7 мин.

«Это игра, а не, мать твою, цирк!» Как делать футбол чуть ярче в низших аргентинских лигах

Дарио Дюбуа никогда не играл в футбол на высоком уровне, не стремился вырваться в сильнейшие лиги. Этот вид спорта не вызывал у него особого интереса, и он относился к нему как к способу заработать небольшие деньги. Но Дарио научился из своей тусклой игры делать шоу. Перед каждым матчем нападающий замазывал лицо белой тушью, выделял черным глаза и рот и делал полуторачасовое пинание мяча несколько интереснее. А потом брал в руки гитару и шел в рок­клуб. Все это было очень круто и весело. Пока Дюбуа не застрелили.

Дарио Дюбуа

В конце сезона­1998/99 аргентинскому «Мидленду» предстояли сразу две домашние игры. Первую команда выиграла со счетом 2:0. Дарио Дюбуа не был героем той встречи: он ни разу не забил и не ассистировал авторам голов. Но, несмотря на это, стал центральной фигурой поединка. Футболист придумал оригинальный способ выделиться среди толпы из 22 человек: он разрисовал себе лицо в рокерском стиле, а завивающиеся волосы придали образу дополнительный шарм. Болельщики «Мидленда» оценили перформанс Дарио и аплодировали ему всякий раз, как он касался мяча. На ту игру пришли 2000 фанатов. На следующую – на тысячу больше. И все до одного следили за эпатажным футболистом, который снова вышел в гриме. Так мир узнал о Дарио Дюбуа.

Футбол

– Эй, дружище! Что за маскарад ты тут устроил? Это игра, а не, мать твою, цирк! – наслушался Дарио Дюбуа в одной встрече за «Мидленд» из пятого аргентинского дивизиона. Реакция соперников была чересчур предсказуема. Одни открывали рот от изумления, вторые немного пугались, третьи сразу же начинали агрессивно задирать «клоуна». Так было почти перед каждым матчем.

Во время самой игры представители трех групп чаще всего объединялись и почему­то считали своей прямой обязанностью стебать Дюбуа за имидж.

«Будешь меня дразнить — тебя не опознают даже родители». История футболиста, который сменил 12 команд и теперь кайфует в Бразилии

Эта история не про жесткого защитника и не про эталон оборонительных действий. Дарио был посредственным футболистом и, кажется, знал об этом. Поэтому и использовал специфичный грим, чтобы выделиться на поле и привлечь к себе внимание. В отличие от многих своих одноклубников, он не хотел уезжать в Европу ради карьеры, он не тренировался по два раза в день, чтобы усовершенствовать игровые возможности, и не искал агентов ради продвижения своего имени. Пару раз Дарио задумывался о выступлениях за границей (как­то ему прилетело предложение из какой­то подвальной португальской лиги).

Однако, взвесив все плюсы и минусы, трезво оценив навыки, защитник отказался уезжать из Аргентины. Другое объяснение нежеланию вырываться из зоны собственного комфорта – безразличие к игре. Футбол для него был просто развлечением: «К черту футбол! Я играю, потому что это просто драйвово!»

Дарио Дюбуа

Деньги

Но игра была для Дарио еще и средством заработка. Правда, даже не основного. Ежемесячно ему на счет приходили какие­то копейки от руководства клубов. И этих сумм было недостаточно, чтобы нормально жить в течение тридцати дней. Поэтому Дюбуа вечерами после тренировок приторговывал ладаном и одеждой для хиппи.

Деньги были вечной проблемой для защитника. Но к любой спортивной, финансовой несправедливости и к обману он относился чересчур серьезно. К примеру, однажды к нему обратились президент Хуан Хосе Кастро и пара руководителей клуба «Хувентуд Унида» и предложили за небольшое вознаграждение слить игру. Дюбуа одному из них дал пощечину, а Хуану Кастро плюнул в физиономию.

«Я не стану просить футболку Месси. Он не пример для меня». История главного игрока Голландии нового поколения

Еще одна история, подтверждающая особое отношение защитника к денежным вопросам: однажды Дарио, выступая за «Лугано», в течение нескольких встреч заклеивал темным скотчем лого титульного спонсора команды. Причина заключалась в невыплате спонсорской суммы, положенной после каждой сыгранной встречи. На один матч бунтарь позабыл ленту, поэтому не придумал ничего лучше, как замазать лого грязью. Руководители «Лугано» были в бешенстве, но не смогли ничего предъявить Дюбуа и через некоторое время рассчитались с ним. «Я часто пинал мяч и убивал этим свободное время. Плюс пара центов, которые падали в кошелек,  скрашивали мою плачевную экономическую ситуацию», – говорил эпатажный футболист.

