Лобановский: Киевское «Динамо» пожертвовало чемпионатом СССР ради успехов на международной арене
Еще раз про гениальность Лобановского во всем
Сразу же предлагаю посмотреть предоставленное мною видео про первый матч финальной спарки чемпионата СССР 1986 года «Динамо» Москва – «Динамо» Киев. И особо обратить внимание на слова комментатора Владимира Перетурина где-то с 3 минуты 30 секунды.
Как раз в тот день, 29 ноября 1986 года, нас, шестерых будущих бойцов советской армии, привезли из пересыльного пункта в Баладжарах, что в Баку, в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Как водится, повели нас в баню, где мы поменяли свои гражданские шмотки на выданные не по размеру ХэБушки. А потом сидели в помещении карантина на третьем этаже казармы возле телевизора, и кололи себе иголками пальцы, пришивая погоны и шевроны к шинелям и парадкам, поглядывая при этом на экран. А там как раз заканчивался футбол «Динамо» Москва – «Динамо» Киев. «Птенцы» Лобановского проигрывали – 0:1, и, казалось, без шансов. Больно уж непривычно было киевлянам после полей на свежем воздухе бегать по ковру Спорткомплекса «Олимпийский» в Москве. К тому же у команды Эдуарда Малофеева была целая неделя, чтобы привыкнуть к таким условиям. А вот их соперники играли в очень плотном графике, и приехали из Ленинграда, где сокрушили местный «Зенит» (3:0) четырьмя днями ранее.
В общем, всё было вроде бы против киевлян. И слова Перетурина, что киевское «Динамо» пожертвовало чемпионатом СССР ради успехов на международной арене, воспринимались как само собой разумеющееся. Да и вправду. Киевляне в блестящем стиле выиграли Кубок обладателей кубков, а потом осенью успешно вышли в четвертьфинал уже Кубка европейских чемпионов. Подопечные Лобановского в составе сборной СССР под руководством своего тренера блистали на чемпионате мира в Мексике. А 11 октября сокрушили на парижском «Парк де Пренс» действующих чемпионов Европы французов (2:0) в рамках отбора на Евро-1988. Плюс потом еще и далеко не слабую Норвегию в Симферополе сокрушили (4:0). В Кубке СССР также вышли в четвертьфинал. Так что действительно нужно было каким-то турниром жертвовать, ведь людские силы не безграничны.
Только вот этот тезис, про небезграничные силы футболистов, которые не роботы, а люди, и что часто нужно жертвовать каким-то турниром ради достижений успехов в других, более важных, первым высказался далеко не советский телекомментатор Перетурин, а тренер киевского «Динамо» Валерий Лобановский. Про небезграничные силы своих подопечных наставник киевлян начал говорить еще в сентябре, когда никак не удавалось выиграть в чемпионате СССР. Лобановский заведомо готовил широкую общественность к тому, что его команда может оступиться в советском первенстве. Когда же динамовцы обыграли при ста тысячах зрителях на Республиканском стадионе шотландский «Селтик» - 3:1, выйдя в четвертьфинал Кубка чемпионов, а потом в трех матчах чемпионатах взяли всего три очка из шести запланированных, эта песня возобновилась с новой силой. Особенно после домашнего разгрома от вильнюсского «Жальгириса» 17 ноября со счетом 0:3. И хотя для киевлян еще не все было потеряно, Лобановский заранее побеспокоился о том, чтобы ни его «птенцов», ни его самого никто не осуждал за утрату чемпионского титула. И поверьте мне, как свидетелю того времени, в случае не выигрыша первого места в сторону Лобановского никто бы и пикнуть не посмел! Ведь игроки киевского «Динамо» достойно сражались на международной арене за престиж всего советского футбола. И очень успешно, нужно признать. А насчет чемпионата… Так всех же заранее предупреждали!
