9 мин.

Только спокойствие. «Рубин» не упадёт ниже

Но и поводов для радости немного.

«Рубин» провел слабейший первый круг за последние десять лет. В провальный сезон Грасии к 20-му туру "рубиновые" имели на 4 очка больше. Даже при Чалом клуб не был так близок ко дну – сейчас до вылета из лиги четыре балла.

Грустно признавать: низкое положение в таблице закономерно и объясняется исключительно игровыми проблемами. Да, казанцам порой не везло — самое яркое расхождение игры и итогового результата произошло в матчах с «Динамо» (0:0) и «Амкаром» (0:1), но такие игры компенсировались «отскоками» в матчах с лидерами.

Черное и белое. Системные ошибки «Рубина»

Бердыев призвал набраться терпения и дать ему время. Десять туров, первый круг… Сегодня позади уже две трети сезона, а ни одна из проблем так и не решена: центральные защитники сменяются, но череда привозов не меньше. Позиционная атака «Рубина» — такое же жалкое зрелище, а единственного стабильно забивающего форварда Жонатаса продали в начале сезона.

Более того, исчезают и положительные моменты. Утратилось хотя бы подобие тактической гибкости вроде перехода на 4-2-3-1 в матче с тульским «Арсеналом». Бердыев упрямо полирует схему в три защитника.

Иллюзия прогресса

При оценке основных показателей статистики можно подумать, что Бердыев постепенно улучшает качество игры и шаг за шагом идет к успеху. Сырой «Рубин» начала чемпионата вылезает со дна.

Например, по сравнению со стартом сезона «Рубин» прибавил во всех показателях игры в пас. Команда больше владеет мячом (казанцы довели среднее значение до 50%), совершает больше коротких передач, отрезает больше соперников и проводит мало времени с мячом на своей трети поля (меньше только у «Зенита» и «ЦСКА»). Но статистическое улучшение контроля над мячом –  вынужденная ситуация. Соперники приспособились к Бердыеву и выбирают наиболее эффективный способ нейтрализации его команд – отдать мяч и ждать ошибки.

У “Рубина” проблемы. Решения Бердыева не работают

Логично, что у казанской команды вырос средний packing. Предпоследнее место в лиге с результатом в 264 балла сменилось на девятую позицию и 344 единицы. Показатель не выдающийся, но и это кажется значительным прогрессом. На деле никакого развития в позиционной структуре не случилось. Получив мяч, футболисты не знают, что с ним делать. Перекаты между ЦЗ и розыгрыш пары «треугольников» в центре поля заканчиваются отправкой мяча длинным забросом в сторону штрафной. В финальной трети команда Бердыева по-прежнему беспомощна. «Рубин» – предпоследний в лиге по отрезанию защитников (impect) и во второй десятке по packing в финальной трети поля.

По impect-показателю «Рубин» ближе к Хабаровску, чем к первой десятке. Отставание от лидеров – в полтора раза // Пыльный чердак

У казанцев слишком примитивные розыгрыши для создания остроты вблизи ворот соперника. Кроме низкого показателя преодоления линии обороны «Рубин» тяжело проникает в штрафную. Отсутствие пробивного форварда не позволяет выиграть борьбу после кросса или заброса верхом, а для проникающих передач не хватает квалифицированной «десятки». Оздоев в силу возможностей старается исполнять эту роль. Выходит слабо.

Количество касаний в штрафной после 20 туров.

Отвратительная работа в штрафной – вина не только полузащитников. Из «рубиновых» в периметре достаточно активен лишь Жемалетдинов (во многом из-за эффекта запасного). Канунников еле входит в топ-30 по РФПЛ.

Игроки с наибольшим количеством касаний на 90 минут игрового времени. Для сравнения, Жонатас при Бердыеве в среднем касался мяча в штрафной 6,7 раз за 90 минут.

Несмотря на увеличение абсолютного числа коротких передач, от тактики с бесконечными навесами «Рубин» не отказался. Подопечные Бердыева в лидерах по проценту длинных передач – 19,9%. Подобная модель не работала и при Жонатасе — качественном таргетмене, а с его уходом все стало еще печальнее. Сегодня вертикальная игра «Рубина» в лонгболлы не испугает соперников и даже слезу умиления у Сэма Эллардайса не вызовет. При этом и Азмун, и Канунников показывают максимум своих возможностей в таком футболе, но «второй этаж» – отнюдь не самая сильная сторона этих парней.

Ясно-понятно. Что не так с «Рубином» и как он стал самой невостребованной спортивной командой города

Курбан Бекиевич в каждом интервью уверяет, что осознал все проблемы с позиционным нападением и обещает уделить первостепенное внимание этому компоненту на всех трех зимних сборах. Из положительных моментов - к команде уже присоединился Подберезкин, на которого возлагаются надежды. Вячеслав может стать новым Ерохиным для Бердыева – игроком-связующим между атакующей парой нападающих и созидающими центрхавами. Для этого у него есть и соответствующий футбольный интеллект, и опыт игры в «Краснодаре» - лучшей команде России, позволяющей развить подобные навыки.

Поиск свободных зон и движение Подберёзкина в «Краснодаре».

Поиск свободных зон и движение группы атаки «Рубина». Приехали.

Дисбаланс флангов

При парализованном центре поля «Рубин» спасался за счёт фланговой активности. На обоих краях у казанцев были топовые латерали лиги – Бауэр и Набиуллин. Быстрые, выносливые, с хорошим навесом – всё, что требуется для модели Бердыева. И если Мориц по ходу сезона справился со своими задачами на «отлично», то к Эльмиру остаются вопросы. Еще не так давно он был признан главным талантом российского футбола, но с того времени он прогрессирует крайне низкими темпами. От этого страдает игра казанского клуба.

