Пять вопросов о российском спорте, на которые никто не ответит
Почему Минспорт или Олимпийский комитет России не обжаловали доклад Макларена?
Вторая часть доклада вышла в свет в начале декабря 2016 года. Информация же о допинговой программе, организованной российскими спортивными чиновниками, появилась и того раньше – перед летней Олимпиадой в Рио.
Единственное место, где опровергались выводы Ричарда Макларена, это телевизор. Правда, это была откровенная пропаганда, которая не имела ничего общего со спортом. Слушая весь этот поток бреда про планы Америки развалить российский спорт, невольно просыпалось сочувствие к канадскому юристу, в коем он совершенно не нуждается.
В бюрократической сфере реакция была принципиально иной. Были отправлены в отставку все чиновники, упоминавшиеся в докладе Макларена, во главе с замминистра спорта Юрием Нагорных. Позже был отстранен и глава Минспорта Виталий Мутко. Формально он пошел на повышение, но фактически это было реакцией на возникший скандал. Теперь, видимо, под давлением ФИФА, Мутко еще и лишили права давать комментарии (и слава Богу).
Ни один чиновник, ни один спортсмен при поддержке государства не подал ни одного заявления в суд или в спортивный арбитраж. Были заявления, например, от велосипедистов, но все расходы несли сами спортсмены.
Таким образом, получается, что Россия не предприняла ни одного шага для опровержения выводов доклада Макларена. Уже потом, когда созданная МОК комиссия Овальда начала дисквалифицировать и отбирать медали, выигранные спортсменами в Сочи, некоторые из них подали заявления в CAS, однако юристы считают, что теперь шансы оспорить решения МОК по Сочи чрезвычайно низкие, а шансы оспорить недопуск атлетов на Олимпиаду в Пхенчхан отсутствуют вовсе.
Почему российские спортивные федерации, зная о призрачных шансах лидеров поехать на Олимпиаду, продолжали упорно готовить именно их?
Наиболее показательная ситуация возникла в биатлоне. Кстати, профильную федерацию возглавляет Александр Кравцов, долгое время работавший в Центре подготовки спортивного резерва, описание участия в допинговой программе которого занимает в докладе Макларена ни одну страницу.
Так вот список биатлонистов из доклада известен даже мне. Все знали, что там Антон Шипулин, Евгений Гараничев, Алексей Волков. Но все они готовились к Олимпиаде, в том числе к эстафетной гонке. Результаты их в этом сезоне удручающие, но никому не пришло в голову начать готовить тех, кого в списках из доклада Макларена нет. Конечно, они бы не принесли России много золота, но сейчас складывается ситуация, что в Корею просто некому ехать.
Примерно такая же ситуация и в конькобежном спорте. МОК принял решение о том, что на Олимпиаду не поедут спортсмены, которые были ранее пойманы на запрещенных препаратах. Данный пункт решение исполкома МОК не является сенсационным, такой же заблокировал участие многих атлетов в Олимпиаде в Рио. Тем не менее весь сезон нам рассказывали о потрясающих успехах Дениса Юскова и Павла Кулижникова, отстраненных ныне совсем не по докладу Макларена, а связи с имевшимися ранее дисквалификациями.
Понимают ли в России, что решение МОК об участии наших спортсменов в Олимпиаде было не антироссийским, а пророссийским?
Давайте посмотрим на ситуацию глазами чиновников МОК. Россия не сделала никаких шагов по опровержению доклада Макларена. Но при этом она формально его и не признала, публично делая заявления об антироссийском заговоре всего мирового спорта. WADA уже после публикации выводов комиссии Освальда не могла официально получить базу РУСАДА, по которой, кстати, тоже не допускают спортсменов, правда, их ни фамилии, ни номера, в отличие от материалов Макларена, нигде не опубликованы. В итоге базу представили борцам с допингом то ли хакеры, то ли имевшие к ней доступ бежавшие на Запад сотрудники Григория Родченкова.
После итогов работы комиссии Овальда появились выводы комиссии Шмида о существовании в России государственной системы как минимум лояльной допингу. В результате опять же совершенно логично было принято решение о приостановке членства в МОК Олимпийского комитета России.
Добрая воля и, скажем так, доброе отношение к России позволили исполкому МОК допустить до игр хоть каких-то спортсменов пусть и без флага с гимном. Фактически собранных материалов было достаточно для полного отстранения наших спортсменов и такой вариант рассматривался.
Россия, кстати, тогда согласилась с правилами отбора спортсменов специальной комиссией МОК. По сути никаких критериев в работе комиссии нет. Понятно, что за допинг банят, поэтому упоминания в докладе Макларена достаточно для того, чтобы остаться дома (пока единственное выявленное исключение – биатлонистка Ульяна Кайшева). Но забанить спортсмена могут и по любым другим известным только комиссии критериям, которые не связаны с допингом и при этом не подлежат оглашению.
Понимают ли российские спортивные чиновники, что это еще не все?
Грохнуть может, например, перед домашним Чемпионатом мира по футболу. Смотрите, какие замечательные фамилии есть в докладе Макларена.
Да, пока международные федерации относятся к российским спортсменам существенно более лояльно, чем МОК, и у тех же биатлонистов, конькобежцев и лыжников есть проблемы только с Олимпиадой, но не с Кубком мира. Однако то, что Мутко покинул пост главы РФС, говорит о том, что с ФИФА не очень-то все и благополучно.
Кроме того, у нас через два года летняя Олимпиада в Токио, а в докладе Макларена присутствует очень много «летних атлетов». Не видно совершенно никакого просвета в восстановлении своего участия в мировой легкой атлетике. Поэтому если у России не появится стратегии по восстановлению своих позиций в мировом спорте, я не исключаю, что следующая Олимпиада пройдет в Москве с участием спортсменов ЛНР, ДНР, Абхазии и Южной Осетии.
Что дальше?
На чемпионат и первенство Сибирского федерального округа, проходившие 13 и 14 января, внезапно прибыли допинг-офицеры Российского антидопингового агентства (РУСАДА), после чего ряд спортсменов отказались выйти на старт, сославшись на плохое самочувствие. В числе снявшихся с соревнований 11 взрослых спортсменов, 4 юниора до 23 лет, 14 юниоров до 20 лет и 7 девушек до 18 лет.
Мне бы очень не хотелось, чтобы мои опасения стали реальностью, но я очень боюсь, что ровно это ждет российский спорт на протяжении долгого времени, потому что выводы из той критической ситуацию, в коей мы оказались, не сделаны. За почти два года может быть мы избавились только от Мутко. Но и это далеко не факт!
Второй был путь признать систему, конечно тут одним виноватым Родченковым не отделаешься. Это дало бы шансы максимально отмазать спортсменов, особенно тех по кому мало материала. Казалось бы проще некуда, благо всякие Нагорные и так непонятно где находятся, вали все на них. Но тут понятно, что и своя рубашка ближе к телу, и традиции искать вину в системе нет, да еще случайно измажешь того, который в свой жизни не одной ошибки не допустил, а тут такой бардак, да на его Олимпиаде.
А теперь уже вариантов нет, свернешь в сторону системы и у очень многих будут бледные лица.
А на ОИ мы порадуемся (искренне, приумноженно в 100 раз пропагандой) девочкам-фигуристкам да в шайбу (если, как обычно,не сгорят).
====================
Лично я это понимаю. Но толпа, забившая голову пропагандой из зомбоящика - наверняка нет.