1968. Как УЕФА отреагировал на ввод советских войск в Чехословакию повторной жеребьевкой еврокубков
Или, Утраченный шанс киевского и московского «Динамо»
Сенсации в европейских клубных кубковых турнирах происходили не только во время матчей, но и вне поля. Когда судьбы команд и целых стран решались в высоких кабинетах.
Летом 1968 года УЕФА, как и было заведено ранее, была проведена жеребьевка четырнадцатого розыгрыша Кубка европейских чемпионов и девятого Кубка обладателей кубков. Накануне её проведения президент УЕФА Густав Видеркер из Швейцарии заявил, что теперь чиновники Союза Европейских футбольных ассоциаций продумали всё до мелочей. Под его чутким руководством, естественно. С сезона 1968/1969 было введено правило рассеивания полуфиналистов еврокубков последних лет на первом этапе. Дабы избежать встреч фаворитов уже в самом начале турнира. А так же предусматривалось искусственно разводить по разным парам представителей Турции, Греции и Кипра из-за вооруженного конфликта этих стран на Кипре. А так же Норвегии, Дании и Швеции. Плюс ко всему, на ранних этапах не могли встретиться между собой действующий обладатель Кубка чемпионов «Манчестер Юнайтед» со своими земляками из «Сити», которые неожиданно стали сильнейшими в Англии. А ещё официально вводилась замена двух игроков во время матча, чего раньше в турнирах под эгидой УЕФА не было. И, самое главное, наконец-то были установлены точные даты проведения матчей. А то раньше УЕФА давала только временные рамки, в которых и должны были договариваться соперники про поединки между собой. Это отнимало очень много времени и нервов у представителей клубов, участвовавших в Кубке европейских чемпионов и Кубке обладателей кубков. Теперь такая проблема была снята волевым решением УЕФА.
И всё бы хорошо, если бы в ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию для подавления «Пражской весны» не были введены войска Организации Варшавского договора под главенством СССР. Военными Советского Союза, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР (восточные немцы стояли на границе «в запасе» на всякий непредвиденный случай) были подавлены все проявление инакомыслия с генеральной линией КПСС. Чиновники УЕФА отреагировали молниеносно. 30 августа по инициативе бельгийской федерации футбола была проведена повторная жеребьевка, по которой были искусственно сведены в пары все представители соцлагеря, независимо, имели эти страны к событиям в Чехословакии отношение, или нет. Грянула мировая сенсация, которая была сродни взрыву ядерной бомбы. Хотя, это и была атомная бомба для СМИ. Ведь подобного ещё никогда не происходило в истории УЕФА.
Вот так киевское «Динамо» вместо швейцарского «Цюриха» получило в соперники чемпиона Польши, «Рух» из Хожува. А команда Льва Яшина, «Динамо» московское вместо поездки в Грецию для поединков с «Олимпиакосом» из Пирея должно было следовать в ту же Польшу для выяснения отношений с «Гурником» из Забже. Годом ранее «Гурник» уже прошел в Кубке чемпионов киевское «Динамо» (2:1 в гостях – 1:1 дома), остудив горячие головы советских болельщиков после незабываемой виктории киевлян над действующим обладателем Кубка чемпионов, шотландским «Селтиком» (те же зеркальные 2:1 – 1:1). Так что подопечным Константина Бескова пришлось бы приложить максимум усилий, чтобы преодолеть польский барьер. Впрочем, как и киевлянам.
