним руководством. Прокуратура обвинила его в растрате и уклонении от уплаты налогов. Так триумф 1998 стал началом падения “Кайзерслаутерна”.
Юрген Фридрих, который так хотел сделать клуб равным “Баварии”, покинул свой пост после скандала. Новым председателем правления стал Рене К. Йегги, который до этого был президентом “Базеля”. Марио Баслер однажды назвал его «могильщиком» клуба из-за ряда спорных решений. Однако благодаря Йегги клубу удалось избежать банкротства. Он продал стадион городу, и клуб стал его арендатором. Хотя трагедии удалось избежать, это была не более чем отсрочка.
С 2002 по 2006 год “Кайзерслаутерн” постоянно был на грани вылета. По окончании сезона 2005/06 клуб во второй раз в своей истории покинул Бундеслигу. После назначения председателем правления Штефана Кунца “Кайзерслаутерн” недолго испытывал подъем. Клуб вернулся в Бундеслигу под руководством тренера Марко Курца. Однако всего два года спустя он снова вылетел. Несколько лет “Кайзерслаутерн” был в шаге от возвращения и упускал его в заключительных матчах сезона. Все это вызвало волнения в клубе. В начале 2016 года Штефан Кунц объявил о своей отставке. В конце года после разногласий с руководством в отставку ушел тренер Тайфун Коркут, а спустя полгода по аналогичным причинам - спортивный директор Уве Штёфер. Изменения в руководстве клуба проходят красной нитью через все последующие годы. Тренерская карусель тоже вращалась с большой скоростью. За сезон 2017/18 клуб сменил трех тренеров. Норберт Майер был вынужден уйти из-за плохой игры, Джефф Штрассер - по состоянию здоровья. Михаэль Фронтцек не смог предотвратить вылет клуба в 3 лигу.
Параллельно со спортивными неудачами клуб продолжал испытывать финансовые. Только в 2018 году “Кайзерслаутерн” решает выделить юридическое лицо GmbH & Co. KGaA - то, что “Боруссия Дортмунд” сделала еще 16 лет назад, чтобы спастись от банкротства. Клуб также принял предложение о помощи от люксембургского торговца недвижимостью Флавио Бекки после того, как лицензия вновь оказалась под угрозой. Незадолго до истечения срока ультиматума со стороны потенциального инвестора председатель наблюдательного совета “Кайзерслаутерна” Михаэль Литтиг представил альтернативный план финансирования, с которым совет клуба согласился в последний момент. Однако штутгартская компания Quattrex и французская Lagardère отказались предоставить им новые кредиты. Лицензия клуба на сезон 2019/20 снова оказалась под угрозой. В итоге Флавио Бекка улучшил свое предложение, и “Кайзерслаутерн” его принял. Тем не менее это не спасло клуб от разорения. У “Кайзерслаутерна” были долги в размере около 24 миллионов евро. В 2020 году клуб провел процедуру банкротства.
Несмотря на возвращение во 2 Бундеслигу через два года после финансовых потрясений, “Кайзерслаутерн” не стал стабильнее. После нескольких смен тренера и многочисленных зимних трансферов он все находился на грани вылета в 3 лигу. Спасти “Кайзерслаутерн” был призван Фридхельм Функель. Он не только когда-то сам играл за этот клуб, но и помогал другим командам в подобных ситуациях. Во второй раз в своей истории “Кайзерслаутерн” оказался в уникальной ситуации, когда одновременно боролся за выживание в лиге и участвовал в финале кубка Германии. Для Фридхельма Функеля это третий финал в его карьере. Если бы Андреас Бреме мог это видеть, он бы, вероятно, сказал, что предпочел бы избежать вылета. Его желание было исполнено.