2 мин.

Субботний оффтоп

Странное свойство у цитат.

Мне кажется, что эти стихи Николая Тихонова знают все. Во всяком случае, две строчки из этого стихотворения. Недавно я его перечитал; хотелось вставить в текст те самые две строчки, но подумалось - может быть, найдутся там де какие-то другие, менее затверженные. Я перечитал стихотворение - оно коротенькое и страшно знаменитое - и ахнул.

Это стихи не про героев. Это совсем другие люди, и ни симпатии, ни тем более благоговения к себе вызывать они не могут. Я вам напомню полный текст.

Спокойно трубку докурил до конца,

Спокойно улыбку стер с лица.

"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"

Сухими шагами командир идет.

И слова равняются в полный рост:

"С якоря в восемь. Курс - ост.

У кого жена, дети, брат -

Пишите, мы не придем назад.

Зато будет знатный кегельбан".

И старший в ответ: "Есть, капитан!"

А самый дерзкий и молодой

Смотрел на солнце над водой.

"Не все ли равно,- сказал он,- где?

Еще спокойней лежать в воде".

Адмиральским ушам простукал рассвет:

"Приказ исполнен. Спасенных нет".

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей.

Две последние строчки - уже на века. Но история-то про кого? За что погибли эти люди, за что они сообщили коротенечко жене, детям, брату, что больше не придут?

За "знатный кегельбан".

Офигеть. Это же просто шайка. "Хотите - пойдем ментов резать, хотите - завтра разбежимся". За веселуху, за лихую жизнь, помирать, так с музыкой, причем всерьез, а не в присказку. Не за страну, не за свободу, не за родной там дом - за кегельбан.

Вот сравните.

И вот он снова зазвучал в лесу прифронтовом.

И каждый думал и мечтал о чем-то дорогом.

И каждый думал о своей, припомнив ту весну,

И каждый знал - дорога к ней лежит через войну.

Пусть свет и радость прежних встреч нам светят в трудный час!

А коль придется в землю лечь, так это только раз.

Но пусть и смерть в огне, в дыму бойца не устрашит,

И что положено кому, пусть каждый совершит.

"В лесу прифронтовом" - это уже война. А "Баллада о гвоздях" написана между 1919 и 1922 годом. Ранняя советская мифология, герои революции. Тогда этого было достаточно.

И вообще, что за дурацкая идея - делать гвозди из людей...