Динамовцев Киева, которые вот уже третий сезон подряд крошили всех без разбора в чемпионате СССР, не без оснований считали одним из фаворитов Кубка чемпионов. Особенно высоко оценивали шансы динамовцев на удачное продвижение по самому престижному клубному турниру «старого света» журналисты «Франс футбола». Что и неудивительно. Подопечные Виктора Маслова, кроме побед на внутренней арене, уже пустили кровь топ-команде европейского уровня, «Селтику» из Глазго. Да, обожглись потом на польском «Гурнике» из Забже. Но, как известно, на своих ошибках учатся, что бы по этому поводу не говорили умные головы. Киевляне уже набили себе шишки, и не собирались дважды наступать на одни и те же грабли. «Рух», так «Рух». Есть прекрасная возможность отомстить полякам в Кубе чемпионов уже год спустя того обидного поражения от «Гурника». Тем более, после такой «горячей» встречи, которую устроили пшеки украинцам в Хожуве. Когда во время матча бросали на поле все, что попадалось им под руки, от пустых стеклянных пивных бутылок до взрывпакетов. А после матча, так и вовсе на поле вывалила пьяная ватага польских фанатов и принялась… избивать ненавистных русских. Вы не удивляйтесь. В советские времена всех граждан Советского Союза именовали за рубежом словом «раша». То есть и русских, и украинцев, и грузин с прибалтами, и среднеазиатов, всех считали русскими. А у поляков было очень много причин не любить (и это еще мягко сказано) Россию, а тем более украинцев, которых считали москальскими прихлебателями.
«Дед» Маслов в то время собрал мощный коллектив единомышленников, который доказал, что может обыгрывать своих соперников не только в СССР, но и на международной арене. Евгений Рудаков, Виктор Банников, Фёдор (Ференц) Медвидь, Вадим Соснихин, Владимир Левченко, Сергей Круликовский, Василий Турянчик, Владимир Мунтян, Иосиф (Йожеф) Сабо, Анатолий Пузач, Виктор Серебряников, Виталий Хмельницкий, Анатолий Бышовец, Валерий Поркуян, Сергей Шкляр. Этим парням был все равно, кого обыгрывать, московский «Спартак», одесский «Черноморец», ленинградский «Зенит», или вот «Цюрих» с «Рухом». Они были готовы осенью 1968 года побеждать в турнирах, где принимали участие, сметая всех соперников на своем пути. Тем более что путь в Кубке чемпионов опять лежал в Хожув на тот же стадион «Шленск». Самое время доказать пшекам свою силу.
Московское «Динамо» образца 1968 года было тоже довольно крепким коллективом. Константин Бесков за год своей тренерской практики в родном клубе сделал его конкурентом киевских одноклубников в чемпионате страны. В сезоне-1967 столичные «бело-голубые» финишировали вторыми вслед за подопечными «Деда» Маслова. Правда, отстав на целых пять очков – 49 против 54-ех. Зато «серебряный» призёр не проиграл «золотому». В Киеве (50 000 зрителей), проигрывая по ходу поединка 1:2, была достигнута победа – 3:2. А дома на родном стадионе в присутствие 56 000 болельщиков динамовцы отстояли нули. Но главный успех был достигнут в Кубке СССР. В праздничный для всего Союза день, 8 ноября 1967 года 80 000 любителей футбола на Центральном стадионе имени Владимира Ильича Ленина в Лужниках стали свидетелями уверенной победы московского «Динамо» в финальном матче над ЦСКА – 3:0.