Вот в этом и есть еще одна грань гениальности Лобановского. Он заранее подстраховывался, когда чуял хоть какой-то намек на неудачи своей команды. Тем более, аргументы то вроде бы и железные. Хорошо, когда можно прикрыть наготу во внутреннем первенстве международными яркими одежками. Да и еще авторитет у Лобановского был так велик, что стоило Полковнику выразить какую-либо мысль, как вот о пожертвовании чемпионатом СССР ради международного престижа, как тут же эти слова подхватывались всеми, кому не лень, от специалистов и журналистов до болельщиков, и всеми повторялись, как мантра. Как аксиома. Относился к таковым и автор этих строчек. Потому что свято верил в гениальность Лобановского. Потому что хотелось в это верить. Да и действительно, в 1986 году динамовцы Киева в общей сложности провели 30 матчей чемпионата страны, плюс два в Кубке СССР, девять в еврокубках, плюс восемь матчей за сборную Союза под руководством Лобановского. Сюда смело можно относить еще три предыдущие игры главной команды страны, когда там рулил Эдуард Малофеев, и киевляне составляли основу. В итоге получим 52 матча. Гораздо больше своих конкурентов.
Лобановский вообще-то уже прикрывался матчами сборной, или вот турнирами поважнее, когда его клуб терпел неудачи. После фееричного сезона-1975 киевляне сначала проиграли четвертьфинал Кубка чемпионов французскому «Сент-Этьенну» (2:0 – 0:3), но Валерий Васильевич при этом и взглядом не повел, мол, эти матчи лишь подготовка к более важным международным турнирам, где киевляне защищают честь сборной СССР. И вот после проигрыша четвертьфинала Евро-1976 Чехословакии (0:2 – 2:2) тогда все и узнали, что главным турниром, на который нацелился Лобановский, есть Олимпиада в Монреале. А дальше третье место и полный разнос методов Лобановского на всех уровнях. Подробнее читайте мой блог «1976. Крах системы Лобановского».
Так вот в 1976 году Лобановский прикрывал текущие неудачи своих «птенцов» будущими потенциальными победами, которых не случилось. К тому же явно забыв, что футболисты не роботы, которые бессловесно исполняют все его установки в игре и на тренировках с космическими нагрузками, а люди. Ровно десять лет спустя все кардинально поменялось. Теперь Лобановский прикрывался уже свершившимися победами. А когда их осенью еще и прибавилось, так вообще класс. Еще одно подтверждение правоты великого тренера. И про футболистов он теперь вспоминал, как про людей, мол, их силы небезграничны. Лобановский явно научился на своих ошибках, сделав из них правильные выводы.
Только вот в 1986 году все эти отмазки про то, что «Динамо» Киев пожертвовал чемпионатом страны ради международных успехов, не пригодились. Киевляне выиграли финальную спарку с московским «Динамо», и в двенадцатый раз стали чемпионами страны. Совсем другое дело два года спустя, когда сборная СССР под руководством Лобановского завоевала «серебро» чемпионата Европы. Триумфально вернувшись домой, киевляне сходу выиграли три матча советского первенства и вышли в единоличные лидеры, имея 23 очка после 14 матчей. Вторым шел днепропетровский «Днепр» - 21 балл после 15 встреч, третий московский «Спартак» - 18 пунктов – 12 поединков. Потом после двух ничьих последовала домашняя победа над вильнюсским «Жальгирисом» - 3:1. Динамовцы идут вторыми после «Днепра» - 27 очков против 28, и 17 матчей против 19-и, сыгранных командой Кучеревского. И никаких разговоров про пожертвования.