И нельзя сказать, что у Набиуллина меньше возможностей себя проявить. Оба крайних защитника провели на поле примерно одинаковое количество времени: 1396 минут у Бауэра и 1241 у Набиуллина. При построении атак «Рубин» использовал оба фланга – по 37% атак казанцев прошло через правую и левую бровки.

Участие в комбинационной игре и количество проведенного с мячом времени у обоих футболистов на одном уровне – в среднем 10,8% передач команды приходилось на Бауэра и 11% – на Набиуллина. Это отличные показатели для игроков их амплуа. Для сравнения, лучшие латерали РФПЛ – Игнатьев и Фернандес – имеют по 12 и 11,4 процента соответственно. Если брать представителей топ-чемпионатов, то у Маркоса Алонсо 9,7%, у Виктора Мозеса – 8,1%.  

Разница — в использовании отведенных возможностей. Если сравнивать packing-статистику 3-го и 23-го номера Казани, то Бауэр впереди по всем компонентам. Он на 24% чаще отрезает соперников, в том числе на 36% чаще отрезает их на чужой трети поля. Паритет наблюдается лишь в показателе impect – с учетом равного среднего количества передач за матч у обоих.

Сравнение пакинга лучших латералей РФПЛ.

По абсолютным числам Бауэр уступает и Фернандесу, и Игнатьеву, идет на равных с Щенниковым, но значительно опережает одноклубника как по общему packing, так и в финальной трети. Такой разрыв с лидерами обусловлен игрой команд, а не индивидуальным недобором австрийца. По относительным числам (количество отрезанных игроков на один пас) и Бауэр, и Игнатьев близки к единице.

Разберём активность в конечной фазе атак: здесь перевес снова на стороне Бауэра. На смешные 0,02xG 23-го номера против 0,01xG Набиуллина смотреть не стоит, крайние защитники в «Рубине» редко выводятся на ударные позиции. Количество касаний в штрафной у Морица в два раза выше (33 против 14), а слаломные проходы Эльмира исчезли. Бауэр в разы чаще и успешнее идет в дриблинг (1,6 обводок per90 с успехом в 56% случаях против 0,6 обводок и 33,3% успехов).

Продажа Бауэра – главная потеря «Рубина». С уходом Морица в Казань вернулся Устинов, но Виталий не выделялся даже на фоне сдавшего Набиуллина. С ним и без того полумертвая атака «Рубина» совсем зачахнет.

Классика Бердыева

Надежная оборона – единственное, что удерживает казанский клуб от погружения в пучину ФНЛ. В этом компоненте Бердыев стабилен. Большая доля моментов и голов приходится на индивидуальные фейлы, обрезы и роковые удаления. Системно казанцы играют в защите качественно. Это подтверждается и xG-статистикой – «Рубин» в топ-3 по минимальным допущенным expected goals, и косвенным факторам, не учтенным в xG-модели. Почти четверть ударов по воротам казанцев допускается при пяти и более игроках «Рубина» между бьющим и воротами. Это очень хорошие цифры (средние данные по АПЛ – 10%).

Станет ли Егор Сорокин основным центральным защитником «Рубина»?

Более того – xG-модель даже недооценивает «Рубин», и в реальности команда должна пропускать меньше. Такая ситуация встречалась в предыдущих сезонах Бердыева в «Ростове»; этот сезон – первый для Бердыева, когда NPG/Xg выше единицы.

Сравнение команд Бердыева по пропущенным голам и допущенным xG.

Еще один аргумент в пользу надежности оборонительных редутов «Рубина» – количество допущенных передач в зону двадцати ярдов перед воротами, за исключением кроссов (deep completions). За двадцать туров подопечные Бердыева позволили совершить менее ста подобных передач. Лучше – только «Зенит» и «ЦСКА».  

Теперь игра «Рубина» в обороне – не автобусная. Команда не закрывается, не ставит на низкий блок и Моуриньо-футбол. Напротив, подопечные Бердыева грамотно прессингуют (PPDA 9,29 –шестое место в РФПЛ), активно ловят соперника в переходных стадиях игры. Но в основном такие трюки работают лишь в матчах с лидерами.

Наиболее показательна игра с «Зенитом», в котором красно-зеленые задушили прессингом петербургскую команду в первом тайме, выдав фантастические для себя 6.48 PPDA («Зенит» в том матче отработал в два раза хуже). В матчах с более слабыми соперниками подобная схема неэффективна. «Амкар», «Уфа» и другие любезно отдают мяч и играют на месяцами отработанных лонгболлах. Ко всему прочему, «Рубин» не выдерживает физически долгие отрезки игры в таком активном темпе: команда сильно просаживается в концовках, недорабатывает и ошибается.

ФНЛ или пробуждение?

«Рубин» встретил перерыв на негативе. Кроме игровой ямы, у казанцев большие проблемы с деньгами. Если для решения первого вопроса у Бердыева есть два месяца и три сбора, то со вторым на данный момент всё сложно. Команду покидают почти все легионеры, из усилений – только арендованный Подберезкин. Если обойтись без травм, то оставшиеся десять туров можно доиграть и с имеющимся резервом, но с обоймой из 16 полевых футболистов работать априори невозможно.

Плотность турнирной таблицы высока: те же четыре очка – до шестого места. Тем не менее, при всех потерях (а это, в первую очередь, Бауэр и Мвила), у казанцев достаточный запас прочности и качества состава для сохранения места в лиге. Сезон должен закончиться позитивно.

Только если «Рубин» не будет себя обманывать.

 

Для материала использованы данные Opta и паблика "Пыльный чердак"

Фото: vk.com/fcrk

Телеграм-канал про «Рубин», где говорят правду