В 1968 году подопечные Бескова на внутренней арене не особо блистали. Но костяк команды сохранился. Да и бойцовские качества футболисты московского «Динамо» никуда не растеряли. По-прежнему лучшие игроки вызывались старшим тренером сборной СССР Михаилом Якушиным под красные знамена главной команды страны: Виктор Аничкин (8 официальных матчей), Игорь Численко (8), Геннадий Еврюжихин (7), Владимир Козлов (1). Не нужно забывать, что ворота московского «Динамо» защищал лучший голкипер мира всех времен и народов 28-летний Лев Иванович Яшин. Да и остальные игроки были довольно высокого уровня: Геннадий Гусаров (31-летний ветеран, но всё ещё здорово бегающий в атаке, игрок сборной СССР 1961 – 1964 годов), Эдуард Мудрик (30-летний ветеран, надёжно играющий в защите, тоже игрок сборной СССР первой половины 1960-х), Валерий Маслов (7 матчей в сборной страны в 1964 – 1967 годах с двумя забитыми мячами), Георгий Рябов (СССР - 5 матчей 1963 – 1965), Валерий Зыков (ещё сыграет в сборной), Юрий Вшивцев, Владимир Штапов… И несмотря на то, что за «Гурник» выступали очень сильные исполнители (Хуберт Костка, Станислав Ослизло, Ежи Горгонь, Влодзимеж Любанський, Зигфрид Шолтысик), у московского «Динамо» были все шансы пройти своего польского оппонента. Хотя, смотря на результаты выступлений «шахтеров» из Забже на следующий сезон («Олимпиакос» - 2:2 и 5:0, «Глазго Рейнджерс» - дважды по 3:1, с последующим выходом в финал Кубка кубков), на этот счет закрадываются смутные сомнения. У «Гурника» был бесценный опыт выступлений в еврокубках. Московские динамовцы наоборот, выступали в роли дебютантов.
А вот, как распорядился повторный жребий насчет остальных пар с участием стран соцлагеря. Кубок чемпионов: «Левски-Спартак» Болгария – «Ференцварош» Венгрия, «Црвена Звезда» Югославия – «Карл Цейс» ГДР, «Стяуа» Румыния – «Спартак» Трнава. Чехословакия. Кубок кубков: «Динамо» Бухарест. Румыния – «Раба» ЭТО Венгрия, «Спартак» София. Болгария – «Унион» Берлин. ГДР, «Слован» Братислава. Чехословакия – «Бор» Югославия.
Только вот многим из этих матчей не суждено был сбыться. 4 сентября 1968 года Федерация футбола СССР направила в УЕФА протест. Хотя, скорее всего, это был самый настоящий ультиматум, в котором требовалось оставить в силе результаты первой жеребьевки. В нём утверждалось, что «Некоторым членам комитета во главе с крупным фабрикантом Видеркером не понравилось, что правительства СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР пришли на помощь народу Чехословакии в его борьбе с контрреволюцией», и оценивались эти действия, как «мелкое политиканство», которое нужно было остановить. Федерации футбола упомянутых в этом документе стран тоже направили в УЕФА аналогичные цидульки, плюс… Франция. Да, да. Не удивляйтесь. В 1966 году Франция вышла из НАТО (куда подавал заявку на вступление и СССР в 1954-ом). А в 1968-ом во Франции были не менее горячие деньки, нежели в Чехословакии. Только в мае месяце, с массовой бессрочной забастовкой, выступлениям студентов, требованиями 40-часовой рабочей недели, выхода на пенсию в 60 лет и минимальной зарплаты в тысячу франков. Да и к тому же французы поддержали страны соцлагеря в их ультиматуме еще из чисто меркантильных соображений. Ведь их чемпиону, «Сент-Этьенну», гораздо лучше было играть на первом этапе с польским «Рухом», который при повторной жеребьевке достался киевлянам, нежели с мощным шотландским «Селтиком».
Генеральный секретарь УЕФА Ханс Бангертер из Швейцарии (по ходу тогда в УЕФА рулили сыроеды) в срочном порядке созвал чрезвычайное заседание Исполкома УЕФА. 9 сентября 1968 года семью голосами против двух при одном воздержавшимся, было решено оставить в силе повторную жеребьевку. Организаторам Кубка Ярмарок, где главенствовал президент ФИФА англичанин Стэнли Роуз, Союз Европейских футбольных ассоциаций настойчиво советовал последовать их примеру. А так же перенести на более поздний срок ответный поединок финала Кубка Ярмарок 1967/1968 между венгерским «Ференцварошем» и английским «Лидс Юнайтед», который было намечено провести 11 сентября в Будапеште. Одновременно в штаб-квартиру «Павлинов» полетели предупредительные «перья» от УЕФА, в которых «Юнайтед» стращали последствиями поездки в социалистическую Венгрию после того, как эта страна вместе со своими союзниками ввела свои войска в Чехословакию. Ведь соперник «Лидса» представлял венгерскую армию, такой себе будапештшский ЦСКА, это если на советский манер. В послании намекалось, что в мире могут неправильно понять поступок «Лидса», если он решится, все-таки, поехать на ответный матч финала Кубка Ярмарок. Мол, представители свободного западного мира играют с агрессорами и оккупантами.