По иронии судьбы из­за проблем с деньгами защитник и закончил свою карьеру. В 32 года он порвал крестообразные связки. Дарио требовалось оплатить поездку в Буэнос­Айрес и достаточно непростую операцию, но сбережений для этого у него не было. Как и у «Мидленда», за который он выступал в то время. За два года до этой травмы он столкнулся головой с соперником, потерял много крови по дороге в больницу, получил кровоизлияние в правом ухе, не дождался помощи от Федерации футбола Аргентины и наговорил много огня. «ФФА – это куча крыс. Я чуть не умер на поле, и они ничего не сделали, чтобы помочь» – предсказуемо, что федерация отказалась помогать Дюбуа, когда тот травмировал «кресты».

Дарио Дюбуа

Маски­шоу

Главное правило любого человека, вне зависимости от того что он делает, – не забывать задавать самому себе простой вопрос: «Зачем?». «Это дает мне энергию. Я наношу краску на лицо и даю понять: я выхожу на войну, а не просто гонять мяч», – говорил Дарио Дюбуа. Действительно, некоторые соперники приходили в замешательство при виде боевого макияжа полузащитника. Однажды двое футболистов даже отказались выходить из подтрибунного помещения, когда увидели Дарио. «Это возмутительно! Он переступает все границы приличия! Он совершенно не уважает ни соперников, ни своих одноклубников, ни футбол! Либо он снимает эту чертовщину со своего лица, либо мы не выходим на поле!» – голосили они. Судьи не стали выполнять просьбу протестующих: в регламенте ничего не было прописано по поводу косметики на лице. Так что бунтарям пришлось смириться с внешним видом Дюбуа и выйти на поле. Соперники называли Дюбуа придурком, а он смеялся во весь голос прямо на футбольном поле. Кто­то срубал его в жестком подкате, но Дарио вставал, рычал и скалился, как зверь, чем еще больше пугал оппонентов.

Из­за макияжа он ругался с главными тренерами, спорил с партнерами. В «Мидленде» его даже держали на скамейке запасных, грозили отстранением от футбольных матчей. Но, несмотря на все эти предупреждения, к ритуалу нанесения краски на лицо Дюбуа относился с особым трепетом. Поэтому как­то раз на гостевой игре даже заглянул в судейскую комнату, повертелся перед зеркалом, нанес кистью пару штрихов и спросил у обалдевшего арбитра, ровно ли он накрасил.

«Если бы Игита не дотянулся, то этот момент стал бы большим позором на всю его жизнь». История вратаря, который перешагнул через наркотики и жизнь в гетто, чтобы навсегда стать звездой YouTube

В образе панк­рокера, с длинными волосами и разрисованным лицом, защитник выходил на поле в четырнадцати матчах. Потом Федерация футбола Аргентины все же услышала о недовольстве соперников видом Дюбуа и заставила его сменить образ на более традиционный, добавив, что Дарио «дискредитирует имидж профессионального футболиста». Игрок объяснил прессе, что ему нравилось краситься, но отметил, что если бы «Мидленду» грозили санкции из­за его поведения, он в любом случае завязал бы с гримом, потому что сильно переживает за этот клуб.

В своем последнем интервью газете Ole Дарио назвал себя «клоуном, который разрисовывает лицо и бьется за клуб». В том разговоре журналист провоцировал его, пытался связать защитника с гомосексуализмом. Но Дюбуа был спокоен, потому что в самом начале интервьюер отнесся без должного уважения к его любимому способу выделиться. Поэтому не стоило тратить нервы на недостойных.

Дарио Дюбуа

Рок

Музыка была важной частью жизни Дюбуа. Журналисты и одноклубники говорили, что защитник приходил на тренировки в наушниках, в которых звучали хиты группы The Kiss. Образу панка Дюбуа соответствовал и за пределами поля. Он был участником трех музыкальных групп, с которыми, как и в футболе, ничего не достиг. В таких локальных «бандах» он исполнял роль бас­гитариста, в некоторых песнях демонстрируя публике свои вокальные данные.

После завершения футбольной карьеры Дарио выступал в группе Tribute Rock, куда привлек Карлоса Гарсию из «Депортиво Парагвая» (гитара), бывшего футболиста этой же команды Эдуардо Паредеса (вокал) и Перико Фалько из «Мидленда» (барабаны). Они исполняли аргентинскую модифицированную и украшенную электронными проигрышами версию кумбии (колумбийский стиль. – Ред.).

Правда заключается в том, что образ рокера Дарио Дюбуа пронес до самой смерти. Он играл в футбол, как рокер, бренчал на бас­гитаре, как рокер, и его жизнь прервалась, как и у многих идолов хеви­метал. В 2008 году Дарио окончательно переключился с футбола на музыку и зарабатывал ремеслом звукорежиссера. В тот роковой день, когда Дюбуа после работы катался с девушкой на велосипедах, на них напали бандиты, отобрали у Дарио бумажник, мобильный телефон и выпустили в бывшего футболиста несколько пуль. Он боролся за свою жизнь в течение двух недель, но так и не смог выкарабкаться

Футболист, который запомнился тем, что пугал соперников своим видом во время игр, проиграл свой главный матч досрочно. Ему было всего 37.

Текст: Илья Егоров