Они пошли осенью, когда динамовцы никак не могли выиграть в сентябре, и «Днепр» оторвался в чемпионской гонке вперед. Вот здесь Лобановский снова вытянул из шухляды свои старые высказывания про пик и спад формы у команды. Вспомнил, что его игроки были костяком сборной СССР на Евро-1988, хотя турнир уже как три месяца завершился. И что нужно чем-то жертвовать. Каким-то турниром. Тем более что травмы ведущих игроков «Динамо» замучили, плюс Заварова в «Ювентус» продали. И опять по всему Союзу, как мантру, стали повторять эти слова Лобановского, готовя широкую общественность к возможной неудачи киевского «Динамо» в чемпионате страны. А ведь в сентябре положение киевлян в советском первенстве не было таким уж безнадежным. Отставание от «Днепра» составляло всего лишь три очка – 33 против 36. А после победы киевлян в очном поединке на своем поле (2:0) расстояние между главными претендентами на победу в чемпионате страны и вовсе сократилось до одного пункта. И все зависело только от самих динамовцев.
А теперь сравним нагрузки киевлян и футболистов «Днепра» осенью 1988 года. «Динамо» не играло в еврокубках, тогда как команда Кучеревского провела два тяжелейших поединка с сильным французским «Бордо» в Кубке УЕФА (1:1 – 1:2). Кстати, после поражения от «Жиронды» днепряне как раз и прилетели в Киев, где тоже были биты. Не нужно забывать, что три лидера «Днепра», Лютый, Чередник и Тищенко почти месяц защищали честь советского флага на Олимпийский играх в Сеуле, где завоевали «золото». От киевлян там был один Михайличенко. Беженар из «Днепра» стал чемпионом Европы в составе юношеской сборной СССР. А Пучкова вызывали под знамена сборной клубов Союза, и он даже гол болгарам забил. Не забываем, что Вишневский ездил на Евро-1988. Плюс лазарет «Днепра» никогда не пустовал, и среди травмированных очень часто оказывались лидеры команды, Лютый и Тищенко. То есть у «Днепра» по ходу сезона (здесь не забываем, что отборочный турнир на Олимпиаду завершился весной 1988-го) было задействовано в разнообразных сборных по полсостава. Так почему же Кучеревский не рассуждал, как Лобановский, про пик и спад формы у своих подопечных? Не пел песни про функциональное состояние своих футболистов и про их зантость в разнообразных сборных? Днепряне просто выходили, и играли. Как могли, через «не могу». Зато тренер киевского «Динамо», переманивший из «Днепра» его лидеров Протасова и Литовченко, умело прикрыл неудачу своей команды в чемпионате страны участием своих лучших игроков на Евро-1988 и матчами за сборную. Кстати, осенью во время чемпионата страны первая сборная сыграла ровно два матча. Товарищеский с ФРГ (0:1), и отборочный на Мундиаль-1990 с Австрией (2:0). В последнем сыграло пять киевлян.
«Днепр» в итоге опередил в чемпионской гонке киевское «Динамо» на три очка (46 против 43). Только Валерия Васильевича и его команду никто на второе место в чемпионате СССР не осуждал. Что не говорите, умел Лобановский своими заумными выражениями, рассуждая про пик и спад формы своей команды, навести туману на общественность, и отвести от себя и киевского «Динамо» грозу. Хорошо, когда сборная есть для прикрытия просчетов в клубе. Уроки 1976 года не прошли для Мэтра в этом плане даром.
Больше прибегать к подобным методам Валерию Васильевичу не довелось. Больше того, после провала сборной СССР на чемпионате мира 1990 года его уже не спасли от критики никакие ссылки на ТТД и ТТХ и т.д. и т.п. Правда, время уже было другое. Да и здесь Лобановский вовремя подстраховался, еще до начала итальянского Мундиаля заявив, что он покидает пост сборной. Так что опять с Валерия Васильевича были взятки гладки. Да, что не говорите, а великие люди великие во всём.
К слову в Англии болел всегда против Манчестера - не нравились ни стиль, ни тактика (это вам под ребро за "Любимого Фергюссона"), что не мешало мне признавать силу тренера.
Ну, наверное тот, кто к матчу с Бельгией вообще не готовился, игры ее не знал, за соперников не считал и рассчитывал задавить их также как Венгрию.