11 сентября 1968 года 76 000 зрителей на легендарном «Непштадионе» в Будапеште стали свидетелями безостановочных атак «Ференцвароша» на ворота гостей. Но отыграть 0:1 венгерским «солдатикам» так и не удалось – 0:0. «Лидс Юнайтед» стал новым обладателем Кубка Ярмарок. А Стэнли Роуз наотрез отказался проводить повторную жеребьевку в Кубке Ярмарок. Напомню, что этот турнир, предвестник Кубка УЕФА, тогда не подпадал под юрисдикцию Союза Европейских футбольный ассоциаций. Поэтому его руководство вело свою независимую от УЕФА политику. Роуз резко поддал уничижительной критике решение о проведении повторной жеребьевки, а так же буквально смешал с дерьмом вице-президента УЕФА Шандора Барча из Венгрии, который «не сумел отстоять интересы своего региона и пошел на поводу у хитрого торговца коврами», намекая на Густава Видеркера. Еженедельник «Франс Футбол» тоже не остался в стороне, и прошелся катком по Федерации футбола Бельгии, по инициативе которой и состоялась провокационная акция с проведением повторной жеребьевки. «Всем здравомыслящим людям понятно, что повторная жеребьёвка таит в себе опасность для будущего континентальных турниров, - писал «Франс Футбол» в те жаркие денёчки нелегких решений, - УЕФА допустил огромную ошибку, смешивая спортивные интересы с политическими, и достоин за это осуждения».
Только вот все эти возмущения авторитетных в мире спорта чиновников и спортивных изданий не могли изменить решения Исполкома УЕФА. Советское руководство отреагировало на него вполне прогнозируемо, запретив киевскому и московскому «Динамо» стартовать в Кубке чемпионов и Кубке кубков соответственно. Тут же примеру СССР последовали в Польше, Болгарии и Венгрии, а немного позже и в ГДР. Таким образом, команда Виктора Маслова, которая находилась осенью 1968 года на вершине своего могущества, была отстранена от официальных матчей на международной арене. А знаменитый Лев Яшин утратил последнюю возможность сыграть в еврокубках. Как бы далеко прошли тогда по клубным турнирам «старого света» киевляне и их московские одноклубники? Кто его знает? Ведь в 1/8 финала своих турниров победителю пары «Динамо» Киев – «Лех» предстояло сразиться с итальянским «Миланом», а сильнейший в противостоянии «Гурник» - «Динамо» Москва выходил на испанскую «Барселону». То есть мировых грандов того времени. Кстати, именно поэтому «Милан» и «Барселона», а так же португальская «Бенфика» вместе с итальянским «Торино», отдыхали от матчей второго раунда в своих турнирах. С лиссабонскими «Орлами» должен был играть в Кубке чемпионов победитель пары «Левски-Спартак» - «Ференцварош». А Турин в Кубке кубков должен был посетить кто-то из «Спартак» София – «Унион» Берлин.
Многим повторная жеребьевка пришлась по душе. Например, тренер «Селтика» Джоек Стейн радовался, что его подопечным вместо сражений с очень мощным венгерским «Ференцварошем» (тогда европейским топ-клубом) нужно играть с чемпионом Франции «Сент-Этьенном». Ведь второго подряд вылета на первом этапе Кубка чемпионов от представителей Восточной Европы (первыми были киевляне осенью 1967 года, про что я совсем недавно писал в рубрике «Еврокубковые сенсации») болельщики «Селтика» могли и не понять, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Франция, кстати, благоразумно дальше посыла протеста в УЕФА не пошла, и не поддержала бойкот стран соцлагеря. Но это не помогло «Сент-Этьенну» после домашних 2:0 избежать форменного разгрома в Глазго – 0:4.
Радовалось повторной жеребьевке и руководство «Цюриха». Ведь всем было ясно, что против киевского «Динамо» чемпиону Швейцарии не устоять. А так в соперниках скромный датский АБ. Хотя и это не помогло «Цюриху». Дома – 1:3, в гостях – 2:1 и вылет уже на первой стадии Кубка чемпионов.
Что до остальных представителей соцлагеря, которые несмотря на повторную жеребьевку, взяли старт в турнирах под эгидой УЕФА. То в Кубке чемпионов югославская «Црвена Звезда», после отказа восточногерманского «Карл Цейс» от участия, попала под каток «Селтика» во втором раунде – 1:5 и 1:1. А вот чехословацкий «Спартак» из Трнавы дошел до полуфинала, одолев по пути румынскую «Стяуа» (1:3 – 4:0), финский «Рейпас» (9:0 – 7:1), и греческий АЕК (2:1 – 1:1). Как видно, жребий был милостив к чемпиону Чехословакии вплоть до полуфинала, где слабых соперников уже не могло быть априори. Но всё равно, спартаковцы едва не отыграли гостевое 0:3 у набирающего силу амстердамского «Аякса». Голы, которые забил Ладислав Куна на 25 и 47 минутах ответного поединка поставили под большой вопрос преимущество Йохана Кройффа, Пита Кейзера, Шака Сварта и Ко. Только благодаря сверхусилиям команде Ринуса Михелса удалось пробиться в финал Кубка чемпионов.
В Кубке кубков и вовсе представитель Чехословакии, братиславский «Слован», выиграл трофей. Но об этом подробнее в отдельной статье рубрики «Еврокубковые сенсации». А вот бухарестское «Динамо», после отдыха в первом круге, влетело по полной программе английскому «Вест Бромвич Альбион» - 0:4 и 0:0.
И в заключение этого материала задаю сам себе вопрос: «Кому стало лучше от бойкота еврокубков?». Уж точно не клубам, типа киевского «Динамо», или вот венгерского «Ференцвароша», которые утратили свой шанс на успешное выступление в Кубке чемпионов, равно как и победителю пары «Гурник» - «Динамо» Москва в Кубке кубков. Футбольные болельщики СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии были лишены возможности наблюдать на своих стадионах противостояния своих любимцев с лучшими командами мира. А виной всему политика, будь она неладна. Ну, и, конечно, провокационные действия Запада. Хотя, всем ясно, что это была ответка на ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию.
Заодно весь мир удостоверился, что не все страны соцлагеря следуют курсу, указанному КПСС из Москвы. Румыния, а тем более Югославия проводили свою независимую политику, лавируя между Востоком и Западом. А Чехословакию, которая не поддержала бойкот, инициированный СССР, советские высокопоставленные товарищи не рискнули трогать. Ведь ясно же было, что это сделано в знак протеста против оккупации своей территории войсками ОВД. В Союзе по этому поводу чувствовали вину перед ЧССР, и закрывали глаза на подобные «шалости». Достаточно было и того, что Чехословакия снова под полным контролем Кремля.
1) Нас там нет (не понимаем о чем вы);
2) Мы там есть, но никто не указывает русскому медведю;
3) Все так делают, это русофобия (братья Уильямс, астма, Ливия/Ирак;
4) и в конце-концов, да мы это сделали, но почему вы мешаете политику и спорт? Зачем санкции? Двойные стандарты.
Ничего не меняется уже сто лет. А может даже и больше, сложно судить.